В российском прокате — «Манчестер у моря» (Manchester by the Sea) — фильм Кеннета Лонергана (Kenneth Lonergan), номинированный на шесть «Оскаров» и получивший два из них в категории «Лучший актер» и «Лучший сценарий». Однако картину выделили еще до престижной премии Американской киноакадемии: Кейси Аффлек получил «Золотой глобус» за лучшую драматическую роль, был отмечен премией BAFTA, а на кинофестивале «Сандэнс», где в январе 2016-го состоялась мировая премьера фильма, критики принимали «Манчестер» на ура. В чем же успех этой истории — маленького человека в маленьком городке, среди таких же невыразительных на первый взгляд обывателей?
Сюжет
Ли Чендлер (Кейси Аффлек) — разнорабочий в Бостоне. Его одиночество и отчужденность очевидны: одинаково безучастно смотрит он в очко унитаза и в декольте флиртующей с ним женщины. Хотелось бы написать «красотки», но красоток в этой истории нет, как, впрочем, и красавцев. Практически два с половиной часа экранного времени зритель проведет в компании простых, ничем не выдающихся персонажей, сначала жильцов дома, который обслуживает Ли, затем — обитателей его родного городка. Телефонный звонок, известивший Ли о смерти брата, вырывает героя из повседневности и возвращает в Манчестер. Казалось бы, обычная история...
Мечтаю я забыть о прошлом
Действительно. Если бы не прошлое. Медленно, кадр за кадром, прошлое всплывает в воспоминаниях Ли, чередуясь с хлопотами в больнице, морге, нотариальной конторе. Фрагменты прежней жизни героя Лонерган рисует светлыми, холодными красками манчестерского дня: прозрачная синева воды, лодка, в которой Ли с братом и племянником рассекают водную гладь, слышны живые диалоги и веселый смех. А в этой сцене Ли в окружении жены и детей — нежный муж, любящий отец. И затем глухой, почти что сельской ночи: подвыпивший Ли провожает друзей, мечтательно считает звезды, которые освещают его путь в супермаркет, а после — дорогу к дому. Под «Adagio» с вкраплением воя сирен зритель становится свидетелем самой драматичной сцены фильма, и в ней — ответы на все вопросы.
История Лонергана по сути — история невозместимой утраты. Атмосфера города с его однообразными пейзажами и немногочисленным населением становится фоном внутренних переживаний Ли, вынужденного решать вопрос об опекунстве над племянником. В Манчестере между тем зима, заледенело все — и земля на кладбище, ее не пробить лопатой (тело брата пролежит в морозильной камере до весны), и простые человеческие чувства — сын в день смерти отца собирает пивную вечеринку у себя дома, а в жизни матери нет места для сына.
Съемочная группа
Кейси Аффлек вживается в образ виртуозно: внутреннее напряжение героя передается зрителю с первых минут его появления в кадре. В каждом его внешне безразличном «yes» и «no problem», в остановившемся взгляде завсегдатая ночного бара, в ударах, которые он наносит случайно попавшимся под горячую руку посетителям. Широкой аудитории Аффлек младший знаком, вероятно, по двум наиболее ярким ролям — в картинах «Прощай, детка, прощай» (реж. Бен Аффлек) и «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (реж. Эндрю Доминик). Роль Ли Чендлера не только принесла Кейси заслуженные премии, признание критиков и зрителей, но и вывела наконец из тени знаменитого брата.
Кстати, роль Ли могла уйти к Мэту Деймону: именно он обратился к режиссеру с идеей съемок фильма несколько лет назад. К счастью, Деймон ограничился только ролью продюсера. Что касается Лонергана, за рубежом он известен в первую очередь как театральный режиссер и сценарист картин «Банды Нью-Йорка» и «Анализируй это». Его предыдущие картины «Маргарет» и «Можешь рассчитывать на меня», как и «Манчестер», раскрывают тему вины за ошибки прошлого.
Не менее выразительная роль досталась 20-летнему Лукасу Хеджесу («Отель Гранд Будапешт»). Хеджес сыграл Патрика, племянника главного героя, и был не только номинирован на «Оскар» за лучшую роль второго плана, но и отмечен критиками, пообещавшими ему блестящее артистическое будущее.
Также в фильме задействованы Мишель Уильямс («Остров проклятых», «Горбатая гора») и Кайл Чандлер («Волк с Уолл-стрит»). А начинающая актриса Анна Барышникова, знаменитая пока в основном влиятельными родственными связями (дочь Михаила Барышникова), сыграла в фильме эпизодическую роль девушки на районе.
Смотреть или не смотреть?
Несмотря на очевидный трагизм истории, фильм не беспросветный. Напротив, в его финале заложена простая истина: жизнь продолжается несмотря ни на что. Очень реалистичный сценарий, вероятно, откликнется в сердцах людей, столкнувшихся с болью потери. Кроме того, в герое Ли, не слишком типичном для американского кино, наш зритель увидит характер, знакомый ему еще со времен средней школьной. Здесь вам и Чехов, и Достоевский, и «лишний человек», и рефлексия с тоской — бесконечной, холодной, как пейзажи Манчестера у моря. Сюжет фильма, обстоятельства жизни и переживания его героев в действительности не ограничены ни временными, ни географическими рамками, потому и кажутся зрителю настолько близкими. И именно поэтому — однозначно смотреть.