Так сложились обстоятельства, что лайфстайловая техника долгое время сидела где-то в нишевых отделах магазинов и томно наблюдала, как успешно уходит с полок Hi-Fi-акустика. Что-то не давало этим красивым колонкам заявить о себе в полную силу. Может, и правда — все дело в красоте? Она ведь тоже требует не только жертв, но и определенный бюджет. А без красоты в лайфстайле делать нечего — так ведь можно скатиться в банальный Hi-Fi и стать как все.
Создается ощущение, что долгое время шел поиск гармонии и баланса, где красота не затмевает звук, а звук, несмотря на красоту, затмевает все остальные критерии. И в какой-то момент этот баланс нашли в компании Elipson с линейкой акустики Planet.
Круговое движение
Как оказалось, корни у этого конкретного лайфстайла уходят настолько глубоко, что не каждый Hi-Fi может этим похвастать. Можно считать, что компания Elipson стояла у истоков ярких дизайнерских решений, которые потом во времена «новой волны» разлетались по престижным домам, как альбомы «Битлов» на ярмарке.
Конечно, первые идеи директора компании Жозефа Леона сейчас выглядят достаточно противоречиво, но все же это была та самая форма — сфера, которая до сих пор у французов на особом положении. Но тогда и концепция была иной: сфера использовалась просто как акустическое оформление для динамика, а дальше в ход шли различные диффузоры и отражатели, потому что чем диковиннее тогда выглядели колонки, тем больше шансов было реализовать их как бизнес-проект.
И надо отметить, что Жозефу помощники в этом деле не требовались. Поговаривают, что его мастерская в то время выглядела как рабочий кабинет скульптора: в первую очередь — сфера, с остальным разберемся потом. И те самые первые и самые популярные колонки, которые принесли Жозефу и бренду Elipson славу, а модным интерьерам — пресловутый лайфстайл, существуют до сих пор. Они называются BS50 Tribute и доступны на сайте компании для истинных ценителей всего шарообразного.
А потом настали иные времена, и понадобился определенный срок, чтобы устоявшиеся на то время ценности сделали виток по спирали времени и снова пришли к нам в сегодняшнем прочтении лайфстайла. Если сейчас взглянуть на компанию Elipson, то она видится как успешный французский бренд, представленный во всех современных категориях аудио, начиная от акустики всех типов и видов и заканчивая усилителями и проигрывателями винила.
В каждом случае, помимо престижности бренда со стажем 70 лет, вы получаете надпись «Made in France» и ту самую французскую изюминку, которая мимолетно полутонами читается в каждом продукте компании. За счет этой изюминки Elipson, если верить представителям компании, вызвали немало ажиотажа на недавно прошедшей выставке в Екатеринбурге.
Солнечная система
В ассортимент целой звездной системы из акустики Planet разных форматов так и просится что-то круглое и горячее, та самая звезда, которая могла бы стать центром этой системы и наделать шуму среди фанатов мультирума. Не исключаю, что эта концепция сейчас продумывается где-то в кулуарах Elipson и, быть может, появится чуть позже, потому как видится она очень логичной.
Но сегодня у нас есть два вида «планет», которые ранжируются понятными всем буквами M и L — согласно габаритным размерам, тестировать мы будем последние. Также в линейке наличествует сабвуфер Planet Sub, который оказался настолько уместен в ряде ситуаций, что их полноценное описание видится как отдельный обзор.
Другой вопрос в том, что все модели данной линейки Planet, кроме сабвуфера — это классические пассивные колонки, которые требуют и источник сигнала, и усиление. Но нельзя сказать, что это недоработка, потому что у компании есть другие «планеты», одна из которых называется Planet LW XI, а вторая просто W35 Xi: активные, со всеми последними протоколами и беспроводным функционалом.
А наши Planet — это та самая акустика, которая призвана занять рубеж между хайфаем и лайфстайлом. Умышленно пассивные, намеренно красивые.
Ретроконцепт
Planet L (да и M тоже, просто они поменьше размером) можно считать воплощением традиций компании. Начать можно с того, что многие инженеры видят свою идеальную акустику именно в тех чертежах, где динамик имеет сферическую нагрузку. Это же просто мечта: ни одной параллельной грани, ни одной прямой линии — все переотражения и резонансы куда-то исчезают, взамен предлагая идеальное звучание, в котором нет ни единого недостатка, а преимуществ великое множество.
Конечно, будь ситуация именно такой, человечество не знало бы колонок иной формы, кроме шара. Не вдаваясь в глубокие технические аспекты, достаточно сказать, что шарообразная форма просто имеет свою специфику, которая по-своему сказывается на звучании.
Условно разделим нашу сферу на переднюю и тыльную части. С тыла мы видим пару клемм и небольшой фазоинвертор, плюс логотип компании. В лицевую панель большой модели встроен 6,5-дюймовый коаксиальный драйвер с диффузором из бумаги, обработанной специальной пропиткой. В центре этого излучателя вместо пылезащитного колпачка находится шелковый дюймовый купольный твитер.
Чтобы не нарушать гармонию сфер, драйвер прикрывается округлой решеткой-грилем, по контуру которой нанесены стильные надписи с указанием точного размера конкретно этой «планеты». Диаметр сферы в размере «L» составляет 290 мм, а масса одного штуки — 7 кг.
В комплекте с акустикой идет алюминиевое кольцо, которое на радостях от покупки можно принять за подарочный браслет. Но не стоит торопиться: эта штуковина служит опорой для Planet L, поскольку шарообразная форма предполагает не только особое звучание, но попытки акустики укатиться в сторону наименьшего сопротивления.
В этом кольце Planet становится устойчивой и послушной — направляйте сферу куда потребуется. Практичная вещь, на самом деле. Но если шарик на кольце — не ваша тема, то можно прибегнуть к более традиционным решениям в виде одноопорной стойки и креплений к потолку и к стене. Все это приобретается опционально.
Еще из любопытного: каждая из сфер поставляется в индивидуальной упаковке, и покупать их парой вовсе не будет обязательным условием. Да и наличие в линейке сабвуфера тонко намекает не только на трифоник, но и на кинотеатральную систему. Так что можно окружить себя шарами разных размеров в любом количестве, пусть даже в нечетном.
А еще оцените количество расцветок и названия цветов. На простой палитре из черного, белого и красного лака, а также матового черного, особое внимание заострять не будем. Но как вам оттенки «Mercury Ice», «Neptune Stone» и «Saturn Dust»? После этого и для скучных первых четырех цветов так и просятся названия типа «Mars Desert» или «Moon White», но почему-то маркетологи решили здесь не изворачиваться.
Эти «планеты» сразу же бросаются в глаза, особенно если вы выбрали какой-нибудь яркий цвет. К тому же, можно проявить креатив и собрать стерео из Planet двух разных цветов — такое точно не пройдет мимо взглядов окружающих. Но что скажут друзья-аудиофилы?
В музыкальных сферах
Источником для звука из сфер были поочередно виниловый проигрыватель Elipson Chroma Carbon и стереоресивер Pioneer SX-N 30 звездно-серебристого цвета, потому возможность проигрывать дежурную флешку с хайрезами у него есть. Последний занимался и усилением.
Сразу ныряем в пучину аудиофилии с Jacques Loussier Trio и треком «Pastorale in С minor», получив уютный ненавязчивый саунд, в котором аудиофилии ровно столько, сколько и визуальной красоты. Коаксиальный драйвер отрабатывает как надо и строит густую плотную сцену, которая отзывчива в ближнем и в дальнем поле.
Коаксиал практически не критичен к перемещению слушателя вдоль линии колонок (в разумных рамках, разумеется). Звук неплохо артикулирован и собран — в сочетании с плотной сценой может показаться, что все это звучит несколько камерно и компактно.
Но здесь в силу вступают законы французской сферической физики, и за счет специфики переотражений от круглого корпуса получаем впечатляющий масштаб и большое звуковое поле в целом. Эффект интересный и не кажется противоречивым, поскольку все это сочетается как раз на том уровне, где полутона мимолетом входят в гармонию, а на фоне, подкручивая ус, загадочно улыбается французский инженер.
В целом звук не вызывает дискомфорта. Он с теплым оттенком, с аналоговым привкусом, но при этом струна контрабаса вполне способна вызвать тактильную отдачу даже на небольшой громкости — без перезвонов и другой отвлекающей информации. И еще раз сцена: между струнами контрабаса можно почти с рулеткой считать расстояние, а его образ видится масштабным и плотным.
Дальше идем в сторону лайфстайла и моделируем другую ситуацию, в которую уместно вписывается трек «Plugin Safari» от Naju. Пусть будет вечеринка или лаунж-зона, а, быть может, даже и лакшери-бар — зачем себя ограничивать? Такая задорная, заводная, но в то же время непростая электроника будет уместна на любом мероприятии или просто посиделках.
С этой целью делаем потише, чтобы уровень громкости не перебивал разговор — и трек гармонично вписывается в окружающую обстановку, заполняет помещение, почти не локализируется, не отвлекает, но все же продолжает быть артикулированным и внятным. Кажется, именно по этой причине так хитро улыбался французский инженер: мол, мы нашли ту самую изюминку, о которой не говорится ни в одном пресс-релизе — догадайтесь сами.
В это время трек отбивает панч, отрисовывает глубину басовой подложки. Конечно, скоростные характеристики всего этого не запредельные, но куда нам торопиться? Мы же в лаунж-зоне, расслабьтесь и не отвлекайтесь, иначе не впишемся в концепцию. И будьте добры, еще один кислородный коктейль с маракуйей.
Ну и раз на то пошло, то подбросим этой концептуальной акустике такой же концептуальный трек: «Deadstream» от Jim-E Stack. Здесь изначально не выйдет растворить трек в атмосфере, ведь автор сделал все, чтобы он стал максимально заметным.
Резкие, почти металлические эффекты на верхах с размахом разлетаются по комнате; бас с умышленным перегрузом плотно ложится в основу — таким звучанием на самом деле можно похвалиться. Только учитывайте, что это не только аудиальное хвастовство, а «вау» на смеси впечатлений, в котором видится острое хайтек-пространство, оттененное этим почти аналоговым звучанием. Концепт-кар, на который смотришь, но на фоне звучит музыка — скорее всего, понять эту идею будет несложно.
Выводы
Стоит ли выбирать Elipson Planet L как акустику для единственной домашней системы? Идея вполне осмысленная и легко реализуемая. И если глаз ложится на эти сферы, то и уху будет приятно. Но больше видится другая атмосфера, в которой перед Planet не аудиофил с конспектом о теории сцен, а французский (страна для выбрана для антуража) инженер, возможно с дамой сердца и гостями, которые пока что неторопливо обсуждают некие приятные события. А, может, и не нужен даме никакой инженер для того, чтобы добыть себе колонки.
Располагающие интерьеры, концептуальные шоурумы, продвинутые офисы, современные гостиные — это всецело зона влияния сфер. Они там будут чувствовать себя как тот же аудиофил на High-End-шоу — словно дома и в своей тарелке: блистать знаниями, охватывать залы эрудицией и привлекать внимание. Соберите разные цвета и размеры «планет», подвесьте их к потолку, подключите к умному дому и каждый вечер, откинувшись на диван, смотрите на этот авангард, чувствуйте себя центром этой системы и слушайте, что стало с вашими любимыми треками. Lifestyle — как он есть.
приятный собранный звук с хорошей сценой; концептуальные корпуса и расцветки, бонусом — не менее концептуальные способы установки Planet в помещении
без грилей имеют несколько незаконченный вид
129 990 рублей за пару
Паспортные данные
Тип: пассивные полочные акустические системы
Акустическое оформление: фазоинвертор
Число полос: 2
Драйвер: коаксиальный, 25-мм твитер с мягким куполом, 165-мм СЧ/НЧ-динамик с диффузором из пропитанной бумаги
Частотная характеристика: 48 – 20 000 Гц (+/- 3 дБ)
Частота разделения кроссовера: 2.5 кГц
Номинальное сопротивление: 6 Ом
Чувствительность: 90 дБ/Вт/м
Подводимая мощность: 30 – 80 Вт
Диаметр одной колонки: 29 см
Масса одной колонки: 7 кг