Альбомы Майти Сэма Макклейна не обделены вниманием аудиофильских изданий. Тем интереснее будет соревнование между ними — XRCD, SACD и винил.
XRCD-релиз «Give It Up to Love» вышел в том же году, что и штатное издание. Никаких официальных хайрезов в 1993-м и близко не было, но некоторые студийные АЦП уже позволяли оцифровывать сигнал с глубиной 20 бит. В своей аннотации JVC справедливо указывало, что в производстве подавляющего большинства компакт-дисков использовались рекордеры типа Sony PCM-1630. То есть источником записи стеклянного мастер-диска служили видеокассеты системы U-Matic, которые присылал на завод заказчик. Довольно унылому и плоскому звуку старых сидишек мы обязаны, в том числе, и всему этому железу.
Фирменная технология K2 XRCD предусматривала не только высококачественное 20-битное кодирование аналогового сигнала. По факту XRCD диски, поступавшие в продажу, соответствовали обычному формату Red Book с его 16 бит / 44 кГц. Однако стеклянный мастер-диск XRCD изготавливался в полностью закрытом цикле JVC, в котором контролировались все процедуры — от величины джиттера до проводки.
Спектрограмма показывает, что источником был аналоговый носитель, чей спектр был жестко отсечен непосредственно частотой семплирования, а не каким-либо фильтром. Надо также отметить, что имело место увеличение громкости мастера. К счастью, не слишком радикально, да и общие значения динамического диапазона выглядят нормально. Но практически все треки, за исключением последнего, имеют подрезанные верхушки пиков и пару сотен точек клиппинга. Но звучит этот XRCD здорово, и тем не менее...
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR13 0.00 dB -16.89 dB 4:27 01-Give It Up To Love
DR14 0.00 dB -17.71 dB 4:36 02-Too Proud
DR13 0.00 dB -15.20 dB 4:51 03-What You Want Me To Do
DR14 0.00 dB -18.04 dB 4:57 04-Here I Go Falling In Love again
DR15 0.00 dB -18.63 dB 6:38 05-Got To Have Your Love
DR13 0.00 dB -15.39 dB 4:18 06-Child Of The Mighty Mighty
DR13 0.00 dB -16.85 dB 7:00 07-I'm Tired Of These Blues
DR12 0.00 dB -14.06 dB 4:10 08-I Feel Good
DR12 0.00 dB -15.23 dB 4:20 09-Love Me I You Want To
DR15 0.00 dB -20.17 dB 4:54 10-Don't Turn Back Now
DR14 -4.53 dB -23.54 dB 4:16 11-Lonesome Road
--------------------------------------------------------------------------------
Альбом «Give It Up to Love» записывался сразу в стерео на кастомизированный магнитофон Ampex ATR-100, фактически вживую. Лишь на паре песен — «Give It Up To Love» и «Don't Turn Back Now» — выполнялся небольшой овердаббинг на 16-трековом Ampex ATR-124. Таким образом, печать на виниле представляла собой чистый аналоговый продукт. Первопресс AudioQuest Music разыскать не удалось (если что, то коммутация записи выполнялась именно фирменными кабелями), но в 2013 году Analogue Productions выпустила переиздание, к которому приложил руки Кевин Грей.
Не обращайте внимание на крупные сполохи в область ультразвука — это самодеятельность винилового тракта (МС-головы и лампового фонокорректора). Настоящий спектр винилового микса спокойно уложился до 20 кГц. И поскольку это винил, то и перебора с громкостью здесь не будет. Все чинно и спокойно.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR15 -1.94 dB -21.25 dB 4:27 01-Give it up to Love
DR15 -1.27 dB -22.83 dB 4:36 02-Too Proud
DR15 -3.31 dB -21.56 dB 4:51 03-What You Want Me To Do
DR17 -1.04 dB -22.93 dB 4:56 04-Here I Go Falling in Love Again
DR15 -2.68 dB -23.33 dB 6:35 05-Go To Have Your Love
DR15 -2.49 dB -21.58 dB 4:18 06-Child of the Mighty Mighty
DR15 -2.72 dB -22.37 dB 7:00 07-I'm Tired of These Blues
DR14 -1.09 dB -18.64 dB 4:09 08-I Feel Good
DR18 -1.21 dB -25.29 dB 4:53 09-Don't Turn Back Now
DR15 -5.30 dB -26.12 dB 4:18 10-Lonesome Road
И все-таки, несмотря на all-analogue way, мне приходится отдавать предпочтение XRCD. Тембрально оба издания схожи; возможно на другом виниловом тракте кто-то добьется (или нет), чтобы вокал или тарелочки звучали богаче, чем на XRCD, но вряд ли это будет настолько точная фаза и четкий басовый удар с эффектом присутствия. Виниловый микс звучит мягче и больше похож на «запись».
SACD-издание «Give It Up to Love» датируется годом раньше, чем упомянутый LP. Источником для него послужили оригинальные мастер-ленты AudioQuest. Это подтверждает и спектрограмма — никаких ограничений свыше 20 кГц. В тоже время можно сказать, что она стала более шумной, аналоговые ленты —живой организм. Динамический диапазон не потревожен компрессором, все хорошо. Но как это звучит?
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR13 -0.99 dB -18.67 dB 4:27 01-Give It Up To Love
DR13 -0.61 dB -17.80 dB 4:36 02-Too Proud
DR13 -0.95 dB -17.83 dB 4:51 03-What You Want Me To Do
DR14 -1.08 dB -19.29 dB 4:57 04-Here I Go Falling In Love Again
DR15 -1.33 dB -20.27 dB 6:38 05-Got To Have Your Love
DR14 -1.37 dB -17.93 dB 4:18 06-Child Of The Mighty Mighty
DR14 -0.95 dB -18.51 dB 6:59 07-I'm Tired Of These Blues
DR13 -0.97 dB -16.35 dB 4:10 08-I Feel Good
DR13 -0.86 dB -17.21 dB 4:19 09-Love Me If You Want To
DR16 -0.78 dB -21.73 dB 4:53 10-Don't Turn Back Now
DR14 -4.29 dB -22.96 dB 4:20 11-Lonesome Road
Если звук XRCD считать номером 1, винил номером 2, то, увы, этот SACD занимает номер 3. Думаю, перед нами пример так называемого flat transfer — т.е. материал оцифровали напрямую безо всякой коррекции, вот он и звучит довольно глуховато. Спустя 20 лет пленка, даже такая хорошая, как использованная 3M 250, теряет транзиенты. Поэтому, как видим, вовремя и правильно сделанные 16 бит / 44 кГц достовернее передают материал, чем запоздалый HD-трансфер.
Update (выношу ответ на важный комментарий): В случае использования только одного источника, оснащенного DSD-функционалом, XRCD и SACD могут поменяться местами. По моему скромному опыту, на ЦАПе, оснащенным DSD-кодером, 16 бит / 44,1 кГц компакт-диска попросту не раскрывают свой потенциал. Например, на моем проф. рекордере Sony ситуация именно такова. Исходя из этого, возможности PCM и DSD я предпочитаю сравнивать на РАЗНЫХ конвертерах, хотя у большинства слушателей стоит что-то одно.
Выбирая предпочтения, я ориентируюсь, главным образом, на транспарентность (прозрачность) фонограммы как признак аутентичности. И оставляю за скобками вкусовщину микса/носителя - т.е. различные степени приятной слуху окраски звука, о которой любят спорить: легкий реверб, который придает саунду звукоснимательный тракт грампластинки или псевдоаналоговая округлость ВЧ на sacd, которые почему-то наблюдаются на всех изданиях, а значит не имеют отношения к собственно грамзаписи.