Сорокалетний юбилей компания MartinLogan решила отметить с размахом и пошла на весьма смелый шаг: полностью переработала свои вполне успешные серии Motion и Motion XT. Слово «полностью» надлежит воспринимать буквально — от прежней реализации осталось только название и основная концепция, подразумевающая использование на верхних частотах излучателей Хейла.

Все остальное было либо глубоко переработано, либо создано с нуля, даже обозначение моделей теперь выглядит по-другому. И для того, чтобы понять, что же именно изменилось, вместе с новым полочником MartinLogan Motion XT B100 я для большей наглядности послушал аналогичный полочник прошлого поколения Motion 35 XTi в той же системе.

Знакомство

Компания MartinLogan уже давно существует в двух мирах, производя и электростатическую акустику с дипольным характером излучения, и более классическую корпусную с динамиками и излучателями Хейла на верхах. Важно отметить, что и то, и другое удается разработчикам одинаково хорошо, поскольку ни одна колонка в линейке, даже самая бюджетная, не делается формально.

Приуроченная к юбилею глобальная переработка серии Motion хорошо иллюстрирует ту степень серьезности, с которой компания подходит к данному вопросу, ведь новые колонки отличаются от предыдущих буквально всем: дизайном, конструкцией излучателей и даже акустическим оформлением твитера. Фактически акустику создали заново, сохранив лишь базовый принцип: сочетание динамических излучателей на СЧ/НЧ и излучателя Хейла на ВЧ. Последний, по мнению разработчиков, приближает характер звучания корпусной акустики к фирменным электростатам.

Линейка

Прежде чем перейти к одной конкретной модели, имеет смысл определить ее положение в системе координат, поскольку в линейку корпусной акустики MartinLogan, объединенную названием Motion, входит несколько серий: младшая Motion Foundation, средняя Motion и старшая Motion XT. Отличие старшей серии — увеличенный размер твитера, а именно этот излучатель по мнению разработчиков, и задает тон всей комнате: делает корпусную акустику чуть более похожей на электростаты. Получается, что серия ХТ раскрывает данную концепцию в наибольшей степени.

В серию Motion XT входят два напольника F100 и F200, центральный канал С100, а также полочник В100, который и является предметом нашего изучения в данной публикации.

Дизайн

Помимо подхода к выбору излучателей, разработчики MartinLogan сохранили еще одну специфическую черту фирменных колонок: сложные формы корпусов с непараллельными стенками. Фасад у них чуть шире и выше задней панели, а верхняя панель имеет заметный наклон, и если вы ранее не пользовались акустикой этого бренда, придется избавиться от привычки ставить или класть что-либо на колонки сверху: свалится.

Внешний вид обновленной акустики серии Motion поменялся радикально. Модели предыдущего поколения были скорее отсылкой к восьмидесятым — с контрастным, чуть утопленным в корпус фасадом, с алюминиевой накладкой. Дизайн новой версии более цельный, бесшовный и органичный. Даже рупор, новое для MartinLogan акустическое оформление, интегрирован в фасадную панель и представляет с ней единое целое.

Иначе стали использовать сочетание цветов. Если ранее у акустики была контрастная расцветка с чёрной передней панелью и цветным корпусом, то теперь корпус и фасад однотонные, но дополнительным цветовым акцентом являются логотип и кольцо, окружающее СЧ/НЧ динамик.

Кроме того, теперь в ассортименте компании есть стойки для акустики, которые декорируются цветовыми элементами, подходящими под отделку самих полочников. В результате собирается красивый ансамбль, который можно сделать интересным акцентом в современном интерьере.

А вот впишутся ли новые MartinLogan в более классическую обстановку — в этом есть сомнения. Внешность этой акустики даже с грилями, которые закрывают лишь СЧ/НЧ-динамик, сложно назвать нейтральной. Основная цветовая палитра MartinLogan теперь выглядит следующим образом: матовый белый, глянцевый черный и классический орех с черным фасадом.

Корпуса

Пару уточнений необходимо сделать относительно конструкции корпуса, ведь та же непараллельность стенок — это не столько дизайнерская фишка, сколько способ избавиться от стоячих волн внутри кабинета. Еще одна необычная особенность: способ установки акустики на стойки. На дне полочников есть специальные резьбовые втулки, благодаря которым они жестко фиксируются и представляют собой единое целое. Таким образом увеличивается общая масса конструкции, что весьма полезно для звука, да и устойчивость повышается.

Третья особенность модели — акустическое оформление. И в предыдущей версии Motion 35 XTi, и в новых Motion XT B100 разработчики используют фазоинверторы с большим диаметром порта. Той же резонансной частоты можно было бы достичь и с портом меньшего диаметра, но при прочих равных увеличение диаметра дает более объемное и масштабное звучание.

Излучатели и технологии

Излучатели Хейла для своей акустики компания MartinLogan разрабатывает самостоятельно и даже использует для них оригинальное название: Folded Motion Tweeter. По принципу работы они не отличается принципиально от АМТ и других модификаций излучателей Хейла, тут весь вопрос в качестве реализации.

В модели Motion XT B100 установлены твитеры FMT XT второго поколения, получившие название Obsidian — видимо, потому что лента, сложенная в гармошку, теперь имеет черный цвет. Ключевая доработка излучателя — это магнитная система увеличенной мощности, которая располагается позади диффузора. Именно это изменение конструкции позволило улучшить отдачу твитера, поднять верхнюю границу воспроизводимых частот и снизить уровень искажений.

Буквы XT в обозначении твитера и серии в целом говорят о том, что площадь излучающей поверхности увеличена на 40% относительно обычной серии Motion, которая стоит в линейке на одну ступень ниже. Как следствие, акустика Motion XT имеет более высокую чувствительность — она достигает отметки 93 дБ.

Второе существенное изменение — акустическое оформление высокочастотного излучателя. Если в модели 35XTi он был просто немного утоплен в корпус и переход к фасадной панели выглядел как ступенька, то в акустике XT B100 используется сложный волновод, бесшовно интегрированный в переднюю панель, как на профессиональных студийных мониторах. А делают это не просто так: отсутствие ступенек и граней в зоне установки твитера исключает преломление звуковых волн и создание в этих зонах паразитных источников звука, негативно влияющих на разборчивость и прозрачность звучания.

Однако и геометрия рупора тоже весьма заметно влияет на звук. Инженеры MartinLogan протестировали порядка пятидесяти разных рупоров прежде чем нашли ту форму, которая оптимизирует излучение фирменного твитера и не оказывает негативного влияния на звук.

Задачу усложнял и тот факт, что без какого-либо специфического оформления вертикально ориентированный излучатель Хейла формирует цилиндрическую звуковую волну, достаточно узкую по вертикали и раскрывающуюся на 180 градусов по горизонтали. Новый рупорный волновод Controlled Dispersion немного расширил рассеивание звука по вертикали, а также немного уменьшил угол рассеивания по горизонтали. В итоге больше звуковой энергии фокусируется в точке прослушивания, излучение по горизонтали становится более равномерным, а акустика в целом — менее требовательна к расположению в помещении. Да и твитер более естественно согласуется с излучением басовика, что упрощает сшивку полос.

Средне-низкочастотные динамики в акустике Motion XT предыдущего поколения имели алюминиевые диффузоры, а в обновленной версии используется плетеный композит, сочетающий в себе волокна кевлара и номекса. Эта смесь материалов, как говорят разработчики, обеспечила оптимальное соотношение жесткости, массы и внутреннего демпфирования диффузора, исключая возможность возникновения резонансов, характерных для чистого кевлара, и добиваясь чистого и ничем не окрашенного звучания.

Один из «секретных ингридиентов» компании MartinLogan — это кроссоверы. В модели XT B100 за согласование излучателей отвечают фирменные разделительные фильтры, выполненные по схеме McCracken-Vojtko. Название сформировано из фамилий двух инженеров, работавших над их созданием, и, кстати, в разработке предыдущей модели участвовал только Войтко, без МакКракена…

Вообще надо заметить что MartinLogan уделяют много внимания этой части акустики. В поисках версии фильтра, дающей оптимальное согласование полос, они комбинируют сложное компьютерное моделирование, аппаратные измерения и двойные слепые прослушивания. И результат действительно хорош.

Из совсем уже мелких, но все-таки немаловажных моментов, стоит отметить акустические клеммы. В отличие от подавляющего большинства производителей, MartinLogan и в этом вопросе избегает стандартных решений, предпочитая собственные разработки.

Такие клеммы позволяют использовать кабельные наконечники разных типов, так что можно без труда менять штатные перемычки на любые другие, а большие лепестки гаек очень удобны в работе, если нужно поплотнее зажать лопатки или зачищенные концы акустического кабеля.

Звук

Если сравнивать напрямую Motion XT B100 и Motion 35XT, довольно трудно понять, что проявляется в большей степени: родственные связи или радикальные отличия. С одной стороны и те, и другие полочники обладают отличным разрешением на верхах, они очень отзывчивы на смену компонентов, звучат прозрачно и чисто. Плюс к этому — отличная ритмичность, приличный динамический диапазон и великолепная скорость реакции.

Если вы слушаете, например, ECM-овский минимализм, эмбиент или джаз наподобие альбома «Words Unspoken» Джона Сермана, с любой парой колонок вы получите эффект полного погружения и абсолютно гипнотическое, завораживающее звучание. Однако характер подачи музыки у старых и новых Motion XT сильно отличается, что также хорошо слышно.

В исполнении 35XTi этот альбом звучит более строго и прохладно, лучше считываются верхние частоты, включая даже некоторые шумы и призвуки саксофона, которые не очень хотелось бы замечать в записи. Музыка в целом подается в светлых тонах и как-то особенно воздушно.

XT B100 звучат на верхах более мягко и комфортно. Середина в их исполнении плотнее и выразительнее, а бас новые полочники выдают более глубокий и основательный. Разница по глубине и полноте басового диапазона оказалась значительной. В том же «Get Lucky» от Daft Punk на 35XTi басовая линия скорее обозначена и не привлекает к себе особого внимания, а у XT B100 она отлично считывается и создает дополнительный грув. Одним словом, модель прошлого поколения по звучанию вполне типичный полочник, без претензий на основательный низ, а новые колонки вполне конкурируют с компактными напольниками.

Еще одно заметное отличие: XT B100 звучат теплее и больше внимания уделяют насыщенности и естественности тембров. Тут, правда, стоит уточнить, что в системе, которую я слушал, использовался ЦАП от Ferrum Audio, который также отличается теплым и насыщенным звучанием. Так или иначе, старые аналоговые записи даже на транзистороном усилителе звучат очень аналогово и приятно, а на лампе — особенно фактурно и живо. И, кстати, с лампой баса стало чуть больше. Если планируете использовать XT B100 с аппаратами Fezz или другими – имейте ввиду.

При прослушивании аудиофильских записей новый полочники от MartinLogan удивили голографичностью и точностью прорисовки звуковой сцены. Я слушал Марвина Гэя, Патрисию Барбер и еще некоторое количество подобных релизов. Не сваливаясь в гипердетальность и выискивание в музыке микродеталей, XT B100 рисовали полноценные завершенные звуковые образы, имеющие вполне конкретные формы и расположение объектов в пространстве.

Если после красиво записанного джаза и соула вдруг потянет на тяжелый метал, новые MartinLogan вполне справятся и с этой задачей: скорости реакции, четкости прорисовки инструментов и разборчивости в целом вполне хватает чтобы услышать каждую гитарную партию в записях Slayer или Mushroomhead. Акустика ни на секунду не теряла контроль над ситуацией, убедительно передавала бешеную энергетику исполнителей.

Возвращаясь к теме сравнения старых и новых полочников серии Motion, надо сказать, что XT B100 любую музыку подает более комфортно, естественно и цельно, в то время как 35XTi в большей степени тяготеют к аналитичности, они более информативны, но временами и более резки на верхних частотах, а в области баса и нижней середины они звучат менее плотно и основательно.

Пожалуй, можно говорить о том, что новые Motion получились более сбалансированными и универсальными в целом. Кроме того, они в значительно меньшей степени зависят от условий прослушивания, не требуют точно выверять высоту посадки и направление акустики на слушателя. То есть и в сугубо утилитарных вопросах они оказались более удобны и универсальны.

Итог

Обновленные Motion XT от MartinLogan отличаются сбалансированным и комфортным звучанием с живыми и фактурными тембрами, отличной динамикой и прозрачностью. Многие из этих качеств свойственны и моделям предыдущего поколения, но при прямом сравнении было хорошо заметно, что разработчики решили не просто поэкспериментировать с новыми материалами и настройками, а вполне целенаправленно сделали шаг в сторону более домашнего и теплого саунда, сохранив при этом высокое разрешение и выдающиеся динамические характеристики как у моделей прошлого поколения.

Важно заметить, что новые Motion XT, во всяком случае полочные, оказались несложной нагрузкой и будут отлично звучать даже с не очень мощными ламповыми усилителями или транзисторниками, работающими в классе А. И при правильном подборе усиления от XT B100 можно добиться по-настоящему богатого и благородного саунда.

сочетание высокого разрешения и комфортной подачи музыкального материала, отличная динамика и ритмичность, не так требовательны к усилению и к выбору места установки, эффективны в басовом диапазоне

даже с учетом хорошего выбора расцветок и декоративных элементов, дизайн акустики специфичен и вряд ли впишется в классический интерьер.

MartinLogan XT B100

230 000 рублей

Количество полос: 2

Акустическое оформление: фазоинвертор

Диапазон частот: 45-25000 Гц (+\- 3дБ)

Частота раздела кроссовера: 2600 Гц

Дисперсия рупора: 45° (вертикальная) x 90° (горизонтальная)

ВЧ излучатель: FMT 2 поколения, 32х61 мм

НЧ излучатель: 165 мм конус из кевлара усиленным номексом

Рекомендованная мощность усилителя: 20-250 Вт

Вес: 9,3 кг

Габариты: 368х203х318 мм

Варианты отделки: глянцевый черный, матовый белый, орех с матовым черным