В мире гаджетов первые обзоры на новинки появляются уже в день премьеры. Чтобы сделать подробный тест этого проектора, нам пришлось ждать десять месяцев после его первого показа на берлинской выставке IFA в прошлом году. Причина — невероятная популярность, ведь его раскупают как горячие пирожки. И на то есть все основания! Уж больно он хорош.

Модели новой линейки JVC раскупают с такой скоростью, что компании пришлось расширять производство — невиданное ранее событие в премиум-сегменте! Но почему они столь популярны, из размещенных обзоров не вполне понятно. Точнее, с JVC DLA-NX9 все вроде бы ясно — это первый «домашний» 8К-проектор в мире, уникум в своем роде, поэтому и привлекает повышенное внимание. Но ведь младшие модели раскупают еще большими темпами — и гораздо стремительнее, чем модели предыдущей линейки!

Про JVC DLA-N7 пишут, что он занимает среднюю позицию в линейке, и что характеристики у него тоже средние. Например, световой поток на 200 лм меньше, чем у 8К, но на 100 лм больше, чем у JVC DLA-N5. С контрастностью примерно такая же ситуация. Матрицы в нем использованы от JVC DLA-Z1, а лампа та же по мощности, что использовалась в проекторах предыдущей линейки. Кое-кто из ревьюеров догадался, что и объектив у JVC DLA-N7 взят от моделей прошлых лет. Эти факты никак не проливают свет на причины его популярности.

Кстати говоря, все это — правда, но лишь в общих чертах. Например, по контрастности новые проекторы отличаются, но в другую сторону. На самом деле, контрастность стала еще больше! Но и это не самое главное. Главное — новая основа, на которой построены аппараты последней линейки, а также сочетание всех тех наработок, что были сделаны компанией ранее. Именно они и дали такой результат.

Base

Итак, новая база. Все заметили, что компания наконец-то изменила дизайн своих проекторов. Они стали больше во всех измерениях, но особенно заметно по высоте и ширине, от чего воспринимаются еще внушительнее. Причем увеличение высоты вдвойне заметно именно на этой и младшей моделях, потому что у JVC DLA-NX9 объектив тоже увеличился по сравнению с JVC DLA-X9900.

На деле же изменился не дизайн, а вся конструкция проекторов. Принципиальная схема осталась та же, но стало просторнее в районе лампы, а вся система охлаждения была увеличена, включая воздуховоды, вентиляторы, фильтры и прочее. Для ныне используемой лампы мощностью в 265 Вт она сделана с явным запасом. То есть вполне возможно, что на моделях следующих поколений будут устанавливаться более мощные источники света, требующие лучшего охлаждения.

Забор холодного воздуха для вентиляции осуществляется сзади. Поэтому здесь же расположен фильтр

Сейчас же такой запас сделал возможным кардинально снизить шум от работы вентиляции. В характеристиках это отражено недостаточно четко, но в реальности при нормальном (High) режиме работы лампы проектор шумит лишь чуть громче, чем прошлогодние модели в экономичном режиме, а в экономичном (Low) вентиляцию слышно на фоне работающего ноутбука, только если поднести ухо к выходному соплу на передней панели! Это чистая правда — можете убедиться сами, благо теперь проекторы есть во многих демозалах.

Оптика в деталях

Оптическая система тоже подверглась изменениям. Теперь ее поставляет не Fujinon, а другой производитель, тоже японский, но какой именно — компания не уточняет. При этом все характеристики остались теми же: проектор по-прежнему оснащается короткофокусным объективом из 17 элементов с моторизованными регулировками с двухкратным зумом и такими же параметрами сдвига в двух плоскостях, как и на моделях Х-серии. А главное — он по-прежнему комплектуется линзами из минерального стекла с просветлением, как у дорогих фотообъективов.

Заметьте, пространство между объективом и корпусом аккуратно закрыто. У конкурентов этой "мелочи" нет
От сдвижной автоматической заслонки инженерам пришлось отказаться, потому что она еще на 7-9 см увеличила бы габариты проекторов

За счет этого в полной мере реализуются все преимущества самой известной новации этой линейки — матриц с реальным разрешением 4К, которое составляет 4096х2160 пикселей. У них самое маленькое межпиксельное расстояние — 3,8 мкм! Из-за этого не только меньше заметна межпиксельная сетка на изображении, но и само оно стало контрастнее из-за большей апертуры матриц — соотношения полезной площади к площади, занимаемой тем самым межпиксельным расстоянием.

Тонкости

Все вышесказанное подробно описано в промоматериалах, которые пытливые энтузиасты подробно изучили еще в прошлом году. В реальности же межпиксельную сетку на 135-дюймовом экране с гладким покрытием рассмотреть при идеально настроенном фокусе можно, только если вплотную подойти к полотну. Это очень круто и говорит о действительно качественной оптике — у конкурентов с аналогичной ценой сетка просто размывается. Казалось бы, с нормального расстояния просмотра метра в четыре это не должно иметь никакого значения, однако картинка у JVC выглядит яснее и четче. Не цифрастее, то есть менее аналоговой и гладкой, а именно четче. И намного контрастнее.

Корпус новых проекторов не только больше и солиднее, но и спроектирован лучше, чем у предшественников. Он прочнее и жесче на изгиб, а поэтому и "звучит" меньше при работе вентиляции

Более того, на 135-дюймовом экране изображение выглядит почти таким же контрастным, как и у JVC DLA-NX9, хотя по характеристикам должно быть не так, и это объяснимо. Безусловно, у флагмана яркость выше за счет более светосильного объектива — он по площади линз почти в два раза больше, чем у моделей Х-серии. Но заметно это в большей степени на больших экранах, дюймов в 160 по диагонали. А на средних и малых полотнах большую роль в восприятии играет разница в уровнях черного.

Так вот у JVC DLA-N7 этот уровень такой же низкий, ниже порога измерения нашего датчика — то есть ниже, чем у всех проекторов других фирм! Причиной тому простой факт — у N7 нет системы e-shift. В JVC DLA-NX9 она делает картинку просто эталонной по ощущению натуральности. Но и ее отсутствие, как ни странно, тоже имеет свои плюсы — нет дополнительных элементов, рассеивающих свет. У NX9 за счет большей яркости это не так заметно, но при меньшей у NX7 начинает играть свою роль. Вот такие тонкости!

Лампы — проверено временем

Цветопередача на изображении у данного проектора тоже великолепна. Конечно, цветовой охват меньше, чем у NX9 — такова субординация, но заметно это на эталонных видео, на специальных демоматериалах и фильмах, снятых на пленку без новомодной цветокоррекции. При этом она лучше, чем у большинства моделей конкурентов с лазером. Оттенков на картинке больше, она выглядит богаче — спасибо инженерам компании, за много лет доведшим до идеала сочетание характеристик лампы и цветофильтров!

Для синхронизации с 3D-очками по-прежнему используется те же самые внешние эммитеры, что использовались ранее - они традиционно подключаются на задней панели. То есть при апгрейде проектора дополнительно тратиться на них не нужно

И под конец хочется рассказать об обработке картинки проектором. У JVC DLA-N7 и NX9 разные электронные платы, что логично. У старшей модели обработка ведется в разрешении 8К, и это очень заметно — лучшей картинки лично я еще не видел. Но и к изображению у N7 мне очень сложно придраться. Чтобы найти малозаметные огрехи в обработке движений, нужно пару часов пересматривать все свои тестовые материалы, каждый раз сравнивая картинки двух моделей. Но это если сравнивать только их! Если же к сравнению добавить любое другое устройство от стороннего производителя, то у JVC все будет выглядеть просто образцово.

Пульт полностью новый. Вглядит более современно, но управлять им в слепую не так удобно - кнопки абсолютно плоские. Благо для управления в составе систем им мало кто будет пользоваться

Повторюсь, компания создала просто лучший алгоритм обработки движений со вставкой дополнительных кадров. Называется он по-прежнему — Clear Motion Drive, — но работает совсем не так, как раньше. Знаю, я сам выпускал целый материал о том, что подобные системы нужно отключать, но теперь JVC создала систему, которая может минимально вмешиваться в изображение (в позиции Low в настройках), при этом эффективно исправляя дискретность в перемещениях объектов. А что касается других параметров вроде апскейлинга, шумоподавления и обработки диагональных линий — в этом, похоже, уже достигнут максимум возможного. Проектор не привносит никаких искажений. Выбирайте хороший плеер и варианты видео — и будет вам счастье!

Измерения

Все измерения параметров производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Была выставлена лишь цветовая температура на уровне рекомендованных 6500К, отключена динамическая подстройка диафрагмы, а сама диафрагма полностью открыта. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Измерения проводились в полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой. Размер изображения — 135 дюймов по диагонали.

Максимальный цветовой охват достигается при выборе цветового профиля ВТ.2020. Его и нужно выбирать для настройки под HDR-контент.

При выборе профиля DCI площадь охвата меньше в красной области и примерно равна стандарту DCI-P3. Он лучше подойдет в качестве отправной точки для калибровки изображения под SDR 4К и Full HD-видео:

Это потому что профиль ВТ.709 дает излишне зажатую по цветам картинку, охват которой выглядит вот так:

Это значит, что изображение обделено оттенками, даже не пройдя калибровку. Ведь после нее охват станет еще меньше. Настройка же в любом случае потребуется, если стремиться к откалиброванному балансу. Изначально при выборе цветовой температуры 6500К в меню он выглядит так:

С профилем DCI и обычным режимом работы лампы (High) яркость белого поля составила 796 кд/м2. С профилем DCI и экономичным режимом — 504 кд/м2. Самое интересное в том, что уровень черного в обоих случаях был на уровне погрешности измерений нашего датчика — 0,002 и 0,001 кд/м2, соответственно! То есть экран лишь немного отличался от неосвещенного в темной комнате. Максимальная статическая контрастность составила около 504 000:1. Это очень много.

Выводы

Увидеть в работе такой аппарат — удача. Возможность его купить — повод для зависти, ибо у него масса достоинств и фактически нет недостатков. А в сравнении с конкурентами он вообще выглядит эталонным.

Ясное, чистое, очень детальное изображение с превосходной цветопередачей и образцовой контрастностью; минимальный уровень шума при работе вентиляции, солидный внешний вид.

Не обнаружено.

JVC DLA N7

729 900 рублей

Технология проекции: три 0,69-дюймовых панели D-ILA

Разрешение: 4096x2160

Разрешение на экране: 4096х2160

Объектив, зум: моторизированный, х2.0

Сдвиг линз: по вертикали +/-80%, по горизонтали +/-34%, моторизованный

Источник света: лампа NSH 265 Вт, ресурс до 4 500 ч (экономичный режим)

Диагональ изображения: от 60 до 300 дюймов

Световой поток (максимальный): 1 900 ANSI люмен при максимальном режиме работы лампы

Динамическая контрастность: 800 000:1

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096x2160/60p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 4096х2160/60р

Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (мини-джек).

Акустический шум: 20 дБ в экономичном режиме работы

Габаритные размеры (ШxВxГ без выступающих частей): 500x234x495 мм

Масса: 19,8 кг