Высокие, до предела зауженные напольные колонки не то чтобы выходят из моды, но теряют безраздельную власть. Рожденные как элегантная альтернатива широченным хай-файным «шкафам», теперь они сами становятся жертвой циклического развития моды — а классические формы акустики 70-х возвращаются, вызывая светлую ностальгию даже у тех, кто в те золотые виниловые деньки еще не родился.

Неудивительно, что основанный в середине прошлого века американский бренд KLH решил побаловать теперешних меломанов возрождением акустики, завоевавшей сумасшедшую популярность у их дедушек и бабушек.

Первооткрыватели закрытого ящика

Корпорация KLH была создана в 1957 году в городе Кембридж, штат Массачусетс. Одним из ее отцов-основателей стал звукоинженер и бизнесмен Генри Клосс. К тому моменту он уже успел поработать в Acoustic Research вместе с изобретателем Эдгаром Вильчуром и поучаствовать в разработке спикеров с закрытым акустическим оформлением.

Удивительно, но факт: правильно использовать замкнутый объем для построения колонок инженеры научились позже, чем придумали фазоинвертор. Подружить динамическую головку с глухим ящиком долго не удавалось, поскольку упругость воздуха съедала существенную часть энергии диффузора.

Снизить градиент давления можно было путем кардинального увеличения объема корпуса, однако смысла изобретать еще один здоровенный шкаф было немного. Кстати, слово «шкаф» отнюдь не метафора: высококлассные (по тем временам) колонки были действительно огромными, и кое-кто действительно врезал динамики прямо в дверцы гардеробов.

Вильчур первым догадался, что воздушную пружину нужно не усмирять, а использовать на благо звука. Поэтому он сделал подвес и центрующую шайбу динамика максимально мягкими и пластичными. Сам по себе такой драйвер работать практически не мог, но в закрытом ящике его мембрана обретала нужную опору.

К тому же выяснилось, что в качестве возвратной пружины воздух куда лучше любой резины или бумажной гофры. Он не стареет и не изнашивается, но главное — он обладает высокой линейностью динамических характеристик. Чтобы дополнительно повысить демпфирование, оставалось заполнить корпус звукопоглощающим материалом, и вуаля — в 1954 году на свет появилось оформление «акустический подвес».

Именно его и выбрал Генри Клосс для флагманских колонок своего бренда KLH. Почему? Да потому что как инженер и бизнесмен в одном лице, он прекрасно понимал, что слушатели остро нуждаются в радикальном повышении качества баса при относительной компактности акустики. Правда, хорошо задемпфированный драйвер не мог похвастать высокой чувствительностью, но к 60-м годам усилители уже успели поднакачать мышцы, да и в борьбе с искажениями продвинулись заметно. 

Лён и грецкий орех

Оригинальные колонки KLH Model Five выпускались с 1968 по 1977, и в те годы сумели стать одними из самых продаваемых АС в США. Со временем на хай-файной сцене появились новые фавориты, а KLH чудом не канула в Лету, став частью японской Kyocera. Но в итоге компании повезло: в 2017 ее приобрел другой ветеран американского аудиобизнеса, Дэвид Келли.

Он перенес штаб-квартиру компании в штат Индиана, где и стартовала бурная работа над абсолютно новыми линейками колонок. Среди них было много и привычных нам узких фазоинверторных башен, однако с прошлого года особое место в каталоге занимает ремейк знаменитых Model Five.

Внешне акустика практически не изменилась. Кабинеты высотой 66 и шириной 35 см собраны из 19-мм плит сверхжесткого MDF и отделаны натуральным шпоном. На выбор предлагаются западноафриканское красное дерево или более темный и контрастный грецкий орех. Динамики прячутся за олдскульными матерчатыми грилями, как и 54 года назад украшенными литым цинковым шильдиком с логотипом KLH.

Льняная ткань в разных вариантах отделки отличается по фактуре, однако при желании нужный экран можно заказать отдельно. На передней панели грили фиксируются магнитными защелками, а владельцам изначальной версии приходилось ковыряться с липучками Велкро.

Для формирования правильного звукового поля в комплект поставки входят стальные подиумы, не только приподнимающие колонки над полом, но и запрокидывающие их на пять градусов. Отсутствие фазоинвертора тоже облегчает расстановку, а для точной рум-коррекции на задней панели установлен аттенюатор. С его помощью можно на полтора или три децибела придавить весь диапазон выше 400 Гц — неплохой способ адаптации к звонким помещениям.

Авторская вариация

Не сомневаюсь, что вся техническая документация на оригинальные «пятерки» сохранилась, однако разработчикам хватило здравого смысла не делать точной копии колонок полувековой давности. Ведь за эти десятилетия динамические головки вышли на совершенно иной уровень разработки и производства, и не воспользоваться этим было бы странно.

Например, диафрагма твитера в оригинале представляла собой 1,75-дюймовый бумажный конус, корзины вуфера и двух среднечастотников были отпрессованы из тонкого и мягкого листового металла, а их магниты по сегодняшним понятиям были совсем маломощными.

Современная версия KLH Model Five получила ВЧ-драйвер с дюймовой алюминиевой диафрагмой на резиновом подвесе. Диффузоры СЧ и НЧ остались бумажными, хотя сами динамики, разумеется, другие. Информации по ним не так много, но литые алюминиевые корзины и мощные ферритовые магниты они получили совершенно точно. А еще модернизация позволила обойтись одним 4-х дюймовым среднечастотником вместо двух.

С учетом новых головок был переработан и кроссовер. Теперь в нем используются катушки на сердечниках из современных ферромагнетиков и майларовые конденсаторы.

Живее всех живых

Тестировались колонки в связке с усилителем AMC XIA100se. Его выходные каскады построены на MOSFET-транзисторах и пластичностью звучания навевают ассоциации с лампами. Между тем, мощности этому интегральнику не занимать — 2 х 140 Вт (4 Ом), что будет совсем не лишним для акустики чувствительностью 87,5 дБ в свободном поле. Источником был сетевой плеер TEAC NT-505, акустические кабели — Analysis-Plus Oval 12.

Звуковой почерк «акустического подвеса» дал о себе знать буквально с первых тактов. Постоянно слушая фазоинверторные конструкции просто перестаешь осознавать, насколько многогранным, рельефным и тонально выверенным может быть басовый диапазон. Низкодобротный 10-дюймовый вуфер, подвешенный, по сути, на 50 литрах воздуха, дополнительно «сгущенного» объемным звукопоглотителем, на зависть энергичен и действительно очень линеен.

Оно и понятно, ведь басы не стянуты к резонансной частоте фазоинвертора и не валятся за ней с обрыва крутизной 24 дБ на октаву. У закрытого ящика своя специфика. Отсутствие трубы-резонатора обеспечивает более плавный спад (12 дБ/окт.), однако из-за сложности понижения резонансной частоты, начинается он, как правило, чуть раньше. У Model Five АЧХ простирается от 42 Гц до 20 кГц при неравномерности 3 дБ, а по уровню –10 дБ добирается до 32 Гц.

Особенно впечатлили низкие частоты на альбоме Sia «Colour the Small One». Местами на нем присутствует сразу несколько разнородных басовых партий, причем прописаны они сочно и от души. Колонки отыгрывали их плотно и разнообразно, с быстрой атакой, однако без излишнего прессинга на более высокочастотную часть фонограммы.

Рассказ о саунде нарочито олдскульной акустики я сознательно начал с современного прогрессивного альбома, не имеющего никакого отношения ни к джазу, ни к рок-н-роллу. Очень хотелось подчеркнуть, что в современном музыкальном контексте, с его гипертрофированными басами, акустический подвес еще более актуален, чем 50 лет назад.

Вернуть колонки во времена их исторической юности помогли SACD-издания (Esoteric) Эллы Фицжеральд и Джона Колтрейна, а также альбомы Элвиса Пресли «From Elvis in Memphis» и Rolling Stones «Goats Head Soup».

Что сказать, таких чистых верхних частот в те годы массовая публика была лишена, но однозначно о них мечтала. Высокое разрешение нового твитера позволяет сотворить объемную, хорошо проработанную музыкальную сцену, однако не перегружает звук сибилянтами и перкуссией.

Средние частоты звучат энергично и экспрессивно. Чувствуется, что небольшой 4-х дюймовый диффузор в связке с мощной магнитной системой без труда успевает за твитером. К тому же, его небольшой диаметр помогает получить широкий пространственный охват (горизонтальная дисперсия 140 градусов). Изредка, правда, возникает ощущение, что в напористости вокала слегка растушевываются тонкие интонации, но зато каковы при этом гитары!

Симбиоз старого и нового

Одним словом, главному инженеру KLH Керри Гейтсу (который, между прочим, приложил руку и к разработке Klipsch Heritage) каким-то образом удалось донести до нас и музыкальную ауру 60-х, и острый драйв 70-х, да еще и современные жанры подать на столько интересно, что на KLH Model Five хочется переслушивать все подряд.

Благодарить за это нужно, в первую очередь, оформление «акустический подвес». С его помощью в относительно недорогой конструкции удалось добиться по-настоящему рельефных, энергичных и тонально достоверных басов. Не припомню, чтобы хоть отдаленно сравнимая по цене фазоинверторная система была способна на что-то подобное. В свою очередь, высокие частоты динамичны и точны, но не режут воздух на части.

Алюминий на резиновом подвесе оказался удачной и, главное, стилистически верной заменой ветхозаветному (в случае твитеров) бумажному конусу. Так что в этих эмоционально-ностальгических колонках нет места бесполезным стилизациям: все олдскульные составляющие и новые технологии взаимодействуют по четко продуманному сценарию. И как ни парадоксально это звучит, перед нами новая, крайне интересная акустика с легендарным прошлым.

Колонки, по-настоящему стильные во всём. На вид и на звук это акустика из 60-х, доносящая до нас лучшее из тогдашних технологий, но лишенная многих их недостатков

Не для любителей прятать акустику за занавеской. Нравится вам это или нет, но в интерьере эти колонки должны и будут обращать на себя внимание

KLH Model 5

286 000 рублей

Число полос: 3

Количество динамиков: 3

Акустическая схема: Закрытый ящик

Воспроизводимые частоты (±3 дБ): 42 Гц – 20 кГц

Чувствительность (помещение/свободное поле): 90,5/87,5 дБ (2,83 В/1 м)

Мощность (ном./пиковая): 200/800 Вт

Макс. звуковое давление (помещение): 112,3 дБ

Частоты раздела полос: 380/2850 Гц

Импеданс: 6 Ом (мин. 3,5 Ом на 140 Гц)

Рек. мощность усилителя: 20 – 200 Вт

Габариты (ШхВхГ): 350 х 660 х 292 мм

Масса: 20 кг (каждая)