Компания «Электра» создана несколькими энтузиастами, и познакомился я с их акустикой относительно недавно — сначала на питерской выставке. Впрочем, незнакомое «фактически все», включая систему и помещение, — это не те условия, которые позволяют делать серьезные выводы. Тогда мне акустика скорее понравилась по внешнему виду и исполнению, а звук остался непонятным. Более подробное знакомство состоялось в шоуруме производителя, и об этих результатах я и расскажу.
Но сначала нужно изучить формальные данные и матчасть. На момент прослушивания «Электра» была представлена только одной моделью — «Фантом», существующей в двух модификациях. Первая, и основная в рамках знакомства — базовая версия с корпусом из усиленной алюминием фанеры и внешней кожаной отделкой.
«Продвинутая» версия — фактически та же акустика по конструкции, динамикам и фильтрам, но основной ее корпус оформлен карбоном, за счет чего он жестче и тише. Вторую версию я только немного послушал в сравнении на самом сложном музыкальном материале, но разница в подаче была объективно заметна. Впрочем, об этом позже.
Компания, как я уже сказал, относительно молода, в основном штате четыре человека, все с солидным аудио- и музыкальным, в том числе профессиональным, бэкграундом. Акустика — единственное, чем компания занимается, и заявлена здесь не штучная сборка, когда каждый экземпляр делается долго и индивидуально, а малопоточное производство.
Разработки свои, часть производства — тоже, часть делается на заказ, и, как я понял, процесс выстроен достаточно стабильно, а не так, что для одной партии корпуса делают в одном месте, для следующей — в другом. Повторяемость здесь важна, и это условие соблюдается. Есть планы по развитию: как я уже говорил, на момент прослушивания в каталоге были заявлены только «Фантомы», а на недавней московской выставке показали свои первые (и весьма необычные и сложные по конструкции) напольники «Мираж».
По тому, что я увидел и буквально пощупал руками, выглядит все вполне серийно, качественно. Обработка, покрытия — ощущения гаражной сборки нет и дизайн выдержан в своем стиле. Да, все его особенности продиктованы в первую очередь техническими моментами, а потом уже доведены до некой «красоты», но сделано аккуратно — факт.
Приятно, что по акустике видно, как ее разработчики не просто делают что-то редко-штучное, а создают полноценный продукт. Акустика — это здорово, а аккуратно и качественно сделанная — тем более. Но и в целом в подходе разработчиков просматривается система, бизнес-модель, если можно так сказать.
Есть легко находимый сайт производителя, где можно составить первое впечатление о том, что производится. Есть очень уютный шоурум, причем в приличном месте в районе Лефортово, а не где-нибудь в промзоне, Есть подготовленное помещение, хорошая техника для того, чтобы послушать. И есть взаимодействие с другими российскими производителями, которые себя хорошо зарекомендовали — например, наше прослушивание было с усилителем компании AT-Technologies Александра Трусова (и кстати, с младшей фактически моделью) и с кабельной обвязкой Living Athmos. И это не все производители, кого здесь можно встретить.
В качестве источников — вполне адекватные зарубежные бренды: Aurender и ЦАП Prism Sound с хорошо известными студийными корнями. Подборка техники, на мой взгляд, говорит о хорошем понимании звука и его сочетаемости. Да и в отличие от питерской выставки, система была понятной, знакомой и не вызывала вопросов или сомнений. Так что если говорить о шоуруме и прослушивании, то можно говорить об адекватном звуке и понятной подаче, а не о чем-то странном и экзотическим.
Корпус «Фантома», как я говорил, может быть в двух версиях: это или фанерно-алюминиевый сэндвич с отделкой искусственной кожей, или «кованый» карбон в качестве отделки у старшей модификации. Для обеих моделей доступны два варианта фронтальных панелей: либо фрезерованная из ясеня и покрытая маслом, либо же изготовленная из MDF и покрытая эмалью. Выглядит и то, и другое хорошо, но звучит по-разному, хотя в остальном и конструкция одинаковая, и начинка идентична. Разве что в карбоновой версии используются чуть более дорогие терминалы для подключения кабелей.
Акустика двухполосная, построена на двух динамиках. На ВЧ — классический шелковый купол Scan-Speak D2008/852100, СЧ/НЧ излучатель — Peerless HDS-P830874 с полипропиленовым диффузором. Частота раздела фильтра — 2 500 Гц. Акустическое оформление — сложный лабиринт, выведенный на переднюю панель. Сама передняя панель имеет сложную ступенчатую форму, рассчитанную на корректировку диаграммы направленности твитера. Также заявлено совсем незначительное падение импеданса от номинала, что, по логике, должно упростить подбор усиления. Забегая вперед, скажу, что «сварочный аппарат» здесь и не нужен, но вот усилитель, да и источник с ровным звуком и высоким разрешением крайне рекомендуются.
У кроссовера есть несколько необычных вариантов настройки. Номинально не указано сколько дБ плюс или минус на каком диапазоне, режимы скорее обозначены как пользовательские: ВЧ яркие или ровные, СЧ четкие или мягкие, подача глубокая или насыщенная. Так что логичнее это все пробовать у себя, в своем помещении, со своей техникой и с поправкой на свой вкус. Да, настройки слышны, но прослушивание было в режиме базы — ровные ВЧ, четкая середина, глубокая подача. Именно такое положение производитель обозначает как базовое, остальные варианты — это уже вносимые коррективы.
Кабельное подключение — только двухпроводное, а кабели можно использовать с любой разделкой, как бананы, так и лопатки. Стойки — если они нужны, то возможны штатные, и у них предусмотрена система крепления акустики к стойке, что не может не радовать. А вот защитных грилей не предусмотрено вовсе.
Дальше остается только слушать. Для начала я поставил запись Keith Jarrett, Gary Peacock, Jack DeJohnette «Standards, Vol.1». Звучание среднего масштаба, не камерное, но и не очень объемное, глубина пространства получается больше ширины. И звук как бы приподнят: ощущение что сидишь в зале, где сцена чуть ниже уровня глаз.
Инструменты в сцене прописаны правдоподобно, все не очень крупное (как будто слушаешь чуть издалека), но есть хорошее разделение, пропорции и объем, наполненность. Звук немного мягкий. Детальность хорошая, динамика — убедительная, не подчеркнуто-хлесткая, но естественная. При всем ощущении многосложности, однако, мягкость звука никуда не девается. Вот ровно такого и ждешь от хорошего шелкового купольника на ВЧ.
Сшивка полос весьма неплоха, и слитность подачи — тоже. Какой-то разделенности, провала или несозвучности не ощущается. Бас тоже в меру мягкий — да, весьма естественный, но мягкий. Во всем звуке в принципе нет грубости, нет нахальства: по крайней мере на этой записи все звучит примерно так, как ожидаешь, в хорошем смысле. Конечно, со своей подачей, характером, но чего-то необычно-неожиданного, странного я не услышал.
Следующий альбом — Susan Wong «Close To You». В целом преувеличенно-приукрашенный звук: именно так и записан этот альбом. Смакование отдельных партий, звуков и послезвучий прекрасно слышно. Некоторая яркость тоже объективно слышна, но характер системы слегка эти особенности сглаживает. Интересно, что на этом альбоме мне звук акустики чем-то напомнил по характеру самые старые Dynaudio Confidence, но будто бы чуть легче, чуть воздушнее, не так строго и прямолинейно. Яркий альбом остается ярким, но его можно слушать, а вот на действительно ярких системах этот диск меня утомляет достаточно быстро.
Разделение образов и планов хорошее — впрочем, это здесь и прописано хорошо, с большим количеством воздуха. Запись достаточно сильно акцентирована на вокале, а все остальное — это веерно-открытый фон из звуков, и такой характер сохраняется. Детальность хороша, но она здесь не явно подчеркнута, не выведена на передний план. Есть что-то сдерживающее, очень аккуратно задающее рамки и общий тон. И, пожалуй, на этом материале мне такой подход нравится.
Потом послушал альбом Burnt Friedman & Jaki Liebezeit «Secret Rhythms 4». Вообще этих «Секретных ритмов» несколько, но все интересны как по содержанию, так и по исполнению.
Здесь — хорошая детализация, естественная подача и неплохой масштаб. Бас получился более убедительным, потому что прописан он на альбом весьма интересно. Есть ощущение атаки, но аккуратное. На массаж внутренних органов этот звук, к счастью, не претендует, но при этом при хорошей детальности и динамике он подойдет для длительного прослушивания. Главное — это не хочется слушать фоново. Хочется вникать в музыку, но не из-за того, что звук тебя заставляет прислушиваться: наоборот, он аккуратен, даже ненавязчив. В этой системе в принципе баланс между эмоциональностью и тактичной, корректной дистанцией между слушателем и звуком выдержан хорошо.
На примере этого альбома можно понять, что акустика (вместе с усилением) очень прилично отрабатывает самые разные перкуссионные инструменты — динамично, фактурно, натуралистично. Да, некая мягкость все равно прослеживается, но мне кажется, что она уместна и в целом хорошо сочетается со всеми остальными качествами.
Идем дальше — альбом Yello «Touch Yello». Динамика на своем месте, на этой записи ширина сцены оказалась больше глубины, но при этом есть хорошая панорамная локализация, приятная разборчивость. По басу чувствуется ровная нижняя граница — не резко обрезанная, но дающая понять, что работает все же полочная акустика. При этом спад к низу диапазона вполне естественный, а в небольшом помещении вовсе воспринимается хорошо.
Детальность хорошая, высокая, но она не голографична. Да, бывает еще детальнее, с еще большим количеством самых мелких послезвучий, но то, что есть, весьма подробно, и, что самое главное, находится в равновесии с остальными качествами. За счет этого картинка получается вполне сбалансированная.
Потом включил альбом Anorexia Nervosa «New Obscurantis Order» — и на нем все кажется даже более разборчивым, чем можно было ожидать. Ревущий вокал совершенно не сваливается в кашу, он отделен от инструментальных партий, да и сами партии точно не превращаются в непонятное месиво. Для столь грязной и сложной записи, да еще и с поправкой на жанр, это точно хороший результат. И отдельно стоит отметить, что есть в звуке какая-то телесность. Вроде бы нет жесткости, а детальность, разборчивость на хорошем уровне. Плюс общий характер звучания таков, что даже такие тяжелые жанры слушаются вполне естественно, если можно так сказать. А сочетание умеренной мягкости и хорошей детальности в принципе дает интересный результат.
Под конец послушал Второй концерт Рахманинова. Все огрехи записи слышны сразу, но как-то это не сильно мешает слушать. Естественным образом получается, что вниманию к музыке эти недостатки не мешают, хотя я нередко замечал, что на части современной акустики, вроде бы даже ровной по характеру, эту запись слушать скучновато. Здесь же, повторюсь, слышны и перекосы, и нехватка баса, и резковатая верхняя середина, и неидеальная детальность, но при этом спокойно слушается музыка и ее исполнение.
И последнее — хоровая «Всенощная» Рахманинова. Детальность, разборчивость для большого хора очень приличная, да и масштаб даже в рамках сочетания полочной акустики и обычного по размерам помещения совсем не ощущается камерным. Воздух, затухание звуков и их быстрое нарастание — все получается каким-то естественным.
При всем этом звук все еще скорее мягкий, совершенно точно не жесткий, не грубый, в нем нет менторства или холодности. Именно на хоре чуть-чуть чувствуется какая-то легчайшая упрощенность, но в силу очень неплохого баланса остальных качеств эта упрощенность не воспринимается как недостаток. Скорее это акустика, которая весьма естественно может отыгрывать разные жанры, сохранять вовлеченность в прослушивание, но при этом не утомлять слушателя.
Потом на этом же материале я немного послушал «карбоновую» версию «Фантом» — да, там звук стройнее, точнее, может быть даже немного детальнее и уже без доли смягчения. Для хоровой или классической музыки, возможно, так было бы даже лучше. А в целом же это похожая, но все-таки разная акустика, но у каждой есть свой характер, кому что окажется ближе.
Выводы
Обе версии «Фантома» оставили приятное впечатление, но внимание на 90% было уделено версии базовой, без карбона. На мой взгляд — интересная и достойная акустика, явно разножанровая, и в приличной системе показывающая ровный, предсказуемый результат. У нее есть свой стиль, свой характер.
А еще мне понравился заход на серийное исполнение, которое и сейчас выглядит хорошо, особо не к чему придраться, но кроме понятного и интересного продукта есть ставка на его презентацию, создание «бренда» и его развитие. Все-таки без этого на рынке никак, и хорошо, что есть понимание важности этой составляющей.
Можно сделать изумительную акустику, но если она есть в единственном и неповторимом экземпляре, про который никто не знает, то всем, кроме обладателя этой акустики, она не интересна, и даже в каком-то смысле она не существует. Но здесь подход другой. А дальше посмотрим, как все будет развиваться.
Музыкальный материал
Anorexia Nervosa – New Obscurantis Order / Osmose Productions
Burnt Friedman & Jaki Liebezeit – Secret Rhythms 4 / Nonplace
Keith Jarrett, Gary Peacock, Jack DeJohnette – Standards, Vol.1 / ECM Records
Rachmaninoff - Konzert Für Klavier Und Orchester C-Moll Op. 18, 6 Préludes - Svjatoslav Richter / Deutsche Grammophon
Rachmaninoff — Vespers - Olga Borodina, Vladimir Mostowoy, St Petersburg Chamber Choir, Nikolai Korniev / Philips
Susan Wong – Close To You / Rock In Music
Yello – Touch Yello / Polydor
«Фантом» с отделкой кожей — 440 000 рублей, со стойками — 485 000 рублей; «Фантом» с отделкой карбоном — 749 000 рублей, со стойками — 799 000 рублей
Тип: полочная акустика
Количество полос: 2
Частотная характеристика (+/-3дб): 45 Гц — 22000 кГц
Диапазон частот (+6дб, -20дб): 25 Гц — 35000 кГц
Частота раздела кроссовера: 2500 Гц
Акустическое оформление: лабиринт переменного сечения
Динамик НЧ/СЧ: 6.5", полипропиленовый диффузор
Динамик ВЧ: ¾", шелковый купол
Импеданс: 8 Ом
Минимальный импеданс (130Гц): 7.5 Ом
Номинальная мощность: 75 Вт
Чувствительность (2,83 В): 87 дб
Габариты (ШхВхГ): 250х405х485 мм
Размеры стойки 600 х 440 х 250 мм
Вес одной АС без стойки: 16,4 (МДФ/кожаная отделка) / 17,9 кг (карбоновый корпус)
Вес одной АС со стойкой: 25,8 или 27,5 кг
Материал передней панели: ясень или МДФ
Отделка передней панели: масло или эмаль
Отделка корпуса: кожа или кованый карбон