Ни у кого нет сомнений, что хорошая техника стоит дорого, и наушники — не исключение. Сравните модели за 1500 и 15000 рублей, и вы легко услышите разницу даже при воспроизведении МР3 с обычного смартфона. На какой ценовой планке лучше остановить свой выбор? Обычно ответ на этот вопрос подсказывает кошелёк, ведь бюджет, каким бы он ни был, всегда имеет границы. А что будет, если продолжить выбирать невзирая на ценник? Мы решили провести такой эксперимент.

Итак, прошу пристегнуть ремни и соблюдать спокойствие. Перед вами самый необъективный сравнительный тест, в котором каждая последующая модель стоит вдвое дороже предыдущей. И мы не будем даже оценивать наушники в привязке к их стоимости, а просто смоделируем ситуацию, когда бюджет не ограничен и выбор идет по принципу «нравится — не нравится». Главная задача — подняться выше привычного уровня и посмотреть, что из этого получится. Познакомлю пока с участниками.

Sennheiser Momentum

На мой взгляд, одна из наиболее удачных моделей среди наушников Sennheiser, ориентированных на массового потребителя. А самое главное — типичный представитель наушников класса Hi-Fi. Востребованы как аудиофилами, так и модниками, не сильно разбирающимися в звуке. Самое важное, для многих именно эта ценовая планка является психологическим барьером, выше которого находятся только безумно дорогие модели для профессионалов и самоотверженных ценителей портативного High End.

OPPO PM3

Наушники с магнитно-планарной конструкцией излучателей, которые должны быть страсть как хороши в плане качества звучания. Признаться честно, особого восторга при прослушивании данной модели на выставке я не испытал, но решил изучить эти наушники повнимательнее. Не зря же их так хвалят коллеги.

Sonus Faber Pryma 01

Акустика Sonus Faber входит в короткий список тех систем, которые я могу назвать максимально близкими к идеалу. И хотя High End колонки за миллион и наушники за 56 тысяч — это совсем не одно и то же, есть надежда, что наушники сохранят фирменный звуковой почерк. К тому же выглядят Pryma 01 весьма необычно.

Audeze LCD-XC

Ну да, получилось не в два, а почти в три раза дороже. Но при таком бюджете кто же копейки считает? Обычно в этой ценовой группе все модели ориентированы на домашнее использование, и выбирать особо не приходится. Но Audeze LCD-XC имеет закрытый корпус, малый импеданс, и сам производитель предполагает возможность использования её вне дома.

Итак, сперва изучим конструкцию и эргономику всех этих наушников.

Sennheiser Momentum

К дизайну этой модели можно относиться как угодно, но в чем нельзя отказать Momentum — так это в качестве: сделаны они на совесть и выглядят дороже, чем стоят. За те три года, которые Sennheiser Momentum провели в моей коллекции, единственное нарекание — 2,5-мм разъем подключения, расположенный в чашке наушника. Если коннектор неудачно пошевелить, услышишь шум или смещение стереобаланса. Контакт, стало быть, не очень надёжный. В остальном же это предельно простая и неубиваемая конструкция. Среди несомненных плюсов — отличная изоляция внешних шумов, комфортная посадка и малый вес.


Формально старшая модель Sennheiser Momentum считается полноразмерной, но фактически внутрь амбушюр могут поместиться только очень маленькие ушки. Конструкция оголовья не складывающаяся. Чехол для переноски качественный, но огромный, занимающий добрую половину свободного пространства в рюкзаке. Справедливости ради отмечу, что в версии 2.0 наушники стали складными, а чехол, соответственно, получился более компактным.

Нравится: легкие, удобные, хорошо выглядят.

Не нравится: не складываются, нестабильно работающий разъём доводит до паранойи.

Паспортные данные
Тип излучателя — динамический
Диаметр излучателя — 40 мм
Акустическое оформление — закрытое
Диапазон частот — 16-22000 Гц
Импеданс — 18 Ом
Уровень искажений — менее 0,5%
Звуковое давление — 110 дБ
Подключение кабеля — одностороннее
Давление наушников на голову — 2,5 N
Масса — 190 г

OPPO PM3

Едва взяв OPPO PM3 в руку, я понял, что их вес отличается от Sennheiser Momentum раза в два. Ошибся не сильно — 320 г против 190 г. Плюс сила прижима к голове у OPPO PM3 в два раза больше. Однако мягкое оголовье и очень пышные амбушюры не дают повода для страданий. Посадка удобная, вес не ощущается, шумоизоляция хорошая, и в целом я не почувствовал, что потерял в плане комфорта. А вот в плане стиля — да, есть потери, OPPO PM3 не столь изысканы.

Качество изготовления высокое, основные детали чашек и их крепления выполнены из сплава алюминия, но нашлось место и пластику, умело замаскированному под алюминий. Это, кстати, нормальная практика, обусловленная не жадностью производителя, а невозможностью изготовить из металла деталь сложной формы.

Подключение кабеля одностороннее и реализовано на более популярном 3,5-мм разъёме, что позволяет без проблем найти альтернативу штатному проводу. Наушники складываются в плоскую конструкцию путём поворота чашек на 90 градусов, после чего их можно упаковать в фирменный жесткий чехол.

В целом, к OPPO PM3 особенных претензий нет, есть скорее пожелания. Без ущерба для прочности и качества звучания их можно было бы сделать процентов на 20-30% легче. Дизайн также мог быть поинтересней.

Нравится: сидят комфортно, нормальный 3,5-мм разъём, компактно складываются.

Не нравится: дизайн скучноват.

Паспортные данные
Тип излучателя — изодинамический (магнитнопланарный)
Диаметр излучателя — 55 мм
Акустическое оформление — закрытое
Диапазон частот — 10-50000 Гц
Импеданс — 26 Ом
Уровень искажений — нет данных
Чувствительность — 102 дБ
Звуковое давление — нет данных
Подключение кабеля — одностороннее
Давление наушников на голову — 5 N
Масса — 320 г

Sonus Faber Pryma 01

«Вот это — действительно стильные наушники!», — подумал я открыв коробку Sonus Faber Pryma 01. Сама коробка роскошная, с мягким покрытием софт-тач, а наушники и оголовье красиво уложены внутри отдельно друг от друга. В текущей коллекции предлагается семь цветовых вариантов.

Оголовье наушников с внутренней стороны обшито мягкой замшей, снаружи — кожей с тиснёными логотипами. Цвет заклёпок в отверстиях крепления чашек наушников имеет значение и должен сочетаться расцветкой наушников. Одним словом, всё для модников.

Корпуса чашек наушников тяжелые, изготовлены из металла, крепления организованы как замок на кожаной сумке или портфеле. Выбор из четырёх стандартных положений. Плавная регулировка длины оголовья удобней, но красота, как известно, требует жертв.

Примерив наушники, я понял, что жертвы-то будут человеческие. Амбушюры у Sonus Faber Pryma 01 хоть и обтянуты нежной кожей снаружи, сами по себе оказались жесткими. Даже после взаимной адаптации ушей и термочувствительного наполнителя амбушюр друг к другу, степень комфорта и степень изоляции шумов получается ниже, чем у двух предыдущих моделей. Вес у Sonus Faber Pryma 01 более ощутим, чем у OPPO PM3. Двустороннее подключение кабеля — ещё один повод пожаловаться на неудобства. Хорошо хоть монофонические 2,5-мм разъёмы работают корректно.

В комплект поставки входит один большой мешок, куда наушники помещаются в сборе, и еще два мешочка, в которых можно хранить либо кабели, либо половинки наушников отдельно от оголовья.

В плане дизайна и качества изготовления Sonus Faber Pryma 01 радуют. Смотрятся стильно и достойны своей цены. Специфику конструкции придётся терпеть. Всё ради красоты, конечно.

Нравится: шикарная отделка с возможностью выбора цветов.

Не нравится: посадка, двустороннее подключение кабеля, ощутимый вес.

Паспортные данные
Тип излучателя — динамический
Диаметр излучателя — 40 мм
Акустическое оформление — закрытое
Диапазон частот — 10-25000 Гц
Импеданс — 32 Ом
Уровень искажений — менее 0,1%
Чувствительность — 118 дБ
Звуковое давление — нет данных
Подключение кабеля — двустороннее
Давление наушников на голову — нет данных
Масса — 355 г

Audeze LCD-XC

Забудьте всё, что я говорил о большом весе Sonus Faber Pryma 01 и OPPO PM3. Каюсь, был излишне строг. Всё потому, что дело дошло до Audeze LCD-XC, так же известных как «650 грамм аудиофилии на вашу голову». Большие мягкие амбушюры, охватывающие уши целиком и широкое оголовье немного облегчают ситуацию, но носить их всё-таки тяжеловато. Несмотря на реальную совместимость наушников со смартфоном, на улицу я в них, пожалуй, не пойду. К тому же кейс для переноски выглядит как коробка из-под электролобзика, и вполне закономерно — размеры имеет еще более чудовищные, чем размеры самих наушников.

Зато никому не надо объяснять, что Audeze LCD-XC — это настоящий High End. Выглядят они превосходно. Деревянные чашки наушников можно подобрать по своему вкусу, под цвет мебели или по характеру звучания, а различные породы дерева придают звуку действительно разнообразную окраску.

Крепление чашек наушников к оголовью довольно подвижно, что удобно при их эксплуатации. Места подключения кабелей организованы единственно верным способом с уклоном вперёд так, чтобы разъёмы и кабели не мешались ни при каких обстоятельствах. Элементы крепления чашек к оголовью не выглядят особенно мощными и надёжными, поэтому эксплуатировать Audeze LCD-XC лучше аккуратно. Тип разъёмов подключения mini XLR используется обычно в профессиональной технике, но, как показала практика, найти штатному кабелю достойную альтернативу будет несложно.

Паспортные данные
Тип излучателя — изодинамический (магнитнопланарный)
Диаметр излучателя — 106 мм
Акустическое оформление — закрытое
Диапазон частот — 5-50000 Гц
Импеданс — 20 Ом
Уровень искажений — менее 1% (во всём рабочем диапазоне)
Чувствительность — 100 дБ
Звуковое давление — 130 дБ
Подключение кабеля — двустороннее
Давление наушников на голову — нет данных
Масса — 650 г

Динамик vs изодинамик

Так уж получилось, что только одна половина наушников в тесте имеет традиционные динамические излучатели, а другая — изодинамические или, как сейчас стало модно их называть, «магнитнопланарные». С обычным динамиком в целом всё понятно: круглый магнит, в его поле круглая катушка, которая крепится к диффузору и двигает его вперёд-назад. В изодинамических излучателях роль звуковой катушки выполняют токопроводящие дорожки, нанесенные прямо на поверхность плоского диффузора, расположенного между двумя магнитными решетками.

Динамический излучатель имеет большой рабочий ход, но демпфирующие его акустические фильтры (слева) снижают детальность

Изодинамические излучатели имеют лучшие электрические характеристики благодаря минимальной индуктивности токопроводящих дорожек. Кроме того, они способны обеспечивать более ровную АЧХ и меньший уровень искажений за счет того, что движущая сила передаётся на поверхность диффузора равномерно, а не в одной зоне, как в динамическом излучателе.

Изодинамический излучатель может быть полностью открытым, что хорошо для детальности, но максимальный рабочий ход диафрагмы ограничен

Но поскольку диффузор изодинамического излучателя расположен в небольшом пространстве между двумя магнитами, он не может иметь большой рабочий ход, следовательно обеспечить большое звуковое давление на единицу площади. Это значит, что для получения одной и той же громкости, площадь диффузора изодинамического излучателя должна быть больше традиционного динамического.

Прослушивание

Все четыре пары наушников были проверены на корректность работы с портативными устройствами, как с дополнительным усилением, так и без. С этим проблем не было: при работе без усилителя уровень громкости адекватный, каких-либо запредельных искажений не возникло, качество звучания и диапазон частот приемлемые. В общем, даже Audeze LCD-XC вполне реально использовать, включив напрямую в смартфон. Качество звучания всех четырёх моделей повышается при использовании портативного усилителя или переходе в домашнюю систему, но серьёзных причин избегать портативных устройств я не вижу.

Тестирование проходило со штатными кабелями наушников, но в стационарной системе, способной полнее раскрыть звуковые возможности каждой модели. Качество контента от CD до HiRes 24 бит/192 кГц.

Sennheiser Momentum

Несколько лет назад они участвовали в сравнительном тестировании. Даже на фоне весьма именитых одноклассников, эти наушники показались мне в достаточной степени аудиофильскими и жанрово универсальными. Однако имея возможность сравнить их со студийными и High End моделями, я не питал иллюзий относительно гладкости АЧХ. Бас, очевидно, форсирован, а верхние частоты чуть приподняты для того, чтобы сделать звук эффектнее и компенсировать потерю ВЧ компрессированных аудиоформатов. К слову, МР3 на Sennheiser Momentum можно слушать с не меньшим удовольствием, чем FLAC — артефакты не выходят на передний план.

Мне в них нравится в первую очередь динамичность, способность звучать выразительно и высокая в своём классе степень детализации. Кроме того, Sennheiser Momentum отлично передают сложные ритмические рисунки, будь то Майкл Джексон или что-нибудь непростое из фриджаза. Сцена выстраивается неплохо, с ощутимым объемом. Наушники способны достоверно передать атмосферу помещения, где прошла запись.

Характер подачи музыкального материала лучше всего подходит для современной музыки и классики.

OPPO PM3

Звук непривычен, есть ощущение более ровной АЧХ, но с плавным завалом отдачи на краях диапазона. Разрешение ощущается более высоким на верхних частотах и верхней середине, а с понижением частоты детальность падает. Бас получается и вовсе менее разборчивым и четким, чем у Sennheiser Momentum. Что характерно — картина одинакова и при подключении к смартфону, и в домашней системе с мощным усилителем.

Сцена очень широкая, но плоская, словно выстроенная в одну линию. OPPO PM3 очень красиво воспроизводят спокойную музыку, богатую высокими частотами. На динамичной музыке они пасуют, ощущается недостаток энергии и драйва.

Эти наушники в меньшей степени вовлекают в прослушивание эмоционально, скорее предлагают наблюдать происходящее со стороны. Жанровые предпочтения обусловлены вышеописанными особенностями — музыка, не требующая мощного разборчивого баса и резких всплесков энергии, прозвучит красиво и интересно. В момент проигрывания экспрессивной и динамичной мелодии наушники создают барьер между слушателем и исполнителем: это как находиться в студии звукозаписи, но не вместе с музыкантами, а в комнате звукорежиссёра, за стеклом.

Соотношение достоинств и недостатков таково, что я не раз подумаю, прежде чем дополнять этими наушниками свою коллекцию. Существенного превосходства я не услышал.

Sonus Faber Pryma 01

Эти наушники имеют реально высокий класс качества излучателей и способны обеспечить превосходную детализацию, но только в том случае, если её не скроет специфический тональный баланс. А риск этот весьма велик. Sonus Faber Pryma 01 обладают яркой, временами резкой и не комфортной серединой с отодвинутыми от слушателя краями диапазона.

Наушники хороши на вокале, джазе, превосходны в классической музыке. Электроника звучит неплохо, а рок то великолепен, то невыносим (все зависит от записи). К плюсам Sonus Faber Pryma 01 относятся, безусловно, отличные динамические характеристики: звучат они быстро, ритмично и могут по-настоящему зажечь.


Замена штатного кабеля улучшает ситуацию и делает Sonus Faber Pryma 01 еще более качественными и менее жанровыми. Ещё предположу, что они нуждаются в длительном прогреве.

Если бы не опыт с заменой кабелей, я не смог бы оценить эти наушники в полной мере и, скорее всего, прошел бы мимо. После кабельного апгрейда и подбора усилителя по характеру звучания Sonus Faber Pryma 01 способны зазвучать гораздо ровнее и интереснее.

Audeze LCD-XC

Звучание Audeze LCD-XC предельно корректное, что подтверждается их наибольшей жанровой универсальностью. В сравнении со всеми остальным моделями, верхних частот чуть меньше, а после Sonus Faber Pryma 01 звук показался мне даже несколько глуховатым. Сцена выстраивается правильно, слышимая ширина примерно эквивалентна наружным габаритам чашек и, в отличие от OPPO PM3, звучание у этих наушников очень глубокое и насыщенное.

Прирост разрешения при переходе к Audeze LCD-XC — факт очевидный и совершенно неоспоримый. Причем прозрачен весь диапазон, включая бас, с которым OPPO PM3 справлялись не достаточно хорошо. Бас глубокий, разборчивый и без намёка на форсирование.


А вот в чём изодинамические модели похожи друг на друга — так это в стремлении защитить слушателя от резких звуков. Динамические характеристики у Audeze LCD-XC лучше, чем у OPPO PM3, но по быстроте реакции и ритмичности эта High-End-модель проигрывает и Sennheiser Momentum и Sonus Faber Pryma 01. К счастью, большие изодинамические излучатели все же способны обеспечить пусть и не превосходную, но приемлемую макродинамику. Вследствие этого характер подачи музыкального материала у Audeze LCD-XC получился сдержанный, спокойный и академичный.

Итог

Если отбросить меркантильные интересы и говорить только о полученных впечатлениях, ни одна из новых для меня моделей не соответствовала моим ожиданиям в полной мере. Я не готов терпеть дискомфорт при ношении, даже если наушники звучат хорошо, и тем более не готов скучать, убеждая себя, что наушники звучат правильно.

Мысль о том, что с большим бюджетом можно купить себе отличные наушники оказалась порочной. Сначала нужно найти свой звук, а потом уже будет ясно какой у него бюджет. Слушайте, сравнивайте, разбирайтесь. Может быть, ваши идеальные наушники стоят не так уж и дорого. Впрочем, самое главное состоит в том, что даже большие деньги всегда приятнее платить за свой звук, а не за красивую дорогую игрушку.

P.S.: Если вам интересно, что мне пришлось пережить в процессе сравнительного тестирования наушников, приглашаю за кулисы. Процесс был, прямо скажу, непростым, сродни катанию на американских горках.

Продолжение: Лестница в небо: за кулисами [продолжение сравнительного теста наушников]