"Мастеринг заключается в том, чтобы сделать связь между эмоциональным посланием музыки и слушателем наиболее легкой для восприятия."
Берни Грундман
После того, как Берни Грундман отслужил четыре года в ВВС США, он принял решение, что главное, чем он дальше хочет заниматься - записывать музыку. Он приехал на свой страх и риск на Capitol Records в Калифорнии и спросил шефа, есть ли у него вакансия? Ему там не очень вежливо отказали: сперва получи степень в области электротехники. Уже "остепенённым" Берни, после периода школярства и работы на легендарном джазовом издательстве Contemporary Records, стал руководителем студии мастеринга на A&M Records в 1968 году.
Шестнадцать лет и рождение шедевров, таких как альбомы Carole King’s Tapestry, Steely Dan’s Aja и Michael Jackson’s Thriller, привели Берни в 1984 году к созданию в Голливуде своей собственной студии Bernie Grundman Mastering.
Берни Грундман нашел собственный путь идеального звука. Путь в 37 номинаций на Grammy.
"Вся моя работа состоит в том, чтобы помочь продюсеру и артисту реализовать их мечту о том, какой может быть запись." - Берни Грундман
Метод Мастеринга и Мастер
От Берни, от первого лица. Когда я учу мастерингу на семинарах, я говорю студентам: «Вот вы сидите за пультом, и кто-то входит с музыкой, которую вы никогда раньше не слышали. Вы включаете музыку, но откуда вы знаете сразу, что делать? Вы просто начинаете крутить ручки? Вы просто делаете это громче? Это - не мастеринг!»
Многие люди думают, что мастеринг - это делать вещи громкими. Ну и это определенный соревновательный аспект, потому что многие люди реагируют на громкость, особенно если она громче, чем предыдущая громкость. По крайней мере, они это заметят. Все сводится к следующему: «Вы можете развить то, что вам принесли, но метода нет - для этого нужен опыт."
Смотрите, есть определенные записи, которые будут выделяться как действительно наиболее эффективные. Их просто делают. Любая отличная запись делает вас, и она станет частью вашего стандарта в вашей голове. Вы теперь знаете, как это может звучать, и вы знаете, насколько мощной и эффективной может быть, скажем, хип-хоп запись, если она действительно хорошо сделана, но вам приходится слушать много разных, чтобы знать, какие из них лучше. Отлично, это как домашняя работа, и хорошо слушать много материала в своей домашней системе. Но все может быть еще лучше. Продолжаем стремиться выше. Это самая важная часть вашей работы.
Софистика? Ну нет - все на опыте...
Берни рассказывает: "Я предпочитаю, чтобы клиент был со мной в процессе, чтобы я мог попробовать разные вещи и методы и получить представление о том, в каком направлении я двигаюсь, как результат будет связан с тем, на что они надеялись войдя. Я скажу: «Вот что вы принесли. Вот то, что я думаю, вот что поможет сделать ваш материал намного более масштабным и увлекательным. А что вы думаете? Я здесь в нужном месте ручки крутил?» Мне нравится получать отзывы от художников, с которыми я работаю, быть в контакте."
Так же как и миксинг, мастеринг это всегда множество попыток, множество проб и ошибок. Берни признается без оговорок, что берясь за запись он не всегда уверен, что нужно с ней делать. Но для него главное - осознать и определить, каково личное эмоциональное воздействие нового материала на него. Если да, есть искра и путь найден.
Трансформативный мастеринг
Берни рассказывает: "Я помню одну конкретную старую запись, которая, как мне казалось в итоге, сильно изменилась во время работы над ней. Я был очень удивлен, насколько объемнее и выразительно-информативнее стал материал после того, как я над ним поработал, по сравнению с тем, что я получил. Музыкант сам был удивлен, музыканту очень понравилось то, что я сделал."
Вопрос, насколько необходимо "извлекать не извлеченное" из ранее записанного материала? Всегда, если оно там спрятано и когда авторам это нужно.
"То, что было спрятано в записи, действительно можно было найти. То, что я нашел, действительно оживило все. Для меня это был больший музыкальный и звуковой опыт, в его естественности и реальности. Частично это было из-за используемого нами оборудования, которое мы построили сами и которого не было при записи. Мы построили его так, чтобы не мешать качеству звука. Вокруг много оборудования, которое манипулирует звуком, людей, по уши погрузившихся в программы и плагины, но всегда есть побочный продукт неестественного звука."
И да услышат это ваши уши...
Bernie Grundman, Mastering