Количество музыкальных жанров давно перестало кого-либо удивлять. Услышать любой из них тоже не проблема: стриминговые сервисы дают доступ ко всем, даже к самым экстравагантным стилям музыки. Например, тот же Spotify еще пару лет назад сообщил, что на платформе выделено более 1300 различных жанров музыки, среди которых 50 — весьма специфических, но и их так или иначе можно отнести к музыке.
Благо, что укоренившиеся столпы музыкальной культуры уже никто не в силах пошатнуть, и все эти игры и эксперименты с музыкой пока что так и остаются в экспериментальных рамках. Но время идет, и кто знает, что будет в тренде лет через 100? Вдруг трек в исполнении хора игрушек Ферби (Furby) станет законодателем музыкальной культуры будущего? Достоверно сказать сложно, что и как будет. Но быть в курсе происходящего на музыкальной арене сейчас — вполне реально. Так что смотрим, слушаем, удивляемся.
Circuit bending
Название этого жанра можно перевести как «замыкание цепи», но эта формулировка нам абсолютно ни о чем не говорит — придется объяснять подробнее.
Идея такова: берем детскую музыкальную игрушку (синтезатор, игрушечный мобильный телефон или любую другую на основе простейшей электронной схемы, которая способна издавать звуки). Разбираем ее и самым грубым образом вмешиваемся в схемотехнику — получается, практически каждый читатель может почувствовать себя новатором-музыкантом прямо в домашних условиях.
Новичкам предлагается простейший вариант: можно замыкать разные контакты на плате пальцем. Но перед началом эксперимента рекомендуем убедиться, что ваше новое увлечение — слаботочное и работает от батареек, а не от розетки. Модифицируя таким образом тот же детский синтезатор, можно получать максимально странные звуки, которые, тем не менее, с помощью талантливых умов способны организовываться в музыку.
Увлеченные созданием музыки в этом жанре люди пошли дальше и заменили палец перепайкой контактов, чтобы стабильно и всегда получать нужный звук. Так получается весьма странная музыка, но люди, создающие ее, максимально и со всей серьезностью увлечены процессом. Можно ли всерьез слушать эту музыку? Конечно, идея имеет право на жизнь, люди стараются и творят — значит, это кому-то нужно.
Основателем жанра называют Рида Газала (Reed Ghazala) — именно он еще в 60-х годах начал проводить подобные эксперименты.
Причем добился немалых успехов: его даже приглашали к сотрудничеству некоторые именитые на то время музыканты, которые впечатлились новым саундом — он как нельзя кстати вписался в набирающую обороты культуру New Wave. Позже Рид даже книгу написал о своем увлечении, название которой можно перевести как «Замыкание цепи: создайте свои собственные инопланетные инструменты».
Он же ввел в обиход термин «BEAsape», который можно расшифровать как «био-электронико-аудио-сапиен». Этот термин обозначает процесс, о котором мы упоминали ранее: человек с помощью своего тела влияет на характеристики звуков, издаваемых музыкальным инструментом, путем замыкания контактов пальцами. За этим актом Рид видел будущее, в том плане, что человек и машина (хоть и самая примитивная) сливаются воедино для достижения конкретной цели.
Дело Рида продолжает жить, и хор из игрушек Ферби — вовсе не наши фантазии. Существуют даже целые коллективы, которые пишут таким образом музыку, объединяют ее в альбомы и предлагают слушателям. Своими руками они создают монструозные с виду устройства, в основе которых лежат микросхемы от детских игрушек. И надо отметить, что у некоторых исполнителей получается весьма неплохо.
Musique spectrale
Спектральная музыка — достаточно популярный жанр, который начал развитие где-то в 70-х годах прошлого века. За замысловатым названием лежит не менее замысловатая идея, целая тонкая философия и небанальная эстетика, развить которую можно до вселенских масштабов.
Для понимания глубины идеи сначала нам нужно определиться: что такое «музыка»? Это набор и сочетание звуков, которые находятся в гармонии друг с другом. Так мы слышим большинство музыкальных произведений: они гармоничные в целом, несмотря на то, из какого количества звуков состоят.
Спектральная музыка отбрасывает привычную гармонию как ненужный шаблон, взамен акцентируя внимание слушателя на отдельных звуках, на их структуре, продолжительности во времени и пространстве. В идеале звуки раскладываются на спектры с помощью компьютера, и дальнейшая оркестровка и гармония строятся, отталкиваясь именно от спектра звука. Говоря другими словами, за основу таких произведений берутся сочетания тембров — очень близкая по духу тема, не правда ли?
Музыка получается своеобразная и непривычная, а занимаются ее сочинением достаточно серьезные композиторы и даже целые научные институты. Ей приписывают такие понятия, как «многоуровневость» и «глубина». Ну и в самом деле, эти произведения смещают для слушателя привычную точку отсчета, предлагая не ограничиваться потоком привычной гармонии, а найти в гуще звуков еще одну, непривычную и нешаблонную суть, которую старался отразить композитор. Для лучшего понимания, можно привести в пример один из образцов партитуры спектрального произведения: John Zorn — «Cat o’ nine tails» (Джон Зорн — «Кошка с девятью хвостами») для струнного квартета.
Что-то необычное, правда? Но не стоит пытаться найти логику или суть в подобных партитурах, ведь чаще всего они относятся к категории «я художник, я так вижу». А вот спектральную музыку оценить однозначно стоит. Но учтите, что это именно тот жанр, который нужно уметь слушать, знать, как слушать, и научиться слушать. Невнятный и нестройный на первый взгляд оркестр таит в себе много загадок, разгадывать которые — особый вид удовольствия.
Intuitive music
Жанр не намного проще, чем предыдущий. Но шансов на понимание гораздо больше, так как тема эта достаточно обширная и сродни другому популярному жанру — импровизации, но с небольшими оговорками.
Если в двух словах, то интуитивная музыка — это тоже импровизация, но основана она на полной спонтанности, а во главе каждой композиции обязательно имеется какая-либо идея: это или определенная мысль, или общее состояние исполнителя, картинка или даже видеоряд. Основоположником жанра является немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen), он же дал этому жанру такое название.
Сам Карлхайнц — личность довольно непростая, со сложным мировоззрением и, как говорят, «со своими тараканами». Но это нисколько не помешало, а, возможно, даже в какой-то мере стало весомым бонусом к развитию его идей. Также надо отметить, что мы умышленно используем слово «импровизация» для более доступного отображения сути жанра. Сам же Карлхайнц всегда избегал этого слова, аргументируя тем, что его музыка имеет более глубокую основу, которая включает в себя определенное медитативное состояние исполнителя.
Также импровизация, с его слов, все же подразумевает некие ограничения для коллектива исполнителей в плане ритмики, общего строя и гармонии. Для интуитивной музыки все эти условности не имеют никакого значения. Методики исполнения и инструменты тоже очень разнятся: для интуитивной музыки и здесь пространство гораздо шире, чем для обычной импровизации. Работать можно как с набором электронных семплов, так и с живыми инструментами; по большому счету, все зависит от навыков и настроения исполнителя. Дальше все интуитивно.
Внимательный читатель должен заметить, что у всех исполнителей оркестра присутствуют пюпитры с нотами. Видимо, для таких официальных выступлений Карлхайнцу все-таки пришлось каким-то способом систематизировать свое детище, чтобы придать оркестру хотя бы какие-то рамки. Интуиция интуицией, но держать в узде оркестр все же приходится.
Жанр, хоть и весьма непрост, но все же достаточно популярен. Даже в Москве существует Оркестр интуитивной музыки Яна Бедермана, который вопреки канонам все таки ограничил себя поджанром «интуитивный этно фри-джаз». Но в плане технического оснащения они зашли очень далеко: в распоряжении оркестра более 400 различных инструментов со всего мира.
Но вернемся к высоким идеям. Космос основан на числе, музыка имеет непосредственное воздействие на душу и тело — два основополагающих тезиса, которые вдохновляют Карлхайнца в его творчестве. Конечно, если начать разбираться, то в некоторых моментах его творчества приходится делать сноски с уточнениями. Но всему есть предел: пока идеал стремится ввысь, результатам работы нужно придавать хоть какие-то земные очертания. Иначе не поймут.