Тема смерти волнует, вероятно, каждого из нас, особенно начиная с определенного возраста. Становится как-то неуютно: что же будет потом? Порассуждать на эту тему решил американский режиссер Чарли МакДауэлл (Charlie McDowell) в фильме 2017 года «Открытие» (Discovery). Что будет, если ученые докажут, что после смерти жизнь все-таки продолжается?
Главные герои
Актерский состав знаком и крепок. Ученого Томаса Харбора играет Роберт Редфорд (Robert Redford), в остальных ролях — Джейсон Сигел (Jason Segel), Руни Мара (Rooney Mara) и Джесси Племонс (Jesse Plemons).
Место действия — окутанный туманом викторианский особняк на побережье, где собственно живет и работает ученый Харбор. Любая активность в фильме происходит медитативно. Актеры неторопливо передвигаются и разговаривают. Сам Томас Харбор напоминает элемент интерьера своего замка. В его игре вы не увидите даже намека на экспрессию, она слишком статична. Он мало говорит и практически не меняет мимики. Очевидно, что сценарий не предоставляет Редфорду возможности ярко блистать на экране, но и испортить такую манеру игры крайне сложно.
Его сын Уилл, по сюжету главный герой, еще более глубокий интроверт, замкнутый на своей детской травме. Исследования отца мало его интересуют, к тому же прошлая обида на родителя слишком велика. Активность Уилла может спровоцировать только серьезный стимул (вроде желания выглядеть настоящим мужчиной в глазах симпатичной ему женщины).
У второго сына Тоби повышенная потребность в уважении со стороны окружающих. Возможно, виновата внешность и отсутствие имиджа сына настоящего ученого (Тоби напоминает скорее простого рабочего, чем мальчика из хорошей семьи). Еще он любит поиграть на музыкальных инструментах и не скрывает, что дело отца считает испортившим всю жизнь Харбора-старшего.
Любовная линия начинается со встречи Уилла и Айлы, а затем неожиданного спасения девушки от самоубийства. Хороший повод для начала романтических отношений! К сожалению, на экране Айла мало напоминает человека, переживающего тяжелую депрессию: ни срывов, ни истерик. Зритель наблюдает скорее жизнерадостную молодую женщину, готовую начать новую жизнь или... завести роман.
Сюжет
Итак, ученый Харбор совершает открытие: существуют некие лучи, доказывающие, что после смерти душа перемещается в неизведанное пространство. Окрыленное новостью человечество решает отпраздновать это миллионами самоубийств. При том, что каких-либо конкретных сведений нет, никого это не останавливает. Все хотят попасть за «иную грань», чтобы обрести второй шанс. Вероятность, что «там» может оказаться хуже, чем здесь, а второй шанс — иллюзия, приходит в голову, кажется, только Уиллу.
Занимательно, что никаких профилактических бесед психологов по телевидению или проповедей деятелей религии с осуждением самоубийств вы не увидите. Зато власти поставили всюду счетчики числа самоубийств. Как только кто-то накладывает на себя руки, счетчик автоматически увеличивается на один. Странно полагать, что такой способ кого-то остановит.
Поэтому ученый Харбор решает найти ответы на вопрос, что же там «за гранью»? Для этого поначалу используется вполне традиционный метод: снимаются электрические показания мозга в состоянии клинической смерти. Но проблема данного метода в невозможности отличить посмертные видения от реальных картин загробной жизни. Человек еще какое-то время жив, и мозг его функционирует. Значит, он еще не совсем «там»? Судя по отсутствию оперативного вскрытия черепа с целью вживления электродов, перед нами обычный электроэнцефалограф — прибор, известный не одно десятилетие, и для этой цели совсем не пригодный (несмотря на наличие в фильме устрашающих мозгососательных трубок).
Поскольку из этой идеи ничего не выходит, возникает альтернативная идея — использовать труп и выяснить детали его видений. Выкрасть труп из медицинского учреждения — без проблем!
Труп, разумеется, делиться впечатлениями не спешит. Еще бы! Он только собрался приступить к стадии разложения, а тут такое. В действительности это давняя идея: считывание воспоминаний с мозга умершего описано еще в ранней повести Станислава Лема «Непобедимый». И это, как и снятие фото убийцы с радужки глаза, всего лишь миф, кочующий по книгам и фильмам.
Фильм вдохновлен идеей квантовых множественных вселенных о существовании миров, где нам дается шанс избежать ошибок. Но для этого нужно туда попасть. Проблема в том, что этих вселенных никто не видел. Эта идея возникла на почве некоторых уравнений квантовой физики, имеющих несколько правильных решений. Вот и подумали: а вдруг каждое это решение исполняется в своей отдельной вселенной? Значит, есть ты и снова ты, и снова... Бесконечное количество раз, в каждом из этих миров. В одном ты попал под машину, в другом женился. Не потому ли ученые мистики говорят, что с каждым поступком порождается новая вселенная?
Если бы вселенная была размером с яблоко, бесконечному количеству яблок уже сложно было бы поместиться в воображении, а если они еще и порождают новые постоянным почкованием… Но учитывая реальный оценочный размер нашей Вселенной, эта идея кажется за гранью сомнительности. Поэтому ученые любят повторять: «Так называемый здравый смысл в физике следует отбросить». Он очень мешает генерировать подобные идеи на основе математических формул.
Концовка фильма допускает различные толкования. Но сложно предположить, что иные миры помогут решить все трудности настоящего. Вот так, помечтать, что спас красивую женщину от смерти, и «потом все заверте...» — типично возрастное для каждого прыщавого подростка. И для того, чтобы это осуществить, вовсе не обязательно умирать. Сидишь, мечтаешь. Вот и все. Печально, что режиссер в такой сложной и многогранной теме, как бессмертие, не пошел дальше шкурного интереса каждого — исправить собственные ошибки. А потом наслаждаться.
Вердикт
Фильм завоевал по отзывам зрителей оценку 3 балла из 5. Итог — смотреть можно, но ничего существенно нового нам не покажут. Моральные искания главного героя на почве одиночества и трудных отношений с отцом, философские рассуждения на тему жизни после смерти, этичности знания об этом. Между тем ответов на заданные вопросы как не было, так и нет…