Внутриканальные наушники высшего класса могут иметь совершенно различную конструкцию. Одни производители экспериментируют с гибридными моделями, другие ставят в каждый наушник по 5–7 арматурных драйверов, а третьи умудряются упаковать в мини-формат планарные излучатели.
Разработчики JVC в ходе создания своей лучшей внутриканальной модели решили пойти совсем другим путем, объединив высокие технологии с японскими традициями и основными канонами High End.
Повод для праздника
Наушники JVC до недавнего времени не были широко представлены на российском рынке и редко попадали в поле моего зрения. Как оказалось, это направление бизнеса компания непрерывно и весьма активно развивала многие годы, благодаря чему у себя на родине, в Японии (да и в ряде европейских стран), JVC как бренд наушников входит в топы продаж, уверенно конкурируя с такими монстрами как JBL, Sony, Audio-Technica и Apple. Добиться таких результатов на одних только дешевых моделях для массового рынка никак не получится — для этого нужна основательная технологическая база, и у JVC она есть.
В основе современной хайфайной линейки JVC лежит технология Wood — и ее выбор не был случаен. Экспериментальных моделей, базирующихся на других технологиях, у JVC было предостаточно, и среди них есть даже обладатель премии EISA. В настоящий момент компания также производит крайне интересные модели на базе других технологий, но они принадлежат в основном к среднему ценовому сегменту — а все старшие модели входят в серию Wood.
Актуальный флагман линейки — модель JVC HA-FW10000 — был выпущен к 10-летнему юбилею фирменной «деревянной» серии. И хотя произошло это уже достаточно давно, в 2018 году, он по-прежнему является главным референсом в плане качества и основным донором технологий для других моделей.
Любовь к природе
Первая ассоциация, возникающая, когда слышишь словосочетание «деревянный диффузор» — это, конечно, акустика Wood Cone и популярные музыкальные центры JVC, которые ею комплектовались. То был настоящий High End в своем формате — и воспоминания о серии Wood Cone в памяти всплывают исключительно положительные. Но одно дело — сделать из шпона достаточно крупный диффузор динамика для акустики, и совсем другое — реализовать ту же технологию в микроформате.
В основе динамика наушников серии Wood лежит вполне традиционный диффузор, изготовленный из пластика PET. Сначала на него наносится карбоновое покрытие, увеличивающее общую жесткость конструкции. После этого на рабочую поверхность диффузора наклеивается тончайший срез натурального дерева — толщиной всего 50 мкм. Этот слой дерева тоньше и прозрачнее папиросной бумаги, но в микромасштабах наушников он способен существенно изменить и резонансные свойства, и переходную характеристику диффузора.
Существует немало наушников (в том числе и в ассортименте JVC), которые оснащаются диффузорами с карбоновым покрытием. Как правило, такие наушники звучат очень точно и динамично, обладают отличной атакой, но характер звучания таких моделей тяготеет к аналитичному и студийному.
Некоторые производители умудряются изготавливать диффузоры наушников не из дерева, но из его производных — бумаги или целлюлозной массы. Эффект во многом схож с тем, что дают бумажные динамики в акустике: звук, с одной стороны, получается тембрально богатым, живым и бархатистым, но при этом недостаточно плотная и жесткая фактура материала не позволяет добиться идеальной четкости, собранности и динамичности — во всем диапазоне не хватает детальности, а бас получается нечетким и смазанным.
Комбинация дерева и карбоновой основы существенно повышает жесткость диффузора. При этом деревянная поверхность дает те же плюсы, что и бумага, но, будучи более плотной, позволяет избежать смазанности и нечеткости звука как на макроуровне, так и в мелких нюансах.
Кроме того, естественный срез дерева — это монолит, сформированный волокнами разной плотности, обладающими совершенно различной способностью к распространению резонансов. Из-за этого деревянная часть диффузора поглощает резонансы в широком диапазоне частот, помогая избежать резонансного пика, которым неизбежно обладают пластиковые, карбоновые, металлические или металлизированные и другие диффузоры, изготовленные из однородного материала.
Помимо диффузоров с деревянным рабочим слоем, динамики могут похвастать прочным титановым корпусом с интегрированной акустической линзой, звуковой катушкой из омедненного алюминия и мощной магнитной системой. Внутренний каркас корпуса JVC HA-FW10000 также изготовлен из титана, а наружная часть — из японского клена с многократной пропиткой традиционным лаком Urushi, создающим долговечное покрытие с высокой твердостью и износостойкостью.
Тюнинг звука также производится с помощью натуральных материалов, полученных традиционным способом — таким же, как и столетия назад. Корпуса наушников частично заполнены звукопоглощающими материалами: шелковыми волокнами и японской крафтовой бумагой Awa Washi. Шелк корректирует количество верхних частот, а бумага отвечает за бас.
Решение крайне интересное и дает возможность управлять АЧХ с высокой точностью — все зависит исключительно от степени перфекционизма, который проявят разработчики, ведь нужно «всего лишь» подобрать идеальное соотношение материалов.
Всего этого инженерам JVC показалось мало, и они решили взять под контроль движение воздушного потока. Часть корпуса, расположенная напротив диффузора динамика, покрыта небольшими выпуклостями-точками, которые рассеивают звук, не попадающий непосредственно в звуковод.
Таким образом минимизируются искажения и окрашенность звука, вызываемые переотражениями внутри корпуса. Внутри фирменных насадок-амбушюров в канале, по которому звук выходит из звуковода наушников, расположены небольшие вмятины, которые также призваны рассеивать переотражения.
Дизайн и High End
Нетрудно заметить, что подход к настройке звука вполне соответствует лучшим традициям High End. Классический излучатель, сочетающий натуральное дерево и высокотехнологичный карбон, использование крафтовых материалов для прецизионной коррекции АЧХ, повсеместная борьба с переотражениями — все это говорит о внимании разработчиков к мельчайшим деталям. И есть еще множество нюансов, которые укрепляют это впечатление.
Поскольку модель JVC HA-FW10000 была выпущена к юбилею серии Wood, она получила особенный дизайн: наушники являются аллюзией на кларнет — деревянный духовой инструмент, имеющий многочисленные металлические детали. Намек в целом очевиден: подразумевается, что наушники Wood — это тоже своеобразный музыкальный инструмент, обладающий своим характером, но при этом точно играющий по нотам.
Как следствие — конструкция наушников напоминает клапан кларнета. Но то, что первоначально выглядит как оригинальный дизайнерский ход, по сути является средством борьбы с паразитными вибрациями. Во-первых, из-за обилия металла наушники имеют достаточно большую массу. Как и в случае с акустикой, это делает их инертными, неспособными поглощать энергию динамика и окрашивать звук.
Во-вторых, внешний модуль с разъемом кабеля не только помогает расположить его удобным образом — он содержит внутри амортизирующую вставку, которая изолирует от корпуса стандартный коаксиальный разъем ММСХ. Таким образом вибрации от кабеля гасятся вне основной части корпуса наушника.
Сами кабели тоже необычные: их проводники имеют многожильную конструкцию, и в центре каждого находится шелковая нить, выполняющая роль механического демпфера и средства для снятия статического заряда. При этом по всей длине кабель является 4-жильным.
Проводники, идущие к плюсу и минусу каждого канала, тянутся от одного разъема до другого и не имеют каких-либо дополнительных соединений или разветвлений на пути сигнала. Медь проводников, естественно, бескислородная и имеет высокую степень очистки, а двойная изоляция создает хорошую защиту не только от механических повреждений, но также от микрофонного эффекта и передачи микровибраций.
Перфекционизм, проявляющийся в каждой детали, и есть главное отличие устройств класса High End от всех остальных. В погоне за абсолютным совершенством разработчики стремятся устранить малейшие негативные факторы любой ценой и в результате получают возможность поднять качество звучания еще на одну или несколько ступеней выше.
И именно поэтому JVC HA-FW10000 — это абсолютный, стопроцентный High End. Впрочем, хватит уже о «железе» и философии. Пора поговорить о звуке.
Услышать всё
Первое знакомство с моделью JVC HA-FW10000 напоминает увлекательный аттракцион, объяснения которому стоит искать где-то в глубинах науки под названием «психоакустика».
В самом начале звук совершенно не впечатляет и даже сбивает с толку — баса маловато, верхних тоже вроде как не хватает, середина ярковата, и непонятно, что вообще происходит. Будто бы слушаешь запись середины 60-х на ламповой радиоле того же года выпуска.
Проходит несколько минут, слух адаптируется — и ощущения меняются радикально. Бас-то, оказывается, на месте — его ровно столько, сколько нужно количественно, и, когда требуется, наушники уверенно отыгрывают очень низкие ноты.
Верхних частот и ощущения воздуха хватает — при этом они не цыкают, не сверлят мозг, как бывает у арматурных моделей, но также не ощущаются зажатыми или проваленными. Середина — фантастически детальная, живая и реалистичная, с невероятной проработкой тембров и мельчайших оттенков.
А дальше происходит еще одно изменение в восприятии: стоит перебрать 5–10 знакомых треков — и начинается стойкое привыкание к саунду. Это уже не странные японские наушники с непонятным звуком, это — «моя прелесть», которую никто ни при каких обстоятельствах не сможет отобрать. Причина тому — удивительная способность JVC HA-FW10000 очень вкусно и сочно воспроизводить буквально любую музыку.
Начинал я с первого альбома Creedence Clearwater Revival, для которого, как мне показалось, эти наушники должны были идеально подойти — и подошли! Затем как-то незаметно через калейдоскоп жанров и эпох добрался до альбома «Небыло» группы Tequilajazzz — и звук по-прежнему был исключительно интересен, детален и точен. Никаких мыслей, что наушники не подходили для прослушивания «Текилы», не возникало. Скорее наоборот: JVC HA-FW10000 идеально для этого подходили!
По ходу дела я успел послушать буквально все, включая весьма замысловатые жанры. В плейлисте были ньюэйдж, евродэнс, метал, прогрессив всех сортов, классика разных масштабов, экспериментальная электроника, пресловутые японские барабаны и тонна фри-джаза. Одним словом — все, на что только хватило фантазии.
И в результате абсолютно все (даже барабаны) было очень интересно слушать. Музыка получалась абсолютно естественной, волнующей и реалистичной. Всякая живая запись буквально дышала энергией, погружала в атмосферу и не отпускала внимание ни на секунду. Одним словом — мистика и колдовство, не иначе.
Потрясающая детализация, широкий диапазон частот, безграничные динамические возможности и специфическая подача музыки привели меня к единственно верному решению — проверить магические свойства модели на беспристрастном измерительном стенде, который не обманешь этими вашими хайэндными трюками!
Измерения
На графике АЧХ в глаза бросаются сразу три необычных момента. Первый — абсолютная линейность характеристики аж до 2 кГц. Не видел раньше настолько ровного графика такой продолжительности. Обычно АЧХ пытается погнуться уже где-то в районе 200–300 Гц, и у всех наушников она начинает заметно уплывать около 1 кГц или раньше. Это чистой воды физика — в данных зонах сказывается влияние корпуса наушников, соотношение внутреннего объема и нагрузочной камеры, которую создает ухо слушателя, и т.д.
Здесь же мы видим только жалкие попытки АЧХ сломаться где-то на участке 500–1 000 Гц, которую инженеры успешно пресекли. Глядя на это, можно предположить, что подъем на 3 кГц сделан абсолютно осознанно и преднамеренно.
Обычно эту зону АЧХ пытаются провалить, чтобы избежать яркой окраски на СЧ (именно того эффекта, который я услышал в начале), однако если уж разработчики смогли дотянуть идеально ровный график до 2 кГц, задача приглушить этот горб вряд ли была для них неподъемной.
Второй необычный момент — щедрая доза верхних частот в районе 15 кГц. Обычно у динамических излучателей там уже мало что остается, либо же наблюдается сразу несколько резких пиков и провалов — здесь же пик один и достаточно широкий. Кроме того, об этот пик в мелкие щепки разбивается мнение, что дерево способно давать только мягкую приятную середину и никаких ВЧ — вот они, нормальные верхние, по уровню не уступающие СЧ/НЧ-диапазону, тот самый «воздух», который был ощутим при прослушивании.
Третье и самое удивительное явление я несколько раз перепроверил на стенде, потому что оно было похоже скорее на техническую ошибку, нежели на реальный результат измерений. На графике ниже вы можете наблюдать сырые результаты измерений наушников разных типов. К этим графикам не была применена программная функция сглаживания, отчего в ВЧ- и частично в НЧ-диапазоне мы можем наблюдать пилообразные искажения АЧХ.
Не буду называть конкретные модели наушников — скажу лишь, что все они средне-высокого сегмента и выбраны они были из общей массы случайным образом. Все внутриканальные и многие полноразмерные модели дают именно такую картину.
Сглаживание графика АЧХ с шагом 1/24 октавы применяется для того, чтобы можно было проследить среднюю линию АЧХ, которую мы и воспринимаем — ведь все эти «пилы» человеческий слух игнорирует, обобщая и усредняя результат.
А теперь присмотритесь к графикам АЧХ наушников JVC HA-FW10000 в самом начале этого раздела. К ним я не применял функцию сглаживания. Если приглядеться к правому краю, можно увидеть небольшую дрожь в районе 18–20 кГц, да в басовом диапазоне есть едва заметные волны. Все остальное выглядит практически безупречно. Как это возможно? Либо магия, либо деревянно-карбоново-пластиковый сэндвич действительно не склонен к резонансам. От слова «совсем».
Что же касается графика гармонических искажений, то на нем JVC HA-FW10000 пытаются убедить нас, что они не являются порождением магических сил или творением инопланетной цивилизации. При очень хорошем, но достижимом реальными наушниками коридоре искажений 0,25...0,1% на участке 60–2 000 Гц график задорно пляшет в басовой зоне, поднимаясь локально до 3–4%.
Да и пресловутый горб АЧХ на 3 кГц сопровождается горбом-клоном на графике искажений — все-таки не справились? Таким образом, хотя бы по искажениям мы можем сделать вывод, что наушники все-таки делали люди — и они не идеальны на 100%. А всего лишь на 98–99%.
Итог
JVC HA-FW10000 — это исключительно самобытные и оригинальные наушники: как с точки зрения внешнего вида, так и с точки зрения инженерных решений. В технологическом плане это и вовсе целая выставка достижений — после изучения модели в деталях даже в парадигме High End начинает казаться, что половина наворотов избыточна.
Впрочем, достаточно лишь послушать эти наушники, чтобы уверовать в абсолютно все аудиофильские излишества, которыми наполнены JVC HA-FW10000. Совершенно непонятно, что именно создает всю эту магию. Даже кабель менять на альтернативный (например — балансный) как-то не хочется. А вдруг волшебство исчезнет?
исключительно прозрачное и выразительное звучание с фантастическим разрешением, эффектный дизайн, популярный тип кабельных разъемов ММСХ, практически идеальная АЧХ
наушники тяжеловаты, а ценник заставит волноваться даже опытного и обеспеченного портативщика
139 990 рублей
Излучатель: динамический, 11-мм купол с карбоновым покрытием и деревянной накладкой
Диапазон частот: 6–52 000 Гц
Импеданс: 16 Ом
Чувствительность: 102 дБ
Максимальная мощность: 200 мВт
Кабель: OFC 4n с разъемами ММСХ
Масса: 21,5 г