Следующий дубль – 100 Ом. Все собралось в звуковую картину и заиграло, прорисовывая яркими красками роскошные звуковые узоры. Прям заслушался… Ну, думаю, лучше и быть не может - и поставил на 150 Ом.

Очередная низкоуровневая МС и очередной СтереоТест. На этот раз экземплярчик нам достался противоречивый. С одной стороны – заявленный прайс в 350 К ставит иглу в разряд топовых звукоснимателей. С другой – выходное напряжение 0,2 мВ ставит в разряд одной из самых низко выходных среди и без того – низкоуровневых МС. Самая низкая из низких с ценником по 175 К за 0,1 мВ. Ох и дороги нынче эти милливольты…

Давненько, знаете ли, хотелось побаловаться каким-нибудь топовым фонокартриджем. Но тут возникал непреодолимый конфликт интересов. Одновременно – очень хочется послушать красивую МС и по каким-то необъяснимым причинам, очень не хочется выкладывать за это удовольствие несколько сотен К. В данном случае – 3,5.

Но, видимо, в том числе и по моим молитвам, студия NewArtVinyl провела тест, в котором оцифровала звучание пяти низкоуровневых МС. А после теста любезно предоставила вожделенную МС Ortofon Windfeld для моих аудиофильских извращений. То есть – экспериментов. С остальными иголками, участвующими в тесте я хорошо знаком и чуть позже дам на них критику.

Подбор входного сопротивления.

Характеристики: Топовый МС-звукосниматель Ortofon, игла с профилем Replicant 100, иглодержатель из бора, диапазон 10 Гц – 50 кГц, выходное напряжение 0,2 мВ, сопротивление нагрузки более 10 Ом, прижимное усилие 2,0-2,5 г, вес 11 г.

По характеристикам кроме частотного диапазона 10 Гц – 50 кГц ничего сверх ординарного. Разве что, уже отмеченное низкое выходное напряжение в 0,2 мВ, да вес самой иглы в 11 грамм. Тяжелая даже в руке.

Вообще же судить о стереокомпонентах по характеристикам дело неблагодарное. Косвенно характеристики Вам кое-что подскажут. Но не более того. Например, вес иглы. Есть мнение – что чем тяжелее фонокартридже тем он лучше играет. Не разделяю его. Этак можно под любую иглу медную пластину положить грамм на 5-6; и чего? Иголка от этого лучше заиграет? Звучание изменится, но не от медной пластины, а от того, что изменилась эффективная масса тонарма.

Итак! Иголка прикручена и настроена. Осталось разобраться с входным сопротивлением фонокорректора. Тут следует кое-что прояснить. Подбор фоника к низкоуровневой МС вопрос животрепещущий и думаю стоит здесь углубиться посильнее. Почему производители игл несмотря на явные затруднения в этом вопросе пользователей дают очень расплывчатые рекомендации: от 10 до 200 Ом; более 10 Ом; минимум 100 Ом… Обыватель посмотрит на эти рекомендации, потом на свой штатный МС фоник, где написано – входное сопротивление 100 Ом и подумает – о чем говорят все эти люди?

Да, собственно говоря – эти люди говорят о том, что низкоуровневые МС все имеют разное внутреннее сопротивление. И их все необходимо согласовывать по сопротивлению с фонокорректором. Не желательно – а необходимо. То есть МС фоник ДОЛЖЕН настраиваться по входному сопротивлению.

- Но, раз это так важно – воскликните Вы – то почему же, эти нехорошие люди не пишут точных цифр? Там от 10 до 200 Ом до фига всяких сопротивлений. Какое ставить то?

Дело в том, что точных, универсальных цифр быть не может. Согласование сопротивления иголка-фоник - дело не только иголки и фоника. Тут присутствуют еще три крупных игрока.

1. Влияет вся система целиком от конструкции фоника – ламповый он или транзисторный, до стойки под акустику и железо.

2. Комната для прослушивания – ее размер, форма и акустическое оформление.

3. И самое главное – уши слушателя. У каждого они свои, поэтому производитель и не хочет сбивать с толку пользователя, ограничиваясь самыми общими рекомендациями. Настраиваете сопротивление каждый на свой слух – имеющий уши слышать да услышит.

Студия NewArtVinyl крутили тест на новом референсном фонике Черная Жемчужина. И на нем ставили входное сопротивление 30 Ом. Мне же, по грехам моим, пока не посчастливилось стать обладателем столь изысканного и утонченного фонокорректора. Хотя и жаловаться грех. Я пользуюсь предыдущей референсной моделью NewArtVinyl Твин Дек.

И начать свое увлекательное путешествие по подбору идеального, для моих условий, входного сопротивления я решил с 85 Ом.

Для подбора оптимального сопротивления не нужно сильно вслушиваться в содержание. Достаточно простого сопоставления – как играет сейчас и как играло до этого. Поэтому я взял первую попавшуюся диджейскую сорокопятку до этого мной не слушанную. Пластиночка оказалась с вывертом – записанная только с одной стороны.

- Во! Удобненько!!! За одно антискейтинг на лысой стороне проверю. Тютелька в тютельку. Переворачиваем на записанную сторону, накрываем клемпом, опускаем иглу.

Да, конечно 0,2 мВ это мало. Перед этим у меня стояла Benz-Micro ACE SL и после ее 0,4 мВ приходится добавлять громкость вдвое. Соответственно стали громче слышны и все сопутствующие шумы. Что-то как-то рыхловато показалось мне звучание и верха какие-то не рассыпчатые и низ какой-то бубнивый.

Далее решил пойти в сторону уменьшения. Положил брюшком к верху тушку блока управления фонокорректора и стал у него в животике копошиться. Поставил 60 Ом. Звук еще более размазался, а верха еще поблекли и стали совсем уж вяленькими.

Следующий дубль – 100 Ом. Все собралось в звуковую картину и заиграло, прорисовывая яркими красками роскошные звуковые узоры. Прям заслушался… Ну, думаю, лучше и быть не может - и поставил на 150 Ом. Может! Еще более сфокусировался звук, верха брызнули и зазвенели из супертвиттеров серебряными колокольчиками, а бас громыхнул громоподобным рыком с послезвучаем и послевкусием. Все! Забыл про тест и утонул в океане звуков… Люто зело!!! Чтоб я так жил…

Все! Подбор окончен – 150 Ом. На 200 ставить смысла нет – и так уже все так резко – резче не надо.

Прослушивание

Следующей пластинкой я опять взял сорокопятку и она опять оказалась односторонней. На яблоке записанной стороны был нарисован самолетик и написано Fly All Around The World. Не знаю, что это значит, но самолетик мне понравился. Я решил ее послушать – и не разочаровался. На пластинке с неимоверным уровнем громкости был записан инфразвук. Мои 30-сантиметровые бассовики вытворяли что-то неимоверно-невероятное – у меня стол под рукой стал вибрировать. Эта иголка так бас воспроизводит – дураком можно стать. Надо эту пластиночку парням предложить для следующего теста NewArtVinyl – на какой громкости возбудится игла от такой музычки, если поставить вертак прям напротив фазика АС.

Переходим к человекообразной музыке. А то хотел информацию о прослушанных пластинках оставлять, а на этой сорокопятки, кроме самолетика и выше озвученной фразы больше никакой информации то и нет. На самой пластинке, на записанной стороне награвировано 61139 AIRPORT 001 – если это что-то значит.

Следующая пластинка The Best of T. Rex отпечатана в Германии Club-Sonderauflage Stereo 28 664-1.

Потряс как заиграл и запел Т.Рекс! Вот оно!! Счастье!!! Такой звон дребезжащий в голосе Марка Болана появился – прям мурашки по коже. Потрясающая детальность и разборчивость всех инструментов и особые, раннее не расслышанные тембра колоритного голоса. Щщекотно… Ооох… Щщас кровь из ушей пойдет… Все… Впал в прелесть… Люто зело!!!

Да, надо признать Ortofon Windfeld очень хороша, даже может быть – через чур… Топовые низкоуровневые МС при грамотно подобранном тракте и качественном акустическом оформлении КДП играют не то что лучше СуперАудио СD или магнитной ленты; они начинают играть лучше живого исполнителя! И это пугает. Не знаю даже – хорошо ли так? Нельзя же, в конце концов, при каждом прослушивании впадать в прелесть? Тем более – на дворе пост. Ладно… Постараемся взять себя в руки и продолжить прослушивание.

А не крутануть ли чего-нибудь нашего, исконного, русского? Против «0» никто не возражает? «Песня о безответной любви к Родине» 1991 год FEE LEE record company, FL3 004.

Вот здорово пластинка записана – молодцы Фили рекордс. Не хуже немцев, а может даже и получше. С этой иголкой, по ходу, всю фонотеку придется заново переслушивать. 30 лет крутил эту пластинку, а таких звуков не слыхал. Видимо, на простых иголках перкуссии глушатся более громкими инструментами и отходят на второй план. А тут все постукивания и позвякивания выступили как полноценные участники звуковой картины. Да, детальность и внимание ко всем, даже еле слышным местам фонограммы – вот основная отличительная черта топовых фонокартриджей. Такой въедливой детальности и точной прорисовки самых мелких нюансов можно ожидать только от элиты фонокартриджей. Вот звучит прям – реально лучше, чем на концерте.

И напоследок проверим теорию о том, что низкоуровневые МС красят звук и чарующе неестественно подают акустические инструменты и голос. В качестве инструмента мелочиться не будем, возьмем какой по скромнее – орган. А на сопрано поставим всеми нами горячо любимую Аллу Аблабердыеву. 1990 год. Мелодия. С10 30497 003. И.С. Бах, Г. Перселл, Г.Ф. Гендель. Алла Аблабердыева сопрано, Александр Фисейский орган.

Ну так и есть. Красиво, выразительно, чувственно, но – неестественно. Не так орган играет. И голос то-же жирноват. Я Аллу нашу, так сказать любимую Аблабердыеву, видел и слышал неоднократно. Худая она. И орган какой-то приятненький, комфортненький – нет в нем той холодной отрешенности, что чувствуешь при исполнении органной мессы сидя на скамейки Мюнхенского Костела. Те же Клир Аудио Виртуозе или Маэстро воспроизводят орган гораздо натуральней и естественней. А в остальном – мне все понравилось. Превосходная иголка. Жаль дорогая уж очень.

Черная жемчужина

Рассматривать головки звукоснимателя в отрыве от фонокорректора дело неблагодарное. Рискуя впасть в немилость и на влечь на себя суровый взгляд Катерины, все же представлю новый фонокорректор NewArtVinyl MM/MC Phono Preamplifier “Black Pearld” Reference.

Сначала грустные вести. Не пережил пандемию не только Джелко. Еще ее не пережил предыдущий референсный фоник NewArtVinyl Твин Дек. Как раз тот, на котором я провожу тест. NewArtVinyl официально объявила о прекращении этого проекта. Жаль, очень жаль. Поздравляю всех счастливых обладателей этой, ставшей уже раритетной модели. Однако – Король умер, да здравствует Король! На смену Твин Дек пришел новый, полноразмерный гибридный аппарат на кенотронном питании, собранным по схеме двойное моно с двумя отдельными на каждый канал тороидальными трансформаторами. ММ секцию озвучивают лампы, МС секцию – полевые транзисторы.

Характеристики

Поддерживаемые типы картриджей MM, MC Входной импеданс MM: 47кОм MC 27.8,28.6,29.1,30,30.6,31.6,33.3,38.5,40,41.1,42.9, 44.1,46.2,47.6,50,62.5,66.7,69.8,75,78.9,85.7, 90.9,100,167,200,231,300,375,600,1000 Ом (на выбор) Коэффициенты усиления MM 41 дБ, 46 дБ, 51 дБ,54 дБ,57 дБ MC 61 дБ, 66 дБ, 71дБ,74 дБ,78 дБ Стандарт частотной коррекции RIAA Точность кривой RIAA максимальное отклонение: ± 0,1 дБ (20 Гц – 20 кГц MM-картридж), ± 0,3 дБ (20 Гц – 20 кГц, MС-картридж) Коэффициент гармонических искажений 0,03% Отношение сигнал/шум MM: 95 дБ, MC 85 дБ Разделение каналов 91 дБ (10 кГц) Входы два RCA Выход два RCA Прочая коммутация заземляющая клемма Потребляемая мощность 60 Вт Габариты (Ш х В х Г) 430 x 155 x 520 мм Вес 16 кг Используемые лампы Лампы питания: 6X5, 5U4G, GZ34, 274B, 5AR4 Лампы звука: четыре лампы 12AX7 (ЕСС88) и две лампы 6922 (ЕСС83) Резисторы Дейла Конденсаторы Rubicon, Nichicon, Panasonic, ELNA, Obbligato Gold. Двойные тороидальные трансформаторы большой мощности. Позолоченная печатная плата и разъемы. Транзисторы полевые FET МС секция. Полностью моноблочная конструкция для обеспечения наилучшей изоляции каналов. Нулевая отрицательная обратная связь для обеспечения чрезвычайно естественного и музыкального звучания.


Роскошный фоник – прекрасно выглядит и великолепно звучит. Надеюсь, когда-нибудь получить его на СтереоТест, а пока поделюсь первыми впечатлениями. Во-первых – фоник очень тихий по фону. Несмотря на огромное усиление и ворох перепутанных проводов ни на одной иголке не было никаких признаков гула или фона. Во-вторых, фоник очень громкий по усилению. Ориентируясь как раз на 0,2 мВ парни включили второй тумблер усиления – 4800-крат и играло очень громко. А в запасе оставалась еще одна позиция – 6800-крат. Даже и не представляю в каких ситуациях она может понадобиться. Третье неоспоримое преимущество Черной Жемчужины – он всеядный. По поводу МС секции – ни с одной из прослушанных иголок ни возникло никаких проблем. Все настроились по сопротивлению и прекрасно отыграли – что слышно на оцифрованных файлах.



Что касается секции ММ и высокоуровневых МС. Эти прослушивания в тест не вошли, но уверяю Вас – все прокрученные иголки отыграли весьма достойно. Кстати, именно в этом основное отличие Черной Жемчужины от предыдущей модели. Если Твин Дек NewArtVinyl позиционировали как преимущественно МС фоник, рекомендуя для ММ ламповую схемотехнику; то Черная Жемчужина является универсальным аппаратом готовым достойно озвучить любой тип электромагнитного фонокартриджа. Еще раз выражу надежду, что когда-нибудь получу на СтереоТест сей аппарат в свои аудиофильские рученки и более не стану утомлять Вас рекламой. Переходим к анонсированному выше обзору иголок.

Ortofon Rondo Red, Benz-Micro ACE SL, Shelter Model 501, EMT JSD 6

https://yadi.sk/d/7bJTFojA_cfBwg Ortofon Rondo Red
https://yadi.sk/d/y3Yj50_t6MVdqQ EMT JSD 6
https://yadi.sk/d/oSP3fyM_ZaU5Ow Benz Micro Ice
https://yadi.sk/d/Ymv4C-OBaMxeuQ Shelter model 501
https://yadi.sk/d/vB_CCYGXoT61Qg Ortofon Windfeld

Поделюсь своими субъективными впечатлениями ни в коей мере не претендуя на абсолютную истину. И оценю иголки, не взирая на ранги по принципу – хотел бы я иметь этот фонокартридж в своей иглотеке или нет.

Ortofon Rondo Red. Характеристики. MC картридж, корпус со вставками из дерева, эллиптическая игла, выходное напряжение 0.5 мВ, сопротивление нагрузки 10 - 200 Ом, частотный диапазон 20 Гц – 20 кГц, динамическая податливость 15 мкм/мН, прижимная сила 2 - 2.5 г, вес 10.5 г.

Цена 60 К ; входное сопротивление фонокорректора -85 Ом

Самая простая МС в этом тесте. Ну и это слышно – дубовое звучание. Очень все просто и скупо. Некоторые пытаются иголки по басам оценивать.

- А баса там много?

Много и даже очень много. Необычайно басовитая иголка. Для рока или техно – самое то. Да, баса много – но это не тот бас. На Ortofon Windfeld ты удар бочки слышишь в три фазы – касание, основной удар и послезвучие. А на Ortofon Ronde Red это просто БУМ. Хотя и очень басовитое БУМ. Не хотел бы я такую иголку. Я балованный, для меня слишком простая.

Benz-Micro ACE SL. Характеристики - головка звукоснимателя МС типа. Диапазон частот: 20-20000 Гц. Разделение каналов: 35 дБ на 1 кГц. Выходное напряжение 0.4 мВ. Внутреннее сопротивление: 12 Ом. Рекомендуемое сопротивление нагрузки: минимум 100 Ом. Прижимная сила 1.6 - 1.9 г. Вес: 8.8 г.

Цена 106 К ; входное сопротивление фонокорректора – 167 Ом

Хорошая иголка. Светлое и радостное у нее звучание. Я не много слышал фонокартриджей Бенц-Микро, но вот нравится мне их подача – возвышенно позитивная. И особенно впечатлили на этой иголке вкрапления в аранжировку фортепианных нот – звонких как капель. Как-будто капает капелька - нота и брызги ее летят тебе прямо в мозг. Хотел бы иметь такую иголку.

Shelter Model 501. Характеристики - головка звукоснимателя МC типа. Тип иглы: эллиптическая. Выходное напряжение: 0.5 мВ. Внутреннее сопротивление: 14 Ом. Диапазон прижимной силы: 1.4 - 2.0 г. Вес: 8.1 г.

Цена 108 К ;входное сопротивление фонокорректора -79 Ом

Она из самых моих любимых иголок. Вообще – выделяю японские иголки и являюсь большим их поклонником. У них присутствует свой шарм. Вот и данная модель обволакивает музыкальный материал неким муаром, делая его не совсем четким, но зато необыкновенно прелестным. Вот этот муар мне и запал в душу. Мне без него звуковая картина кажется голой и скучной. Если я хочу холодный, точный звук – у меня на втором тонарме ММ Клир Аудио Виртуозо Вуд стоит. А МС должна давать жирок, огонек и как следствие – шкварочки. Хотел бы ее иметь, да и чего там – имею…

ЕМТ JSD 6.

Характеристики -

Частота воспроизведения: 20-30000 Гц

Чувствительность: 1,0 мВ

Тип: MC

Заточка иглы: Super Fine Line

Разделение каналов: > 25 Дб

Податливость кантиливера: 12

Кантиливер: Из длиннокристаллического бора

Прижимная сила: от 2,3 до 2,4 грамма

Разбаланс каналов: < 0,5 Дб

Вес головки: 11 грамм

Цена 300 К ;входное сопротивление фонокорректора -231 Ом

И с модельным рядом ЕМТ я тоже не слишком хорошо знаком. Наверное, потому, что нахожу их подачу очень точной и прямолинейной – прям через чур точной. Только что говорил, что мне такая точность не нужна. Взял ее послушать, первое впечатление – Ах!!! Сколько звуков, какое все детальное и пронзительное! И дикция необыкновенная. Я вот на Шелторе слова текстов не очень хорошо разбираю. А на ЕМТ прям каждое слово отдельно и прям в мозг сами заползают – не надо напрягаться, чтобы разобрать текст. В общем несколько дней слушал разинув рот. Потом меня эта прямолинейность стала утомлять. Да что ж она так въедливо во все заковырки то лезет? А через две недели она мне вообще надоела своей простотой – хуже воровства. И я отдал ее без всяких сожалений. Нет, не хотел бы иметь такую иголку в своей иглотеке.

Надеюсь мои умозаключения хоть кому-нибудь да пригодятся. И напоследок хочу рассказать историю к теме иголок на прямую не касающуюся, но поучительную.

Английский пресс «Стены» Пинк Флойда

Не так давно, я влип в неприятнейшую историю по реставрации грампластинок. Обратился Чел с жалобой на заедание в конце первого трека четвертой стороны. Мол иголка у него застревает и дальше не едет, бесконечно вращаясь по одному месту. Он довольно точно это место с позиционировал, и я не слушая положил пластинку под микроскоп и стал искать дефект. Смотрел, смотрел – ничего не вижу. Дай, думаю, чем глаза ломать – лучше послушаю – где там этот перескок. Ставлю под иглу – нет никакого заедания. Звоню Челу, говорю – где перескок то?

- В конце первого трека четвертой стороны.

Я ему в телефон завожу это место и нет там ничего. Он говорит – может я сторону перепутал – послушайте пожалуйста остальные. Прослушал весь альбом – нету ничего. Чист прям как новый. И со второго раза услышал щелчок в одном канале на том месте, где он указывал. Звоню ему и говорю

- Друг мой, у тебя что-то с вертушкой, или с тонармом, или с иголкой. В общем, у тебя что-то не то. Проверяй настройки проигрывателя и нечего людей по пустякам беспокоить. Твоя пластинка в идеальном состоянии, а там, где у тебя застревает и дальше не едет – просто щелчок в одном канале.

Тут он начинает меня уговаривать, чтобы я вырезал этот щелчок, не обращая внимания на то, что я ему говорю про настройки.

- Там нечего вырезать. Дело в том, что у Вас что-то не настроено или не исправно.

- У меня все настроено и все исправно. Дело в пластинке.

- Да не в пластинке дело! У Вас какой вертак?

- Техникс 1200 оригинальный.

- А кто Вам иголку настраивал?

- Я сам все настроил по шаблонам и у меня все точно.

- Ну если у тебя все точно, то почему у тебя игла застревает, а у других нет?

- Не знаю, не в этом дело – вырежьте пожалуйста этот щелчок.

В общем опять сел за микроскоп и стал искать этот щелчок. Два часа ломал глаза и все-таки нашел. И это – не дефект. Так нарезана грампластинка. Там место такое – то тихо, то удар бочки. И дорожки идут – то ровно, а то резкий зигзаг. И вот один такой зигзаг коснулся соседней канавки. В этом месте и идет щелчок по одному каналу. Взял штихелем, этот зигзаг подрезал по плавнее, чтобы на соседнюю канавку не залезал и отдал владельцу.

А вчера с реставрации обращается другой Чел с точно таким же прессом, дефектом в том же месте и тот же диагноз – застревает и дальше не едет. Он мне как это место указал, я ему говорю – стой здесь, будем слушать. Ставлю под иглу – все проигрывает чисто, чуть щелкнув в этом месте. Он глаза вылупил – может сторона не та? Та сторона, говорю и место то. У тебя тонарм не настроен.

И снова-здорово. У него винтажный Денон, да еще и автомат. И иголку он сам настраивал по шаблонам.

- Да чего там настраивать? Все шаблоны есть – взял да настроил.

- Вот так как ты настраиваешь, конечно просто – взял да настроил. А по-настоящему тонармы настраивать надо уметь.

- А по-настоящему это как?

- Ну хотя бы так, чтобы у тебя игла на ровном месте не застревала.

- Ну пожалуйста, ну подрежьте этот дефект; это все пластинка виновата, у меня все идеально выставлено и настроено.

И еще раз – здравствуйте! Ну взял ее в работу – но больше из любопытства. Быстро нашел это место и увидел буквально тоже самое. В одном месте зигзаг точно касается соседней дорожки. И вот это странно.

В первом случае я подумал, что у чувака криво стоит антискейтинг и тонарм тащит в сторону. И кривым тонармом он усугубил амплитуду зигзага, и она коснулась соседней канавки. Не могли же звукорежиссеры допустить такую матрицу в тираж – это явный брак. Или могли? Своими глазами вижу второй пресс в минтовом состоянии и с таким дефектом. Ну как – с дефектом? Я бы даже и внимания на него не обратил. Ну щелкнуло в одном канале маленько – чего такого? Пластинке 50 лет. А Вы не обращали внимание на такой артефакт в конце первого трека четвертой стороны?