На заре моего увлечения аудиофилией пределом мечтаний была микросистема, какая нибудь Yamaha или Technics. Они, в отличие от музыкальных центров более «попсовых» брендов, не мигали цветными лампочками, выглядели серьезно, по-хайфайному да и звучали очень даже неплохо. А самое главное — я был убежден, что я, потратив деньги один раз, получу классный звук, компактный форм-фактор, подходящий для небольшой комнаты, и никаких проблем с подбором акустики или компонентов. Ну, а потом началось…
Чем выше хочешь получить качество звука, тем больше компонентов появляется в системе. Сначала усилитель отдельно от плеера, потом вместо плеера — ЦАП и транспорт, а вместо полного усилителя — пред и как минимум один мощник. Даже наушники я подключаю не напрямую к компьютеру, а через два Hi-Fi компонента — ЦАП и усилитель. Любой аудиофил со стажем подтвердит, что долгая дорога в поисках качественного звука неизбежно приводит к сложным системам с раздельными компонентами, а интегрированные решения — удел бюджетного и среднего класса.
И именно эта формула вынуждает ограничивать себя в случае, когда нет возможности выделить под любимое дело отдельную комнату или хотя бы половину гостиной. Хочется собрать систему класса топ Hi-Fi или даже High End, а место удается найти только для пары активных колонок среднего класса, которых, к великой радости аудиофилов и меломанов, наделали уже немало.
Глядя на эту ситуацию, хочется задать производителям один простой вопрос: что мешает сделать активную колонку не бюджетного или среднего, а высшего класса качества?! Как оказалось — ровным счетом ничего и не мешает, кроме желания производителя. Пока мэтры хайфайного рынка проводили маркетинговые исследования и изучали перспективы, польская компания Pylon Audio взяла и выпустила серию активных колонок Jasper Active, взяв за основу свою одноименную серию топовой акустики.
Знакомство
Для начала давайте разберемся, что это за дерзкие поляки, которые решили делать хайэндные активные колонки? Для российского рынка Pylon Audio — это совершенно новое имя, но сама компания была основана достаточно давно, в 2011 году, Матеушем Юйкой.
Изначально это была скромная подрядная организация, занимавшаяся производством корпусов для целого ряда европейских акустических брендов первого и второго эшелона. Постепенно Матеуш и его коллеги начали осваивать колонкостроение в полном объеме и вслед за покрасочной камерой обзавелись еще и безэховой, с соответствущей исследовательской лабораторией.
В настоящий момент Pylon Audio — это производитель акустики полного цикла. У них есть собственный отдел разработок и весьма богатый ассортимент продукции, охватывающий весь диапазон от бюджетного до High End. В своих моделях разработчики используют стандартные и модифицированные динамики от ведущих мировых производителей, а также динамики собственной разработки.
Ну и, конечно, при создании фирменной акустики применяется богатейший опыт изготовления сложных корпусов, о чем нам недвусмысленно намекает модель Jasper. В нашем случае — их полочная версия, Jasper Monitor 18 active.
Корпуса
Оригинальная форма «джасперов» особенно хорошо заметна на напольных моделях Jasper 23 или Jasper 25, но и у 18-х полочных мониторов она тоже считывается. Передняя и задняя панели этих колонок не просто имеют существенный уклон — они выгнуты по дуге.
Причем такие корпуса предлагают в разнообразных вариантах отделки: черный или белый, матовый или глянцевый лак, любой цвет по палитре RAL на заказ и даже шпонированные версии имеются. Я тестировал как раз пару фирменных «мониторов» в отделке шпоном ореха, и надо отметить, что все грани и швы выполнены безупречно.
Что касается чисто практической (в нашем контексте — акустической) стороны вопроса, то такая геометрия имеет много плюсов. Во-первых, повышается жесткость конструкции, во-вторых, минимизируются внутренние переотражения, в-третьих, естественным образом выравнивается фаза сигнала и корректируется диаграмма направленности. Последнее в активной акустике с DSP-кроссовером не так уж и важно, но модель Jasper доступна еще и в пассивной версии — и как раз в ней это позволяет упростить кроссовер.
Нужно отметить еще пару моментов. Jasper Monitor 18 active – это достаточно тяжелые и крупные полочники, одна колонка весит аж 16 кг. Узкая передняя панель и «летящий» наклонный профиль создают иллюзию компактности, но по факту у них приличная глубина, делающая Jasper Monitor 18 active скорее полочниками-стоечниками, без возможности разметить их на реальной полке в шкафу или на стеллаже (хотя, может, на большом столе им и найдется место). И, естественно, за счет глубины набирается приличный акустический объем.
Динамики
Все модели серии Jasper базируются на топовых динамиках Scan Speak — похожие используют Wilson Audio. Опытные хайфайщики и самодельщики наверняка опознали в средне-низкочастотнике легендарный сканспиковский Revelator калибра 18 см: это драйвер класса High End с бумажным диффузором, разделенным на сегменты.
Благодаря канавкам, пересекающим диффузор, разработчики минимизировали негативное влияние на звук собственных резонансов диффузора и низили искажения, повысив при этом разрешение и сохранив все плюсы, свойственные бумажным динамикам.
Верхние частоты озвучивает еще один топовый динамик от Scan Speak — тканевый твитер диаметра 26 мм, оснащенный сверхлегкой подвижной системой. Его купол настолько тонкий, что выглядит полупрозрачным, а его масса составляет всего 0,18 г. Таким образом достигаются высокая степень детализации и исключительная микродинамика.
Для того, чтобы избежать компрессии и деформации тонкого купола, в конструкции динамика используется вентилируемая магнитная система. Двойной ферритовый магнит и ферромагнитная жидкость в зазоре обеспечивают высокую перегрузочную способность твитера и минимизируют искажения при работе на высокой громкости.
Электроника
Каждый динамик в полочниках Jasper Monitor 18 active имеет свой собственный усилитель класса D мощностью 150 Вт. Согласование динамиков между собой обеспечивает встроенный DSP, он же позволяет настраивать звук с помощью эквалайзера, согласовывать акустику с сабвуфером и даже проводить рум-коррекцию, для чего у Pylon Audio есть специальное приложение.
Единственный способ подать сигнал напрямую в акустику — это балансный вход XLR, чувствительность которого можно подстроить под выход источника с помощью переключателя. Основную нагрузку в плане коммутации берет на себя специальный беспроводной хаб и полностью беспроводная технология WiSA, встроенная в колонки.
Хаб обеспечивает проводное подключение традиционных источников, главным образом цифровых. У него есть три оптических входа, один коаксиальный, вход USB-B для компьютера, HDMI с ARC для телевизора. Аналоговую коммутацию обеспечивают два входа на разъемах RCA и Jack 3,5 мм. Связь между хабом и акустикой исключительно беспроводная, по закрытому радиоканалу.
Поддержку современных сетевых протоколов разработчики тоже не забыли. Monitor 18 active интегрируется в экосистемы Roon, DLNA/UPnP, Google Home (Chromecast) и AirPlay 2. Последние две автоматически добавляют акустике возможность работать в составе мультирум-системы. Есть также поддержка функции Spotify Connect и даже модуль Bluetooth версии 5.0.
Одна из функций, на которой стоит остановиться подробно — это работа в экосистеме WiSA. Технологий с таким названием есть несколько, та, что реализована в Monitor 18 active, называется WiSA HT и разрабатывалась для создания полностью беспроводных кинотеатральных систем.
Именно поэтому на задней панели каждой колонки есть выбор той роли, которую она будет выполнять. И это может быть не только левый или правый канал, а, например, какой-то из боковых сателлитов или даже центр. WiSA HT позволяет формировать домашние кинотеатры с конфигурацией 7.1 или 5.1.2.
При этом качество передачи звука на всех каналах — 24 бит/96 кГц с исчезающе малым временем задержки сигнала. В настоящий момент технологию WiSA HT поддерживает еще несколько десятков известных хайфайных брендов, поэтому подобрать акустику и сабвуфер в кинотеатр с «джасперами» будет несложно.
Звук
Если вы хотите сразу оценить потенциал этой акустики, используйте источник класса High End с регулируемыми балансными выходами или с балансным предусилителем, и включайте аудиофильскую запись электрического или акустического блюза. Тот же Mighty Sam McClain отлично подойдет. С таким подходом любовь с первой ноты обеспечена.
Саунд у этой акустики очень комфортный, обволакивающий, теплый и при этом исключительно детализированный и чистый. Тембры насыщенные, сочные и живые. Все это идеально сочетается с красиво записанным вокалом, акустическими инструментами и электрогитарами, пропущенными через ламповые комбики, да и прочими составляющим хорошо выдержанного блюза.
Впрочем, одним блюзом дело, конечно, не ограничивается. Любой вокал звучит превосходно. Хриплый баритон Джо Кокера подается очень завораживающе и реалистично, нежный вокал Норы Джонс на контрасте со стариком Джо выбивает слезу умиления, а томная, но строгая Кэти Мелуа буквально заставляет позвать продавца и попросить упаковать эту пару прямо сейчас, чтобы продолжить прослушивание уже в комфортной домашней обстановке.
Одним словом, вполне классическая связка бумаги и шелка в топовом исполнении делает со слушателем ровно то, что и должна: затягивает в прослушивание музыки, звучит выразительно, живо и естественно. Впрочем, если вы любите слушать хардкорный метал или жесткую электронику, готовьтесь к тому, что самые агрессивные и злобные композиции будут подаваться чуть мягче, добрее и артистичнее, чем вы привыкли это слышать. Такой эффект достигается за счет отсутствия какого-либо окраса и некого ощущения правильности, реалистичности.
Обладая отличной динамикой и четко выверенной фазой, которая дает безупречную ритмичность, Monitor 18 active все же чересчур аккуратны и интеллигентны в экстремальных жанрах, но если перейти к более традиционным электронным ритмам, типа оригинального диско 70-х или современных диско-экспериментов в духе Daft Punk, либо просто сменить современных металистов на Iron Maiden и Black Sabbath, характер подачи приятно порадует.
Отдельное удовольствие — слушать на Jasper Monitor 18 active камерную классику. Естественное звучание в сочетании с голографической точностью сцены и отличной прорисовкой каждого инструмента в квартете, исполняющем заслушанные вдоль и поперек «Времена года» Вивальди, заставляет ощутить себя сидящим в концертном зале.
В низкочастотном регистре акустика работает на удивление уверенно. На электронной музыке порой проявляются такие ноты, которые не на всяких напольниках услышишь. Однако тот масштаб, который нужен для полноценной передачи симфонической классики, имеет смысл искать скорее в напольниках этой же серии, а 18-е «джасперы» именно в этот момент вспоминают о том, что они все-таки полочные мониторы, а не полноразмерная акустика. Хотя в 20 квадратах им мощи очень даже хватит.
В целом, в любой музыке Monitor 18 active проявляют в первую очередь меломанские качества, акцентируя внимание на красоте тембров, а не на технических деталях. И на мой взгляд это одно из наиболее ценных свойств любой домашней акустики, рассчитанной не на узкую группу эстетов, а на достаточно широкую аудиторию с разными музыкальными предпочтениями.
Итог
Jasper Monitor 18 active от Pylon Audio сочетают высокую детальность, полноту и благородство тембров, характерные для акустики класса High End, с богатым набором современных, подчас сугубо утилитарных возможностей — от подключения к телевизору до прослушивания музыки с мобильных гаджетов. Можно сказать, что перед нами тот самый компактный музыкальный центр, обладающий при этом не номинальным, а скорее референсным качеством звука.
При этом выглядят они роскошно и способны вписаться в различные интерьеры. Производитель рекомендует устанавливать Jasper Monitor 18 active в комнаты площадью от 15 до 40 квадратов, и по-моему этим условиям соответствует подавляющее большинство квартир и частных домов. Начать слушать можно в небольшой комнате, а после улучшения жилищных условий максимум, что понадобится — добавить саб.
выразительное и музыкальное звучание, высокая детальность и голографичная сцена, хорошая проработка нижних частот, максимально разнообразные сценарии использования включая беспроводные протоколы и работу в составе домашнего кинотеатра
ограниченные возможности прямого проводного подключения к акустике, большая глубина корпуса с тыловым фазоинвертором может усложнить расстановку в небольшой комнате
Акустика
Количество полос: 2
ВЧ динамик: 26 мм, тканевый купол
НЧ динамик: 180 мм, бумажный конус
Мощность усилителей: 2х 150 Вт (каждая колонка)
Вход: аналоговый балансный XLR, беспроводной модуль WiSA
Габариты: 200х430х413 мм
Вес: 16 кг
Хаб
Входы: 3х оптических, коаксиальный, HDMI ARC, USB-B, аналоговый RCA, аналоговый jack 3,5 мм
Беспроводные протоколы: DLNA/UPNP, Airplay2, Chromecast, Roon Ready, Spotify Connect
Беспроводное подключение: Bluetooth 5.0
Габариты: 40х170х100 мм