Здравствуйте уважаемые коллеги.
К моему сожалению я не так хорошо владею теорией, как другие уважаемые члены нашего общества, но в свое оправдание могу сообщить, что собрал и настроил несколько пар акустических систем, в том числе фазоинверторных. Модернизировал заводские акустические системы. слушал разную акустику, поэтому кое-какой практический опыт есть. Я согласен с большим количеством слушателей, которые считают что такого баса, как от закрытого ящика от фазоинвертора не получить. Не говоря о проблемах резонансов фазоинвертора, возникающих в наших сравнительно небольших комнатах для прослушивания. В закрытом ящике резонансы демпфированы внутренним объёмом корпуса акустики. Предлагаю к обсуждению статью, которую подтверждает моя практика эксплуатации фазоинверторов и закрытых ящиков:
Журнал Радиомир 10/2005 с.6
В. Жбанов г.Ковров Владимирской обл. [email protected] ФАЗОНВЕРТОР ИЛИ ЗАКРЫТЫЙ ЯЩИК?
Еще несколько десятилетий назад самым распространенным высококачественного громкоговорителя (ГГ) был закрытый ящик (ЗЯ), то подавляющем большинстве современный современных громкоговорителей используется фазоинвертор (ФИ).
Столь широкую популярность он получил благодаря тому, что при одинаковой с ЗЯ нижней частоте среза(Fср) по уровню 0,7 (-3db) он теоретически может иметь вдвое меньший обьем. Низок в нем и уровень нелинейных искажений в районе частоты настройки (Fф), поскольку на этой частоте амплитуда колебаний диффузора значительно снижается, а звуковая энергия излучается выходным отверстием трубы.
К сожалению эти достоинства приобретаются только в «комплекте» с недостатками. Это, в частности крутой склон АЧХ и ФЧХ излучения, являющийся причиной «дряблого» воспроизведения низкочастотных ударных звуков, поскольку использование излучаемой тыльной стороны диффузора энергии акустического сигнала достигается в ФИ путем его задержки во времени.
Это более наглядно демонстрирует другой вид акустического оформления — лабиринт, у которого почти те же достоинства и недостатки, что и у ФИ. Например вместо одного периода низкочастотного сигнала на определенных частотах им воспроизводится полтора периода, возникают паразитные резонансы столба воздуха в трубе из-за отражений от ее концов и призвуки из-за вихревых явлений на концах трубы, а также возникает акустическое короткое замыкание в диапазоне часто ниже Fф.
Последний из перечисленных недостатков набирает силу «монстра-разрушителя» при использовании в ФИ головок компрессионного типа. Когда в начале 70-х в продаже впервые появились головки 10ГД-30 и 6ГД-6, то в инструкции по их применению было указано, что они предназначены только для установки в ЗЯ, поскольку они отличались от ранее выпускавшихся моделей большой гибкостью подвеса и сравнительно малыми механическими потерями в подвижной системе. Первое было сделано для снижения искажений, вызванных нелинейностью гибкости подвеса, в надежде на то, что ее заменит гибкость воздуха ЗЯ, нелинейность которой значительно меньше, а второе получилось само собой.
Но в режиме акустического короткого замыкания короткого замыкания гибкость воздуха в ящике не оказывает шунтирующего влияния на амплитуду колебаний диффузора установленной в ФИ компрессионной головки, в результате она оказывается в 2…5 раз большей, чем в ЗЯ. Это приводит к возрастанию гармонических (Кг), а главное интермодуляционных искажений (Ки), причем Кг и Ки растут пропорционально квадрату амплитуды.
Наиболее «опасным» участком является диапазон частот в области низкочастотного горба АЧХ модуля полного сопротивления ФИ (1,2), поскольку он обычно лежит в диапазоне звуковых частот. Амплитуда колебаний подвижной системы головки здесь велика, но в акустический сигнал эти колебания на основной частоте не преобразуются, а излучаются в основном, его гармоники (обычно 3-я, реже 2-я), поскольку излучаемые диффузором и отверстием ФИ акустические сигналы на этих частотах близки по фазе и потому складываются, т.е. ГГ в этом случае работает как высокоэффективный умножитель частоты.
По указанной причине дешевые ФИ, например малогабаритные «погремушки» к компьютеру, с частотой F=80…150Гц, на которые частенько подают низкочастотный сигнал вплоть до 20Гц, «звучат» отвратительно.
Кому-то может показаться, что для высококачественных ФИ, имеющих Fв=20…35 Гц этот «черт» не страшен, поскольку в реальном музыкальном сигнале низшие частоты (20…30 Гц) встречаются редко, и к тому же их можно подавить входным ФВЧ (1,2)/ Однако если отношение Vг/Vя в таком ГГ велико, то подвижную систему головки будут интенсивно «раскачивать» попадающие в диапазон ниже Fф комбинационные составляющие, вносимые самим ГГ.
Это приводит к окрашиванию звука «неизвестно» откуда появившимися призвуками (излучаются гармоники инфранизкочастотных комбинационных составляющих) и к возникновению вторичных интермодуляционных искажений, проявляющихся виде паразитной низкочастотной амплитудной модуляции (АМ) полезного сигнала.
Значительную паразитную АМ могут оказывать и инфранизкочастотные комбинационные составляющие , возникающие на выходе многих транзисторных УМЗЧ из-за тепловых эффектов и низкой устойчивости УМЗЧ к пульсациям питающего напряжения. Эта паразитная АМ вносит ощутимый вклад в ухудшение качества ФИ (заметные на глаз низкочастотные колебания диффузора при повышенной громкости свидетельствуют о наличии в ЗВУ этого недостатка).
Для снижения данного эффекта следует выбирать в ФИ Vг /Vя <2, однако это приводит к уменьшению выигрыша ФИ перед ЗЯ, связанному с уменьшением Vя. При Vг /Vя=1 (именно такое соотношение рекомендовалось выбирать на заре применения ФИ) преимущество ФИ сводится к нулю в сравнении с ЗЯ, в котором установлена компрессионная головка.
Кроме того подвижная система установленной в ФИ головки будет колебаться на инфранизких частотах с большей амплитудой, чем компрессионная головка в ЗЯ. Низкие механические потери в подвижной системе компрессионных головок являются причиной значительного увеличения высоты горба на АЧХ полного сопротивления головки в ФИ , что тоже «не подарок» при использовании классического ЗВУ.
В ЗЯ (при размещении в нем достаточного количества звукопоглощающего материала) высоту указанного горба можно заметно снизить, а в Фи этого сделать нельзя, т.к. собственная добротность образующего фазоинвертор колебательного контура для сохранения его эффективной работы должна быть более 10. Очевидно, что выполнение вышеприведенных рекомендаций сводит на нет основное (часто рекламируемое) достоинство ФИ перед ЗЯ.
Замечено, что введение в электрический тракт усилителя ФВЧ с близкой к Fф частотой среза как бы прибавляет басы. На самом деле это приводит к еще большему излому ФЧХ излучения, усиливающему «бубнение» на частоте Fф, лежащей обычно в области 25…50 Гц, а к подчеркиванию этих частот, в силу особенностей их восприятия многие относятся весьма благосклонно. В аппаратуре массового потребления подобное проявление «характера» ЗВУ часто поощряется, но аналогичное поведение высококачественных устройств вряд ли можно считать правилом хорошего тона.
Изломы ФЧХ приводят еще и к значительным искажениям глиссандирующих звуков, что является причиной искажения звучания формирующих такой сигнал инструментов до неузнаваемости. Охват ФИ с пассивным излучателем петлей ЭМОС (3) приводит к улучшению переходной характеристики, но при этом исчезает спад амплитуды колебаний диффузора на частоте Fф, а уровень искажений на низких частотах оказывается даже больше, чем при охваченном ЭМОС устройстве ЗЯ (низкий уровень гармоник в области частоты Fф) достигается в ущерб его переходной характеристике, оказывающей существенное влияние на качество звуковоспроизведения.
Единственное место, где применение ФИ оправдано — недорогой домашний кинотеатр для просмотра игровых видеофильмов. Тем не менее, поскольку еще не все возможности улучшения качественных показателей ФИ исчерпаны, да и привычка к их специфическому звучанию ужу сформирована, производители еще долго будут "услаждать" наш слух их звучанием.
В настоящее время ЗЯ не очень популярен, но его ренессанс не за горами. Главное его достоинство заключается в отсутствии неустранимых недостатков. Одновременно он прост в настройке и конструктивно, его легко охватить ЭМОС, в нем можно достичь многократного улучшения переходной характеристики и повышения КПД, но реализовать все это можно лишь после изменения об идеальной форме излучения динамической головки в акустическом оформлении и некоторых усилий по совершенствованию ЗВУ.
Литература:
Салтыков О., Сырицо А., Звуковоспроизводящий комплекс. Радио, 1979,№7, с 28.
Жбанов В., О демпфировании динамических головок. – Радио, 1987, №4, с.29.
Жбанов. В. Пути уменьшения габаритов акустических систем. – Радио,1987,№2, с.29.