Объясните молодому и неопытному) • Stereo.ru
Вопрос VadiUs 13

Объясните молодому и неопытному)

Всем доброго времени суток! Читаю вот статьи, форум, и возникло несколько вопросов, на которые ответы я не нахожу. Или я плохо думал, или думал плохо, но... В общем:

1) пишут, что пищалки горят, когда усилитель влетает в клиппинг. Но ведь у реальных музыкальных сигналов преобладает НЧ составляющая. Не всегда, но часто. А если так, по при перегрузке усилителя пердёжь на ударах бочки будет заметен весьма, и как вообще можно так слушать, не прибрав громкость?

2) Часто советуют усилители по 70, 100, 200Вт, мотивируя, что акустика "тугая"... Ясно, что запас должОн быть. Но ёлки-палки, если акустика имеет чутье 88-90 дБ, то уже при 25Вт звуковое давление будет значительным. И где она тугая? Или я был невнимателен, и не то принял за "тугость"?

3) Коэффициент демпфирования. То есть, соотношение сопротивления АС к выходному сопротивлению усилителя. Почему на него делается такой упор? Ясно, что давить противо-ЭДС, которая появляется в процессе работы динамических головок надо, но сможет ли усилитель подавить расколбас подвижной системы у гололовок с мягусенькими подвесом и цш?

Господа эксперты, объясните, пожалуйста. Буду премного благодарен!

Ответы

Wadim

1 - Да, здесь много и очень часто пишут про "горит при клиппинге дохлого усиления". Это миф, который любят культивировать, не подтвержденный технически . Клиппинг ни как не влияет на выход из строя. "Горит" по причине термического разрушения проводника. Миф легко разрушается - постоянное напряжение в пределах нормы ведь не выводит из строя, а только превышение нормы приводит к выходу из строя. Поэтому не зависит от формы, а зависит только от величины.

2- все относительно. Просто для транзисторного усиления желателен 10 кратный запас по мощности. А лампе - не нужен.

3 - Для современного усиление с грамотно разработанной акустикой Д-Ф давно потерял свою актуальность. У лампового SE он всего несколько единиц, однако это не лишает нас удовольствия наслаждаться ламповым звуком.

Alex

Кратко.

1. Спектр нелинейных искажений при клиппировании усилителя происходит не только на НЧ, а по всем спектру частот. ВЧ головка в АС-самая маломощная, звуковая катушка намотана тонюсеньким проводом и в первую очередь страдает именно она.

2. Запас по выходной мощности-дело хорошее, но у этой медали есть и обратная сторона. Мощные усилители, как правило плохо играют на начальных ваттах, звук "скукоживается", тут во всем должна быть разумная мера. Но когда люди ставят в 80м комнату трехполосные АС с парой басовиков по 20см и пытаются получить от АС звуковое давление, как на концертной площадке от 50Вт усилителя-это уже другая крайность...

Кроме того, многие современные АС, при достаточно высокой (указанной производителем чувствительности) имеют динамики скромных размеров, а измерения чувствительности АС производитель делает с некоторыми "ухищрениями", например, измеряет ее только на одной опорной частоте 1000Гц, а иногда и выше, где может быть установлены "рупорные" ВЧ динамики с большей чувствительностью, чем НЧ и СЧ головки... Так что, точные данные и те параметры, что приводит производитель в документации могут очень сильно отличаться от реальных параметров АС. А если так, то например, если приведены данные 90Дб/Вт/м, а реальная чуйка на НЧ у АС будет 87Дб, то для раскачки этих ас нужен усилитель в полтора раза мощнее...

3. Коэффициент демпфирования, то же вещь весьма эфемерная. Кто-то измеряет его в полной полосе частот, а кто на 1000Гц, где от его высоких параметров для АС будет ни жарко ни холодно...

Самое важное, что любые, даже самые "высокие" параметры АС или усилителя -никогда не "скажут" Вам о характере звучания... Звук надо подбирать ТОЛЬКО ПУТЕМ ЛИЧНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ, потому, в звуке важна согласованность звучания всех компонентов аудио системы... Коэффициент демпфирования у 500Вт усилителя класса Д может быть 1000ед, а у лампового однотактника в 3Вт всего 10ед, но звук у этих усилителей абсолютно разный... Лампу Вы будете слушать с упоением, а от звука цифрового усилителя не получать никаких эмоций...

Bbhob @Alex
А если так, то например, если приведены данные 90Дб/Вт/м, а реальная чуйка на НЧ у АС будет 87Дб, то для раскачки этих ас нужен усилитель в полтора раза мощнее...

В два))) это напряжение (ну или ток) в полтора раза будет ниже.

VadiUs @Alex

1. Страдает, но так и непонятно почему. Усилитель то не выдаст больше своего предела. Как тогда горит?

2. Если в АС стоят динамики разной чуйки, то разве они не подстраиваются по уровню в кроссовере? Делители ведь придумали умные люди... Хотя, может, где-то и не ставят их, спорить не буду. Да, и если "усилитель в полтора раза мощнее", то НЧ мы раскачаем до нужного уровня, а с сч уже перебор то будет. Поправьте, подалуйста, могу ошибаться. И снова непонятно. Что 15" лопух, что 16см пукалка, если оба имеют 90дБ чувствительности (к примеру), то разве не будут они играть одинаково громко при равной мощности?

3. Тут понятно. Спасибо!

Bbhob @VadiUs
И снова непонятно. Что 15" лопух, что 16см пукалка, если оба имеют 90дБ чувствительности (к примеру), то разве не будут они играть одинаково громко при равной мощности?

При 1кГц, 1Ватт да. А вот на 60Гц (бочка ну например) первый даст 70дБ а второй 85дБ. Подкрутим басов на усилителе или эквалайзере. Первый 75 и упрется, второй 95дб. Добавим громкости первый 75 второй 105. Как-то так.

Учитывая кривые равной громкости у первого мы нижний бас так и не услышим а второй поразит мощью.

VadiUs @Bbhob

Тогда, конечно, да, так и есть. Просто подумал для частоты в 1кГц, то перепад в 3дБ был бы уж немаленьким весьма.

Wadim @VadiUs
1. Страдает, но так и непонятно почему. Усилитель то не выдаст больше своего предела. Как тогда горит?

Как раз все очень просто, если посмотреть в даташит. Просто не нужно смешивать номинальную мощность вч головки и самой АС. Вот например, Wharfedale Diamond 10.1, заявлена мощность усилителя под них 20-100 Вт, а Wharfedale Diamond 10.7, уже 30-200 Вт. Хотя в них стоит совершенно одинаковая вч головка. Реально, эта вч головку имеет мощность 25 Вт (могу обосновать). А даже простой усилитель(ресивер) запросто выдаст на 6-9 кГц 25-30 Вт. (этого всего-то 12 вольт) и результат - вч сгорает от перегрузки.

PS Вижу тема мифа "клиппинга" не нравится кому-то, сказали бы открыто...

Bbhob

1. При недостатке мощности транзисторный усилитель сваливается в специфические искажения в высокочастотном спектре. Реально ВЧ динамик может выдержать около 10Ватт. Соответственно при искажениях значительная часть мощности сместится в ВЧ и попалит динамик.

2. У транзисторников самыми "вкусными" первые 1%-30% мощности. Исходя из этого. Но 100ват мне также не кажутся необходимыми. Слушаем то мы реально 0.05-5Ватт. Вот только если добавить басов на усилителе то понадобится в разы большая мощность.

3. Якобы это должно помочь взять под контроль НЧ в фазинверторном оформлении. Для этого и мощность. Наверно так.

VadiUs @Bbhob

1. Во-о-о-о-о-о-от, уже понятно. Хотя, проверю опытным путём. Есть тут пара ненужных пищалок, на шашлык пойдёт ;)

2. Ну да. Особенно относится с чотким пацанчегам, чьтоб качяло.

3. Фи на эти ваши ФИ. :D Щутка.

Спасибо!

Serg_E

Все все верно говорят. Надо еще помнить, что мощность это напряжение помноженное на ток. Так вот когда мы превысим возможности усилителя открутив ручку громкости дальше, чем допустимо изходя из т.х и попытаемся получить на выходе к примеру не расчетные 10 Вт, а 20, то и получим клипинг. Смещение спектра от нч к вч и перегруз на них с искажениям, т.е напряжение которое вч не переварят и могут выйти из строя от перегрева, как верно Вадим подметил.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.