Норвежская фирма Electrocompaniet выпускает одну единственную модель проигрывателя виниловых пластинок — ECG 1. До этого в сегменте винила компания вообще делала только фонокорректор ECP 1, недавно замененный на ECP 2 в полноразмерном корпусе. Тем не менее, о планах выпустить вертушку Микаль Дреггевик (Mikal Dreggevik), владелец Electrocompaniet, рассказал мне еще четыре года назад, а впервые модель была представлена на мюнхенской выставке в 2014-м, и вот она наконец-то добралась и до меня.
К сожалению, я так и не обсудил с Дреггевиком, почему компания решила выпустить проигрыватель винила. Допускаю, что появилось желание добавить в каталог аналоговый источник, ведь у техники Electrocompaniet узнаваемый и очень характерный дизайн, который ни с чьим другим не спутать, а хорошая вертушка в системе всегда будет кстати. Причем мне кажется, на старте разработки перспектива была неясной, поэтому инженеры очень старались и, я бы сказал, перевыполнили план. Таким образом, идеи, о которых говорил Дреггевик, получили очень основательную реализацию.
Первый опыт
Проигрыватель получился действительно красивым. При том, что я отнюдь не поклонник дизайна Electrocompaniet, да и в целом визуально мне довольно редко нравятся проигрыватели, тут стоит признать — в жизни аппарат выглядит эффектнее, чем на фотографиях. Гармоничные пропорции, сочетание прозрачного акрила и черненого металла, прозрачный с торца и бархатно-матовый сверху диск. Очевидно, здесь учитывали фирменный стиль, а элементы конструкции подбирались сначала исходя из технических задач и уже только потом — по их визуальной составляющей.
И хотя для компании это — первый опыт, в целом удачный, но есть все же не до конца продуманные моменты. Прежде всего — отсутствие крышки: ее нет ни в базовой поставке, ни опционально. Понятно, что крышка на петлях была бы лишней, но пылезащитный колпак нужен. Дело в том, что акриловая поверхность стола, если с нее регулярно стирать пыль, рано или поздно покроется микроцарапинами. Поэтому покупателю советую сразу же подумать о заказе прямоугольной крышки с выемками под кабельные выводы: мастерские, работающие с акрилом, есть во всех крупных городах, и такая крышка обойдется недорого. Замечу, что производитель в курсе проблемы и обещает в следующем году поставлять проигрыватель в комплекте с крышкой.
Стол у ECG — трехслойный, между двумя пластинами акрила находится лист черненого алюминия. В итоге получилась жесткая, но, за счет материалов и слойности, хорошо задемпфированная конструкция. Внизу три ножки с виброразвязывающими опорами Soundcare SuperSpiked feet производства норвежской фирмы Soundcare (специализируется именно на такой продукции). Есть один недостаток — отсутствует регулировка высоты. Забавно, что в инструкции в случае необходимости предлагается корректировать уровень, положив под ножки несколько листов бумаги. Впервые вижу такую рекомендацию. Впрочем, сама система виброразвязки работает эффективно.
Подшипник — инвертированный. Конструкция довольно необычная: стальной шкив и стальной же стакан со вставкой, но верхняя поверхность у шкива плоская, а в стакане лежит шаровая опора. Ни масляной ванны, ни спиральных желобов для циркуляции смазки нет. Судя по всему, он рассчитан на работу без смазки: ее нет и в комплекте. Такое делают редко. Замечу, что проигрыватель мне на тест достался уже бывалый, больше года дистрибьютор показывает его на выставках и в демозале, а состояние подшипника нареканий не вызвало.
Масса основного диска средняя, он изготовлен из прозрачного с торца и матированного сверху акрила. Полировка узла выполнена не в ноль, что на практике уменьшает проскальзывания пластинки при чистке ее щеткой. Прижима в комплекте нет, и никаких рекомендаций на этот счет производитель не дает.
Первые шаги
Привод у Electrocompaniet ECG 1 — пассиковый. Субдиск не используется, пассик охватывает непосредственно основной диск. Мотор собран в отдельном корпусе, на небольшой площадке с виброгасящими ножками. Мотор мощный, 24-вольтовый, синхронный, переменного тока, блок питания — выносной.
Из нетипичного отмечу, например, выпуклую внешнюю поверхность шкива без каких-либо бортиков и ограничителей. Если притормозить вращающийся диск рукой — пассик соскакивает. Или тот факт, что мотор соединяется с проигрывателем при помощи короткого кабеля с разъемом RJ45. Решение спорное, поскольку кабель несъемный, фиксатор таких разъемов легко ломается. На работе это не скажется, да и не думаю, что пользователь станет часто подключать/отключать мотор, но все же решение кажется мне неизящным.
И еще корпус мотора греется. Учитывая, что пассик тонкий и работает со слабым натяжением, теоретически нагрев может негативно повлиять. На практике 5 часов непрерывной работы никак не отразились на стабильности воспроизведения. Кстати, мотор раскручивает диск ступенчато и медленно, но если смотреть на его мощность — он мог бы делать это быстрее.
Скоростей вращения три: помимо традиционных 33,3 и 45 оборотов есть еще и 78. Управляется четырьмя кнопками (включая «Стоп»), изготовлены они в традиционном медном дизайне Electrocompaniet. А вот тонкой настройки скорости нет вовсе, остается полагаться только на систему самоконтроля. На практике скорость проигрыватель держит стабильно и точно.
Первая десятка
На проигрывателе установлен 10-дюймовый тонарм Jelco SA-750EB. Его можно считать условно-несменным — подобный тип крепления встречается у других моделей, но 10-дюймовых среди них практически нет. Но даже если так — выбор удачный. Пусть 10 дюймов и не 12, однако он точно лучше «девятки» — меньше угловая ошибка. Вдобавок сам тонарм — один из лучших в своем классе — это качественно изготовленная конструкция старейшего японского производителя.
В настройках тонарм удобен, у него есть все необходимые функции. В комплекте идут два противовеса, можно использовать вязкостный демпфер.
По умолчанию стоят штатный шелл и штатный DIN-RCA фонокабель. И то и другое меняется, если пользователь решит подобрать под конкретные условия. В руководстве указано, что эффективная масса равна 21 грамму, что следует учитывать при подборе звукоснимателя. Кстати, в комплекте поставки есть настроечный шаблон, позволяющий отрегулировать головку с разными вариантами геометрии.
Извлечь проигрыватель Electrocompaniet ECG 1 из коробки, собрать и настроить не сложно, а в инструкции даны подробнейшие рекомендации по настройке тонарма и головки. Для новичка, возможно, будет чуть сложно, но для пользователя даже с небольшим опытом — никаких проблем.
Первые выборы
Перед началом теста нужно было определиться с комплектующими и экспериментами. Тонармы Jelco, в том числе Jelco SA-750EB, мне хорошо знакомы, но стол — величина неизвестная. Из головок для теста я выбрал van den Hul The MC 10 Special, оставшуюся у меня с недавнего теста, Goldring Legacy и Ortofon Cadenza Red. Интересно, что из этого всего получится. Из экспериментов — разве что посмотреть, как проигрыватель уживется с матами и клэмпами.
С головками ситуация решилась следующим образом: Goldring Legacy я исключил из теста практически сразу, послушав 2-3 пластинки. Головка хороша своей нейтральностью, некоторой мониторностью подачи, но в данном конкретном случае звук получился скучноватый, безжизненный. Van den Hul The MC 10 Special играла интересно, но жанрово. Почерк головки сгладился, появился акцент на середине. Джазовые записи в таком исполнении понравятся многим, особенно ценителям вокала. В целом универсальность этой связки оказалась ниже, чем мне бы хотелось: так, на симфонических произведениях не хватало проработки по краям диапазона, а середина иногда утомляла. Привод проигрывателя показал себя хорошо, придав динамику.
В общем же, проигрыватель оказался склонен к нейтрально-прохладной аналитичной и сдержанной подаче. В результате прослушиваний и сравнений в качестве основной пары я остановился на головке Ortofon Cadenza Red.
Полезные аксессуары, типа матов и клэмпов, пользователь может подобрать по своему вкусу. Однако особой потребности я в них не вижу: у проигрывателя нет недостатков, которые можно было бы устранить с их помощью. То же скажу и о прижиме: допускаю его использование в том случае, если пластинка имеет искривления, а ради изменения звука — смысла нет.
Первые впечатления
После подбора оснащения я приступил к прослушиванию. Начал с пластинки Terje Rypdal «Waves». Первые впечатления — хорошая динамика и внимание к самым мелким деталям, включая тихие послезвучия. Звук быстрый, сложносоставной, подвижный. Может быть, самую малость светлый и чуть-чуть прохладный, но не бестелесный. Впрочем, тут стоит учитывать стилистику записи ECM.
Понравился бас — неожиданно хороший даже для серьезных проигрывателей. Он хорош по скорости и по наполненности, не отстает и не смазывает остальную часть диапазона, в нем нет ни раздутости, ни излишней камерности. Среднечастотный диапазон прозрачен и подробен, с отличной детальностью. Верхние частоты естественные и точные.
Динамика удивила: ведь у пассикового привода есть свои особенности, и вдобавок должны были наложиться шероховатости реализации. Похоже, инженеры тщательно рассчитали работу привода, всех составляющих и очень тщательно подогнали все элементы конструкции друг под друга. Потому на практике оказалось, что Electrocompaniet ECG 1 не показывает ни спешки, ни медлительности, ни колебаний или неуверенности, что для вертушки свойство ценное и довольно редкое.
Сцена строится правильно, подробно, с хорошим разделением планов. Эмоциональный характер записи передается без окраски или доминирования собственного характера тракта. По этим составляющим и добавить особо нечего, во всяком случае, на примере этой пластинки.
Следующая запись — John Coltrane and Johnny Hartman. Пластинка известная, и у нее есть свой характер звучания. Здесь Electrocompaniet ECG 1 правильно воссоздал пропорции, детали, сохранил масштаб, точно расставил акценты. В эмоциональном смысле запись звучит чуть более аналитично и временами слишком аккуратно. Если сложить все составляющие, можно сказать, что главная черта проигрывателя — точность.
Слушаю дальше — диск JJ Cale & Eric Clapton «Road to Escondido». Звучание динамичное, насыщенное, плотное, но не тяжелое и не медлительное. Кажется, для этой записи проигрыватель отмерил всего ровно столько, чтобы получилось правильно. Хорошее чувство ритма, живой бас. И кстати, последний дуэт, на мой взгляд, записан с избытком баса, но благодаря аккуратной проработке получилось достойно.
Дальше сложилось так, что я выбрал две записи оперных произведений. Сочетание сложных вокальных партий со свойственной каждому произведению эмоциональностью оркестрового сопровождения — сложная проверка для самого серьезного тракта.
Первой поставил запись оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», которая к тому же весьма старая и специфичная. Звучала опера чуть тускло, но это было ожидаемо. Зато неожиданностью стала детальность и тембральная честность. Если абстрагироваться от особенностей самой записи, легко сосредотачиваешься на исполнении и музыке.
С записью «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера все оказалось еще проще — запись новее, качество ее очень приличное. Звук точный, детальный, даже сложные фрагменты отрабатываются с минимальными огрехами — чуть-чуть прослеживается упрощение. В остальном же весь диапазон отыгрывается полновесно, будь это —насыщенные партии или, наоборот, тихие фрагменты.
Первые выводы
Компания смогла сделать достойный проигрыватель — цельный, продуманный. И мелкие недостатки на общую картинку практически не влияют. Замечу, что у проигрывателей подороже и с длинной историей я так же легко найду не меньше нелепых решений, а тут вообще непрофильный для фирмы аппарат. Надо отдать должное норвежским инженерам: они с первого раза смогли уверено выдать качественный результат.
Вертушка может спокойно работать и вне других компонентов Electrocompaniet — она вполне самодостаточна. Не скажу, что проигрыватель жанровый, однако при подборе головок советую учитывать несколько моментов. Например, я не стал бы ставить звукосниматель с холодным или тусклым звучанием, как и головки склонные к камерному звуку или с выраженным СЧ/ВЧ-спектром и поджатым басом. А вот модели с теплым звучанием — запросто. Уровень детальности, динамику и тип головки — на ваше усмотрение. Проигрыватель способен раскрыть нюансы самых разных моделей, он не станет капризным элементом в тракте.
Музыкальный материал
1. G.Puccini – Madama Butterfly - Herbert von Karajan, Orchestra e Coro del Teatro alla Scala, Maria Callas, Nicolai Gedda, Mario Borriello / EMI Italiana 3C 163-00424/26 / Stereo
2. Herbie Hancock & Chick Corea – In Conrert / CBS/Sony 40 AP 1182-3 / Stereo
3. JJ Cale & Eric Clapton – Road to Escondido / Reprise 44418-1 / Stereo
4. John Coltrane and Johnny Hartman / Impulse/Nippon Columbia YS-0505-A1 / Stereo
5. R.Wagner – Tristan und Isolde – Herbert von Karajan, Berlin Philharmonic Orchestra, Jon Vickers, Helga Dernesch, Walter Berry, Karl Ridderbusch / EMI/Angel EAC-77181-85 / Stereo
6. Terje Rypdal – Waves / ECM/Trio PAP-9098 / Stereo
305 000 рублей
Проигрыватель Electrocompaniet ECG 1
Привод: пассиковый
Мотор: 24-вольтовый, синхронный, переменного тока
Скорости: 33,3, 45 и 78 об/мин без возможности регулировки, с системой автокоррекции
Вес диска: 2,8 кг
Вес мотора в корпусе: 1,3 кг
Вес стола с тонармом: 13 кг
Размеры проигрывателя (ШхГхВ): 465х360х153 мм
Тонарм Jelco SA-750EB
(установка на проигрывателе отличается от паспортных данных тонарма)
Тип: повортоный, статически-сбалансированный
Шелл: съемный
Эффективная длинна: 258 мм.
Эффективная масса: 21 г
Заход: 15,17 мм
Вес головок: 4-12 и 12-24 г — два противовеса под разный диапазон
Головка Ortofon Cadenza Red
Цена: 100 000 руб.
Тип: MC
Радиус заточки иглы: 8/40 мкм
Иглодержатель: алюминий
Динамическая податливость: 12 мкм/мН
Диапазон прижимной силы: 2.2 - 2.7 г
Оптимальная прижимная сила: 2.5 г
Выходное напряжение: 0.45 мВ
Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20 - 50000 Гц
Разделение каналов: > 23 дБ
Разбаланс каналов: <1.5 дБ
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 50-500 Ом
Внутреннее сопротивление: 5 Ом
Материал корпуса: сталь, алюминий
Вес: 10.7 г