Трудно делить музыку на годы, тем более — подводить какие-то итоги за некий отрезок времени. Музыка слишком величественна, чтоб ее измеряли днями, пусть этих дней целых 365. Но ритуал есть ритуал. Итак, чем лично вашему обозревателю запомнился 2018 год в российском джазе. Анализ того, что происходило через личные впечатления с выводами.
Хайповейшее событие года
Безусловно, это «День джаза» в Петербурге. Посол ЮНЕСКО Херби Хэнкок привез этот новый праздник к нам, в Россию, в Северную столицу. Куча настоящих звезд, событий, мероприятий — джаз окончательно стал выглядеть как нечто крутое-статусное-динамичное.
Судя по рассказам инсайдеров, масштабное мероприятие готовилось довольно быстро, и часто прям как будто с Божьим провидением!
Страннейший, но приятнейший альбом года
Мы его обозревали даже. Это «Day De Senar» московского коллектива Mediterranean Deconstruction Ensemble. Пикантная смесь еврейской этники, джаза, авангарда... неповторимо!
Радует, что, во-первых, российские джазмены все больше и больше создают авторской музыки. Во-вторых, есть кому ее выпускать — в данном случае лейблу Fancy, который вполне можно было бы назвать «лейблом года», но в отсутствие конкурентов делать это как-то странно.
Лучшая группа года
LRK Trio — супергруппа, акустическое трио пианиста Евгения Лебедева, контрабасиста Антона Ревнюка и барабанщика Игната Кравцова. Выпустили отличный альбом «Urban Dreamer» на европейском лейбле и вообще востребованы в «европах» и «япониях».
Играют исключительно свое, непростой умный материал, при этом на концертах они легко раскачивают любую публику. За счет остроумного конферанса и настоящей живой энергии.
Амбициозный проект года
Странно было бы его тут не отметить, поскольку о нем мы писали дважды. Это – альбом «Outside the Box» барабанщика Саши Машина. Для своего сольного дебюта в звукозаписи Машин, переигравший со многими крутыми европейцами и американцами, собрал команду мечты. Включая «русских иностранцев»: трубача Алекса Сипягина и саксофониста Женю Стригалева. Это, кстати, давнишний тренд: возвращение наших из-за границы, как и сотрудничество россиян с иностранцами.
То есть российский джаз медленно, но верно становится международным... ну или европейским, как минимум. Что совершенно естественно: новому поколению наших джазменов есть что сказать и чем поразить.
Мощный сайдмен года
В качестве такого отметим контрабасиста Сергея Хутаса. Он не только играет во многих интересных джазовых и поп-проектах, но также выпустил удачный сольный альбом. Который мы по выходу восторженно отрецензировали.
Мастера на все руки года
Это трио Дмитрия Илугдина. Совершенно нестандартное джаз-трио... или не джаз. Или не трио? Снимают красочные клипы на инструментальные композиции и так замечательно сработались с певицей Татьяной Балакирской, что получилось нечто совсем оригинальное, содержательное и народу явно нравящееся.
Это, кстати, снова к вопросу о том, что успеха можно добиться только со своим оригинальным материалом, содержащим личное высказывание. Кстати, в следующем году ждем очередной альбом трио Дмитрия Илугдина.
Новичок года
В соцсетях то и дело натыкаешься на видео с гитаристом Евгением Побожим. Молодой джазмен — отпраздновал тридцатилетие в декабре — играет сложный, техничный, но горячий фьюжн. Алан Холдсуорт вспоминается!
А съемки, где Побожий в трио с Антоном Давидянцем, неизменно собирают восторженные отзывы старших коллег. Будем надеяться, что в следующем году Евгений запишет сольный альбом.
Запрыгнувший в последний вагон года
Пианист Игорь Яковенко, выпустивший на лейбле Fancy Music отличный альбом «Troika» со своим трио: контрабас — Виктор Шестак, барабаны — Миша Фотченков.
Много можно сказать и про эту работу конкретно и про данных музыкантов вообще. Видимо, отрецензируем мы «Тройку» уже в следующем году.
Джаз-клуб года
Мне кажется, тут вообще без конкурентов: клуб Алексея Козлова Kozlov Club в Москве. «Козлевич», как его в народе называют, после внезапного закрытия и столь же внезапного переокрытия на новом месте совсем расцвел. В декабре состоялось открытие третьей (!) сцены.
Удачное расположение, интересный интерьер в историческом здании на Маросейке и бесперебойные концерты наших и зарубежных привлекают в клуб неджазовую публику. А это, мне кажется, мечта любого заведения: чтоб туда ходили все, а не только фанаты стиля.
Потеря года
Каждый год омрачается безвременным уходом значительных музыкантов. Один из ударов (и для меня лично) совершенно трагическая смерть Андрея Сучилина — гитариста-импровизатора, композитора, философа... Мой френд в фейсбуке, даже не постесняюсь сказать, что в сети он мне был как отец родной, Одиссей по миру музыки и мысли... Хоть лично мы так и не встретились, но я делал с ним интервью по скайпу и часто просил у него умных комментариев.
Его удивительно-странная полистиличная пластинка «Ноэма» несколько лет назад переиздана. Будем надеяться, что скоро увидит свет вообще все наследие Сучилина — и его музыка, и аудиозаписи лекций Мераба Мамардашвили, которые Андрей кропотливо восстанавливал много лет.
Фестиваль-открытие
Для меня лично это «Jazz May» в городе Пенза, куда меня пригласил его организатор Олег Рубцов. «Джаз Май» в Пензе — фестиваль международного уровня. Концерты с аншлагом проходят в новом удобном здании местной филармонии. Параллельно весь день идут концерты и прочие активности на площади около филармонии. Танцы на улице, люди с позитивным настроем, почти отсутствует полиция — в общем, радость и праздник!
Вот, кстати, и пожелание на Новый год — чтоб всегда был позитив, радость и праздник. Ура!