30 сентября выходит новый альбом швейцарских пионеров «новой волны», дуэта Yello. «Toy» станет 13-м в дискографии этого смешного коллектива. Участник Yello Дитер Майер (Dieter Meier) рассказал нам о новом альбоме дуэта, лучшем носителе и о том, почему его группа наконец-то решилась выступать живьём.

— Герр Майер, вы начинали работать в аналоговую эпоху. Насколько изменился сейчас ваш подход к созданию и записи нового материала?

— Это просто технический вопрос. Вообще мы всегда делаем альбом сперва полностью цифровым, потом Борис Бланк (Boris Blank) привносит много аналоговых элементов — живых инструментов в обработке, шумов и так далее. Yello всегда были комбинацией электронного саунда и живых инструментов.

Борис умеет интегрировать все инструменты. Хороший пример такого рода — наши грядущие шоу, первые в карьере Yello. Если вы слышали, у нас запланировано четыре концерта в Берлине. Там будет 12 музыкантов на сцене — довольно интересная комбинация электронного саунда Бориса и трубачей, перкуссионистов и так далее.



— Почему вы никогда не выступали раньше, а теперь, когда дуэту почти сорок лет, вдруг решились?

— Борис всегда считал, что наше живое выступление будет некоторым надувательством. У нас ведь очень сложный саунд — шумы, обработанные инструменты — и никакая группа это не воспроизвела бы. То есть пришлось бы выходить на сцену и делать вид, что мы играем, в то время как всё заранее записано. Это же обман! Теперь нашлось решение, появилась возможность играть с живыми музыкантами. То есть у нас вообще всё live, и мы чувствуем себя очень комфортно. Всё сошлось: у живых музыкантов, которые играют с нами, будет настоящий диалог с аудиторией, они не будут просто машинами на сцене. Мы не хотим быть машинами, как…

— Это камень в огород группы Kraftwerk?

— Да! (смеётся) Я вообще-то большой фанат группы Kraftwerk, но концептуально они — полная противоположность Yello. Их подход — wir sind die Roboter («мы – роботы») — это главная загадка группы. Как c таким отношением им удаётся передавать эмоции в песнях? При том, что они стоят вчетвером за лептопами, и ничего, абсолютно ничего не происходит. Мы же будем на сцене как в джунглях! Под чутким руководством маэстро Бориса Бланка.

— И тем не менее, вы не live-band, ваши альбомы — звуковые коллажи. Как они рождаются?

— Борис всё время ищет новые звуки, он в этом плане похож на учёного-исследователя. Звуки — как краски: это своего рода звуковые картины. Борис мастер, чего и говорить.



— А ваш голос и тексты, как вы считаете, — часть коллажа или нечто над ним, и что вообще главнее?

— У нас необычное распределение ролей, не как в «нормальной» группе. Мой голос — инструмент, краска в общей звуковой палитре. Я ведь не певец рок-звезда с большим и мощным голосом, у нас совсем другое, да и Борису было бы не интересно работать c таким. До Yello я занимался авангардным кино, и эстетику эту принёс в наши клипы: они как маленькие фильмы-сценки, где я сам актёр-исполнитель главной роли.

— Вы называли себя дадаистами поп-музыки…

Конечно. «Дада», развивавшаяся в Швейцарии, — важное течение в искусстве. И нам, безусловно, всегда нравился подход художников-дадаистов к искусству как к детской игре, с наивным юмором. Мы ребячливые дяди. Даже название альбома «Toy» (пер. с англ. «Игрушка») — это же дадаизм в чистом виде! Студия для Бориса, как игрушка для ребенка, — некая забава с бесконечными возможностями, которая никогда не надоедает.


Про дадаистов говорили, что у них не искусство, что эти художники — просто сумасшедшие. Вот когда Борис придумал делать лупы из плёнки, никто их не делал, нам твердили: да это же вообще не музыка! Музыку играют руками на инструментах, а что у вас? Но подход Бориса — всё в мире музыка, из любого шума можно делать коллаж и с его помощью выражать эмоции. Борис всегда хотел создавать эмоции, а не просто саунд.

— Собираетесь в Россию?

— Пока трудно сказать. Я знаю, что у нас много фэнов еще со времён СССР, поэтому было бы прекрасно наконец приехать выступить и в Москве, и в Санкт-Петербурге…



— На каком носителе лучше всего слушать «Toy»?

— Дело вкуса. Все зависит от того, какое качество вас устраивает. Мы делали тщательно все версии: CD, винил, цифровой вариант для загрузки. В цифровом неизбежна сильная компрессия.

Лично мы верим в динамические качества винила: если вы саунд-фрик, то это — лучший выбор. Винил не портится со временем даже от многократного проигрывания, и там — все частоты. Я бы рекомендовал издание «Toy» на виниле. Мы же, кстати, музыканты виниловой эпохи — в конце 70-х ещё никаких CD и в помине не было. Так вот нашими пластинками люди до сих пор тестируют аналоговую аппаратуру класса Hi-Fi.


— А вы что собираете и на чём?

— Я сам фанат винила! У меня огромная коллекция — в основном джаз, но есть и другие стили.