13 сентября «Хищник» (The Predator) вернулся на большие экраны. Режиссером картины выступил Шейн Блэк (Shane Black), сыгравший одну из ролей в культовом боевике 1987 года. Мы посмотрели продолжение знаменитой франшизы и попытались понять, какое же отношение «Хищник 2018» имеет к оригиналу, если вообще имеет.

Все знают достоинства первых двух фильмов 1987-го и 1990-го годов. Режиссер Джон Мактирнан превратил вылазку спецназовцев в древнегреческую трагедию среди зеленого ада джунглей, в марш обреченных. Второй фильм уступил дебюту «Хищника» в коммерческом отношении, но все же Стивену Хопкинсу также удалось впечатлить атмосферой знойного кровавого лета в Лос-Анджелесе и волей к жизни протагониста. Далее в эпосе наступила пора безвременья, когда бывшие помощники ассистентов по спецэффектам стравливали «Хищника» с «Чужим», и даже поручали расправиться с чудищем комичному задохлику Эдриену Броуди.

К новому проекту привлекли Шейна Блэка, на собственной шкуре познавшего съемки классического «Хищника», сценариста ломовых блокбастеров: «Смертельного оружия», «Последнего бойскаута» и «Железного человека 3». Кстати, в последнем он выступил и в качестве режиссера. Словом, намерения создателей перезапустить франшизу «по-взрослому» были очевидны.

По признанию самого Блэка, вдохновляясь картиной Р. Скотта «Чужой», он хотел сохранить атмосферу картины Мактирнана, а нового «Хищника» мыслил вывести на другой уровень и по бюджету, и по концепции — с размахом «Близких контактов третьей степени». В общем, если верить сказанному, должно было выйти нечто высококачественное и экстраординарное. Однако опытный и тертый калач Арнольд Шварценеггер, которого продюсеры хотели привлечь для участия в съемках, прочитав сценарий, отказался...

Подготовительный период ленты оказался непрост: съемки завершили летом 2017 года, но результат тестовых показов задержал премьеру — было принято решение переснять часть материала. Видимо, в этом одна из главных причин хаотичности сюжета, который буквально разваливается на глазах у несчастного зрителя.

Дословно пересказывать хронологию ленты смысла нет, для этого служит Википедия. В целом можно обозначить, что Хищнику противостоит потешный отряд спецназовцев из дурдома и симпатичная (а как же!) ученая, которая внезапно ловко стреляет из разных базук. Спойлер: у Хищника появятся собственные песики, правда, никого не съедят, а будут мотать головами, пока по ним палят из всех ружей мира. «А при чем здесь "Близкие контакты третьей степени"?» — спросите вы. «Ну, там же мальчик есть, очень умный», — ответят создатели.

Вообще, натужное веселье батальона, к сожалению, губит всю солидную затею на корню. Более того, задним числом начинаешь поминать недобрым словом прошлые работы Шейна Блэка, где тоже много шутили, но в этом году реактор юморины вошел уже в какие-то нештатные режимы. Можно, конечно, встать на защиту слога «Хищника 2018», сославшись на трудности адаптации дубляжа, но послушайте, разве «если б вагина твоей мамы была бы видеоигрой, ее рейтинг оказался бы "для всех"» на английском превращается в игру слов?

В анонсах и рецензиях к новому «Хищнику» бодро рапортуют о «черном юморе», но вряд ли это тот случай. Ну да, летят головешки, рвутся человечки, а герои все ходят и ходят вразвалку, не переставая шутить. Но — шутки в сторону! Аттракцион приключений пушечного мяса и потешных смертей в конце вдруг оборачивается патриотической кодой: главный герой реабилитирован и в свежей униформе выражает готовность к новым свершениям. Если бы не знать, что сей капустник был создан в муках свидетелями первого «Хищника» и ветеранами Голливуда 90-х, закономерно возник бы вопрос, а не пародия ли это?

На память приходит «Звездный десант», как наиболее близкий по бравурному идиотизму «Хищнику 2018», но Пол Верховен тогда снимал антивоенную сатиру. Впрочем, на видеокассетах «Десант» смотрели и ценили как нормальный боевик без соплей. Заценят и этот.