Джаз — как булгаковский Воланд: вне времени. Простите такую ассоциацию, но правда же: он как будто развивается во времени... или в нескольких временах. Пока обнаруживаются неизвестные записи классиков джаза (причем в уникальных составах), музыканты среднего поколения находят свой «третий путь» в авторской/импровизационной музыке.

Christian McBride's «Christian McBride's New Jawn»

Продуктивность контрабасиста Крисчена Макбрайда удивляет: и сайдмен у всех крутых, и бэндлидер... Новый проект — квартет New Jawn, в названии которого «jawn» — в переводе со сленга родной для музыканта Филадельфии что-то типа «чувака» и «точки» одновременно.

Фишка — отсутствие аккордового инструмента. Ни гитары, ни фортепиано. Зато — Маркус Стрикленд на тенор-саксофоне и Джошуа Ивенс на трубе. Вкупе с убойной ритм-секцией (барабанщик — Нашит Уэйтс) — звучат широко, прихотливо. Яркие бодрые композиции в стилистике от пост-бопа до свободных кусков.

AppleMusic, Яндекс.Музыка

Andrew Cyrille, Wadada Leo Smith, Bill Frisell «Lebroba»

Нетривиальный состав — электрогитара, труба и ударные. Трудно себе представить, в какой салат эти ингредиенты можно замешать. Но гении на то и гении, чтоб быть непредсказуемыми. От таких людей чего угодно ожидать можно. Гитариста Билла Фризелла никому представлять не надо; трубач Вадада Лео Смит — тоже широко известен в андеграундных кругах; барабанщик Эндрю Сирил, который тут условно главный, наверное, совсем для любителей-знатоков, но так тем лучше. Кстати, интересное у Сирила сотрудничество в проекте Мэттью Шиппа/Иво Перельмана. Все трое совершенно разные, всех троих роднит одно: любовь к свободе и психоделии в музыке.

Все трое в разное время — незапамятное — записывались на ECM, который и этот альбом выпустил (в названии — Леланд, Бруклин и Балтимор, родины музыкантов). В каталоге ECM «Lebroba» — очень яркий альбом, нерядовая продукция. Да и звучит не как архетипический ECM-саунд (слава богу!). Фризелл выводит узнаваемые медленные пассажи своей потусторонней гитары. Смит звучит холодновато-отстраненно (чтобы не сказать призрачно). Сирил не лезет вперед и играет скорее мелодии, чем ритм: остинатного ритма вообще нигде почти нет — барабаны тут даже за украшение можно принять. Сумма — больше трех слагаемых. Композиция Смита «Turiya» — трогательное посвящение Элис Колтрейн, которое, впрочем, не очень походит на композиции вдовы Колтрейна.

AppleMusic, Яндекс.Музыка

Charles Mingus «Jazz in Detroit / Strata Concert Gallery / 46 Selden»

Еще один контрабасист? Да! Духовный папа всех креативных четырехструнных героев, Макбрайда в том числе.

Не успели утихнуть страсти вокруг выпущенного весной альбома Джона Колтрейна — как вот новейшее архивное изыскание: большой и роскошный «лайв» Чарли Мингуса в феврале 1973 года в Детройте. Банда — уникальная: Джон Стабблфилд (саксофон), пианист Дон Пуллен, трубач Джо Гарднер и барабанщик Рой Брукс. Состав просуществовал недолго, и записей его до сегодняшнего момента не было.

Музыка тут, в общем, чисто мингусовская: все эти его композиции сложной формы, широкого звучания, переклички инструментов. Но с «фишкой» всех этих замечательных музыкантов. В «Orange was the Color of her Dress» — заливистое оптимистичное соло Гарднера (у Мингуса такое нечасто). Более традиционно — длительный, долго раскачивающийся зверь «Pitecantropous Erectus». А в общем 12 длинных композиций в хорошей записи.

AppleMusic, Яндекс.Музыка

Makaya McCraven «Universal Beings»

Настоящее чудо-юдо, стилистическая химера от живущего и работающего в Чикаго барабанщика Макайи Маккрейвена. Позапрошлогодний его альбом «In the Moment» был хорош, со свежим взглядом на все эти джазы. Не авангард и не электроника. Какой-то новый третий путь. Этот — еще дальше пошел. Гигантский состав, включая скрипачей и виброфонистов.

Оригинальные композиции — грувовые и в меру навороченные. «Джаз должен вернуться, причем должен сделать это мощно, круто, а не просто переиначивать то, что было сделано в прошлом», — так Маккрейвен обозначает свое кредо. Лучше не скажешь.

AppleMusic

Marcus Strickland’s Twi-Life «People of the Sun»

Ничего необычного в этом составе на первый взгляд нет. Кроме того, что это новый коллектив прославленного тенор-саксофониста Маркуса Стрикленда. Как и в вышеупомянутом релизе, попытка найти свой сегодняшний джаз. Получился просто приятный разнообразный альбом — грувовый и мелодичный. Ломаные ритмы барабанов плюс благостная аренби-атмосфера.

А ля Стиви Уандер пробивается в песне «Marvelous» (мощным голосом с фанковым надрывом спел бруклинский вокалист/клавишник/автор песен Аки Бермисс). Одна из жемчужин — ярчайшее искрящееся соло электрооргана в «Build». А «Black Love» — как бы smooth jazz с речитативами. И конечно, сочный тенор-сакс Маркуса Стрикленда, на котором он играет напористо и филигранно одновременно.

AppleMusic, Яндекс.Музыка