Давайте-ка порассуждаем о том, что нас ждет в области наших увлечений в некоторой ближайшей перспективе. Будет хуже, лучше — или просто как-то иначе?
За время сидения дома онлайн-виды с компьютера, планшета и смартфона изрядно поднадоели. Хочется погулять по реальному музею, а не по виртуальному, да и по парку или пляжу тоже. Так что первое, что многие сделают, когда снимут ограничения — забросят планшет в ящик стола и постараются пореже его оттуда доставать. Но это только первая эмоциональная реакция.
Но при этом окажется, что коробку с пакетами молока проще не тащить на себе, а заказать, чтобы ее принесли прямо к двери. То же и со стриминговыми сервисами: для многих за последние два-три месяца они стали некой базовой потребностью. Удобно же: захотел и послушал, захотел и посмотрел. Причем недорого и легально.
Среди моих знакомых, кто в начале карантина просто решил попробовать, чтобы отвлечься, две трети стали постоянными пользователями сервисов и обнаружили, что это весьма неплохо. Вот только многим нужно доработать матчасть. А это уже вложения в железо и софт. Пусть будет — уже привыкли. А если вдруг это ознакомительное можно перевести в разряд «хорошо играет», то тем более захочется позаморачиваться .
Однако и в противовес этой тенденции — физические носители получат свой шанс. Когда очень многое, даже работа и походы по магазинам, ушло в виртуальную реальность, так хочется, условно говоря, пойти на рынок и выбрать там самый вкусный и ароматный помидор, чтобы принести его домой и съесть. Точно так же и музыку хочется принести в дом в качестве психологического противовеса неосязаемой виртуальной реальности.
Кто-то сокрушается, что нет почтового сообщения с Японией. А диски оттуда купить хочется — тем более, что ни в одном доступном стриминге этой музыки нет. А уж поход на виниловый развал или в магазин, где повсюду эти коробки, коробки, и все можно потрогать руками, а не виртуально и не через перчатки — это вообще отдельное удовольствие. Прямо как увлекательная поездка.
Но и попутно — явное ощущение того, что эти реальные носители вполне легко и удобно «принесут» из виртуального мира, нужно только накликать в корзину. И таких мест с корзинками стало ощутимо больше: онлайном озадачились почти все те, кто раньше довольствовался исключительно оффлайновой лавочкой или магазинчиком. Такой вот симбиоз.
Смотрим дальше. Что-что, а поездки, особенно дальние, возобновятся не сразу, не скоро и не для всех. Некоторые мои знакомые, которые застряли в других странах и ждали вывозных рейсов или весьма неудачно сплавали в морской круиз пока что вообще считают, что кроме как к друзьям на дачу — никуда.
Даже в кинотеатр пойти боязно. А вдруг там кто-нибудь с вирусом. Или даже без него, но дергаться не только от шуршания попкорном, но и от каждого покашливания — сомнительное удовольствие. А некоторые склонны дергаться, такова уж природа человеческой психики.
И на концерт сложно — все поотменяли. И когда еще все восстановит привычный ритм — большой вопрос. И кто это будет организовывать — ведь понятно, что не все организаторы переживут такое длительное сидение без работы и доходов. А что тогда остается? Организовать кино и концерты у себя в домике. Там безопасно, никто незнакомый не чихает и не кашляет, да и по карантинной привычке в «зал» можно прийти в пижаме.
Так что продавцам техники и инсталляторам вроде бы есть на что надеяться. Производителям сложнее — у них куда более длинные циклы, и тут, увы, некоторые потери будут, да и уже есть. Кто-то уйдет прямо сейчас, как, например, Jelco, а кого-то текущее только подкосит — и ближайшее будущее станет весьма туманным.
На этом фоне, я надеюсь, станет меньше одноразовых вещей. Я не вижу смысла покупать новый смартфон раз в год — его цикл от трех лет и более, а уж что касается аудио (да и видео тоже), то такой срок вообще неприличен. Рестайлинг и очередные Mk-что-то-там каждые полтора года — это уже слишком.
Денег у людей ведь в массе своей станет поменьше, разбрасываться и так особо нечем было, а сейчас тем более. И лично мне очень хотелось бы, чтобы на этом фоне покупки были менее импульсивными и более осознанными, а предлагаемая техника — более цельной, что ли.
Может, кто-то пересмотрит свою стратегию и будет выпускать более долгоиграющие аппараты. Уверен — на них будет спрос. Правда, тут есть один побочный эффект — как раз в теме стриминга и воспроизведения файлов многое не устоялось, а «усушка-утруска» не бывает бесплатной, она всегда за чей-то счет, а в данном случае — за счет энтузиастов, готовых рискнуть и попробовать.
Уменьшение потока средств в этот плавильный котел с одной стороны может дать некую стабильность, а с другой — мы можем на время потерять что-то ценное и важное, что могло бы стать стандартом почти сейчас, но неожиданно выпало из процесса. Здесь остается наблюдать и ждать.
Но множенье сущностей с большой долей вероятности попритихнет, а сами сущности станут более осмысленными. Конечно, в плане «цифры», того же софта, выводить на рынок по сути бета-версию, чтобы успеть застолбить себе кусочек рынка, пока то же самое не сделали другие (тоже выйдя с полусырым продуктом, но выйдя) — это все можно понять.
Но и чувство меры и ответственности должны занять свое место на рынке. Несколько большее место, чем было раньше. Хотя и другой вариант возможен — появление новых игроков, вышедших из освободившихся ниш, из других областей, и претендующих на свой кусочек. А тогда сущностей может стать больше. Но, думаю, это менее вероятно.
Аудиофилам и меломанам с количеством сущностей тоже стоит несколько разобраться. Когда остаешься в замкнутом пространстве (а тем более — с ограниченными материальными ресурсами) с неким набором вещей, начинаешь анализировать: а что же это за вещи, и зачем они нужны. Многие мои знакомые — даже те, кто в доходах не пострадал — начали задаваться подобными вопросами. Вот собрано у меня четыре тысячи пластинок, а все ли они мне нужны, хочу ли я их дальше слушать, или нужно приструнить в себе коллекционера и расчистить поле? А техника?
Вот тоже, из недавних разговоров, на примере одного моего хорошего знакомого: пару лишних вертушек продал, пяток головок тоже, ну еще пару трансформаторов, десяток кабелей и под сотню пластинок. И как-то все стало стройнее и понятнее. Еще тюнера два лежали зачем-то, ну по 10 000 рублей, но ушли, пара усилителей, эквалайзер, и полочники еще старые со стойками, и кассетника — целых два. И что же человек имеет в сухом остатке?
Приличное количество свободного места, понимание, что же реально ему нужно, а что уже нет, и еще некую сумму — достаточную, чтобы купить очень приличный усилитель, о котором он только думал и мечтал. А теперь получил шанс достроить систему и перейти на уровень существенно выше, причем разобравшись, что же реально нужно, а чему давно пора найти новые руки. Самому же — слушать свою музыку, не коллекцию созерцать, а именно слушать то, что хочется.
Кстати, в музыке я тоже жду перемен. Концертов нет, шоу отменены, музыканты или (увы) сидят без дела, или в лучшем случае могут выйти в сеть из своего дома, в домашней одежде и с видавшей виды прической, и просто что-то сыграть. Но, быть может, именно этого нам и не хватало? Не стадионы с пиротехническими и лазерными шоу, а вот такой простой акустический вариант — стихи и музыка?
Вероятно, да. Лично я жду в музыке периода минимализма, периода рефлексии, того, когда можно что-то рассказать простыми средствами, но на деле же может получиться очень сложная и многогранная музыка, содержательная и «изнутри» — без спецэффектов. Если это случится — будет вовсе не плохо. Иначе, но точно не хуже. Впрочем, посмотрим. Все это случится (или нет) достаточно скоро.