Проигрыватели Music Hall уже много лет присутствуют на рынке разных стран и, несмотря на явную конкуренцию, никуда не исчезают. При этом аппараты остаются весьма консервативными, лишь изредка, раз в несколько лет, подвергаясь незначительным доработкам со стороны производителя. Совершенно не секрет, что часть комплектующих для этих проигрывателей делает Pro-Ject, однако остальное, и в первую очередь идеи — собственные.
Проигрыватель Music Hall mmf-7.3 относится к верхней части модельного ряда, уступая из номерных моделей только аппаратам с индексами 9 и 11. Внешне это не столь массивный проигрыватель, как старшие модели, и на первый взгляд кажется достаточно простым. Но это обманчивое впечатление, складывающееся из того, что проигрыватель смотрится именно так, как его представит себе даже тот, кто лет 20 в глаза не видел ни одного аппарата, но помнит, что проигрыватели винила существовали в прошлом.
Классический по форме и пропорциям стол, не очень толстый диск и прозрачная крышка — это ровно то, что представит себе каждый второй, произнося словосочетание «виниловая вертушка». Однако при такой простой форме внутри устройство сложнее.
Например, стол или шасси. Это не массив-монолит, а два уровня, разделенные фирменной полуэластичной виброразвязкой с использованием сорботана. Два слоя стола, изготовленные из МДФ и покрытые рояльным лаком, развязаны друг от друга набором вклеек, отвечающих за развязку. Принцип послойной развязки — фирменная технология компании, придуманная очень давно, буквально с момента основания. И если в нашем исследуемом проигрывателе два слоя, то в более старших моделях их три или даже четыре. А двухслойная конструкция применена только у моделей 5.3 и 7.3, но между ними существуют значительные различия в конструкции привода и диска, у 5.3 все заметно проще.
Как именно используются в нашем случае эти два уровня стола? Нижняя пластина выполняет только несущую и опорную функцию, и из всей конструкции непосредственно на ней смонтированы только выходные клеммы и ножки опоры. Все, что выше, расположено на второй пластине, за барьером виброразвязки. Хотя первым уровнем этой самой развязки можно назвать ножки-опоры. В нашем случае это небольшие металлические конусы, снабженные резьбовой регулировкой.
Кстати, для быстроты и удобства последней в верхнюю часть стола встроен небольшой жидкостный уровень, достаточно точный, чтобы верхняя несущая поверхность могла быть отстроена так, как ей положено конструктивно. Впрочем, забегая вперед, скажу, что этот аппарат к подобной настройке не сильно критичен. Да, она не лишняя, но и не жизненно необходимая. А виброразвязка, складывающаяся из ножек и вставок между слоев, оказалась более чем достаточной, даже в условиях самой простой аппаратной стойки. От сильных вибраций она не защитит, но от мелких и средних — вполне.
На втором уровне стола закреплены стакан подшипника и тонарм. Подшипник неинвертированный, с небольшим бронзовым стаканом и тонким стальным шкивом. Впрочем, шкив не тоньше, чем нужно — нагрузка на него приходится относительно небольшая. На шкиве закреплен пластиковый субдиск, но у этого проигрывателя он выполняет только опорную функцию для диска основного, и с пассиком субдиск никак не соприкасается. Основной диск тонкий и изготовлен из матированного акрила. Пожалуй, акрил — все-таки один из лучших материалов для диска, и хорошо, что использован именно он. И что тут меня несколько удивило — к акриловому диску в комплекте идет фетровый мат. Такое сочетание выглядит не столько логичным, сколько консервативным, по принципу, что мат виниловому проигрывателю обязателен.
И я бы еще понял, если бы в комплекте шел один из фирменных пробковых матов Music Hall (я их рассматривал в предыдущих тестах моделей Music Hall mmf-2.3 и -5.3), пусть даже самый младший, но зачем здесь фетр? Ладно, с этим попробую разобраться в процессе прослушивания. Хотя одно предположение у меня найдется уже сейчас. Во-первых, у акрилового диска нет выточки под яблоко, диск просто плоский. Во-вторых, к проигрывателю прилагается винтовой клэмп-прижим, и если попробовать пользоваться им аккуратно (без излишнего усилия затяжки), то сам собой просится вывод, что в сочетании с фетровым матом конструкция в целом ощущается как более удобная в использовании.
И еще одно свойство диска показалось мне странным: обычно акриловые диски сделаны из этого материала целиком и полностью, а здесь в него врезана еще бронзовая втулка для сочленения диска и шкива. Предназначение этого элемента не совсем понятно, но на общую работу и звучание проигрывателя втулка сильно повлиять не сможет.
Вращение на диск передается при помощи круглого пассика средней толщины и умеренного натяжения. Мотор же у проигрывателя полностью выносной. Это только на первый взгляд может показаться, что он встроен в корпус, но нет, в столе проделано отверстие, в котором мотор помещается, но с проигрывателем он ничем кроме пассика не связан. Двигатель собран в средне-тяжелом корпусе, к которому, кроме того, прилагается увесистая металлическая подставка. Блок питания выносной, в виде вилки-адаптера. Скорости переключаются кнопками, поэтому пассик на алюминиевом шкиве перекидывать вручную нет необходимости. Однако пользовательских подстроек скорости конструкцией не предусмотрено. Диск раскручивается достаточно быстро, в процессе работы ничего необычного или негативного я не обнаружил.
Тонарм сделан на основе 9-дюймового Pro-Ject, у этого производителя Music Hall заказывает себе тонармы уже много лет. Однако эта деталь сделана по спецзаказу. Например, база тонарма и его нижняя часть выполнены по-другому. Фирменная заглубленная «чашка» для крепления Music Hall требует при настройки высоты тонарма использовать укороченный шестигранный ключ (у других моделей все точно так же), чтобы ослабить и затянуть болты, фиксирующие тонарм. На практике это не очень удобно, но страшного ничего в этом нет.
Кроме этой маленькой особенности, в сборке и настройке проигрывателя нет ничего сложного. Один раз прочитав инструкцию, с процессом справится даже человек, купивший свою первую вертушку. Тем более, что головка точно и без ошибок предустановлена на заводе, а все остальные настройки очень просты. Да и в перспективе при смене головки можно будет получить неплохую точность с помощью штатных инструментов.
Крышка у проигрывателя откидная, на петлях. Использовать ее или снять и отложить в сторону — это уже пусть каждый решает сам. Условия, в которых крышка, закрепленная к верхней пластине стола, будет оказывать заметный негативный эффект в виде раскачивания, маловероятно возникнут в быту и при прослушивании музыки на обычной громкости. Разве что место установки проигрывателя и стойка одновременно окажутся крайне неудачными.
Выходные разъемы у аппарата — обычные RCA, плюс клемма заземления. Базовый фонокабель в комплекте имеется, но ничего особо убедительного я в нем не увидел и на время теста сменил на самый обычный Oyaide 2075, исключив таким образом из списка влияющих неизвестных все, кроме самого проигрывателя.
В качестве тестовых головок я выбрал для начала Ortofon 2M Bronze из базовой поставки (только взял головку из своих запасов, чтобы пропустить процесс ее приработки), а после уже кое-что посерьезнее, например — Sumiko Blackbird. Сочетание тонармов Pro-Ject с головками Sumiko давно и хорошо себя зарекомендовало. А из возможных экспериментов я попробую что-нибудь сделать со штатным матом, потому как повторюсь: фетр в таком приложении у меня вызывает ряд вопросов. Не в том смысле, что это плохо — нет, только лишь необычно, ну и почему бы не попробовать в процессе что-нибудь улучшить простыми способами.
Первой в тесте я послушал пластинку Masaru Imada «Songs On My Mind». Звучание получилось в меру открытым, скорее светлым, легким, достаточно воздушным, но с камерной сценой. Образы и планы выстраивались правильно, но масштаб можно было бы и увеличить. Бас получился близким к правильному в смысле деталей, но с умеренной глубиной и наполненностью. Средние частоты отрабатывались неплохо, детально и динамично, но с некоторым преобладанием акцентов на основных тонах и быстро затухающими послезвучиями. Верха — в меру острые, не до назойливости, светлые и динамичные. Подобный характер вполне ожидаем и предсказуем, некоторым сюрпризом стала лишь камерная, но явно глубокая сцена.
Эмоционально звучание совершенно не пустотелое — нет ни формализации, ни упрощенной холодности, ни попыток разобрать музыку на запчасти и отдельные составляющие. Впрочем, нет подчеркнутой навязчивости и тем более грубости. Если на записи имеются остро-динамичные фрагменты, то они такими и отыграются, если же найдется смягченность и округлость, то и с ними тракт справится. Звук все-таки светлый, и это в характере заметно, но не вызывает отторжения. Вероятно, потому, что вместе с неплохой динамикой и детальностью присутствует еще способность отыгрывать фактуры и оттенки.
И уже сейчас можно попробовать, например, убрать штатный прижим. Без него звук получается менее светлым, чуть более воздушным, но в тот же момент он, на первый взгляд, как будто чуть теряет в динамике. В процессе прослушивания выяснилось, что если сочетать клэмп со штатным матом, то лучший результат получается в том случае, если клэмп затянут минимально или чуть сильнее, чем минимально, а увеличение прижима может дать излишнюю резкость и крикливость.
Дальше мне сразу захотелось попробовать что-нибудь вместо штатного мата. В процессе перебора оказалось, что композитный мат, из крошки пробки, резины и кожи оказался наиболее подходящим. Логично, ведь не карбон или медь в данном случае пробовать. К тому же этот оптимальный из имеющихся вариант ближе всех остальных к родным опциональным пробковым составным матам Music Hall. И что же получилось в результате замены? Звук стал менее светлым, менее резким (хотя подчеркнутой резкостью он изначально не выделялся), с лучшей проработкой в нюансах. Сцена не то чтобы стала явно шире — она получилась менее «сосредоточенной», с большим ощущением воздуха. И ощущение слитности и текучести в звуке в таком варианте мне показалось более выраженным и естественным. Поэтому я решил на все оставшееся время теста оставить сменный мат. Да, с ним еще и клэмп оказался менее капризным в своем поведении. Да и в целом то, как эти мелочи подкорректировали звук, мне понравилось. Как и сам факт изменений — потому что аппарат, способный эти изменения продемонстрировать, явно обладает большей точностью.
Следующая пластинка — Johnny Hartman «I Just Dropped by to Say Hello» в виде качественного переиздания на 45-й скорости. На примере этой записи более всего заметно, что звучание эмоционально комфортное, но без явной окраски, без теплоты, только несколько светлое, но подвижное и увлекательное. Детальность для воспроизведения данной конкретной пластинки достаточная; звук выстраивается узнаваемый, без перекосов тонального баланса или пропорций. Объем и воздух есть, их не чрезмерно много, но все на своих местах. Насыщенных фрагментов, где можно было бы оценить предельные способности тракта, на этой пластинке нет, но вот ритм записи, текучесть параллельно с ритмикой получаются, пожалуй, даже получше, чем я мог ожидать. Только послезвучия иногда гаснут быстрее. Не пропадают совсем, конечно, но если относиться к вопросу крайне придирчиво — можно заметить. Правда, для такого сравнения нужно не только знать конкретную запись и издание, но и помнить опыт ее прослушивания на проигрывателях самого старшего класса.
Дальше я решил, что пора бы поменять головку. Установил и настроил Sumiko Blackbird. Тут для идеального результата мне понадобилось немного подгрузить тонарм, чтобы получить оптимальное значение эффективной массы, но большего, чем утяжеленные винтики мне для этого не потребовалось. Кроме факта подгонки, конечно, можно было бы предположить, что вообще-то головка дороговата для этого проигрывателя, но из всего имеющегося арсенала этот вариант показался мне наиболее интересным. Кроме того, пусть уж проигрыватель в таком виде покажет свой почерк, свои сильные и слабые стороны — будет понятнее, как все это использовать.
Звук после смены головки получился чуть прохладным, более детальным, лучше стали читаться тихие фрагменты и послезвучия. Сначала может показаться, что стало больше слитности, но это как раз эффект нюансов и послезвучий, ровнее заполняющих места между основными тонами. По первым впечатлениям — хороший результат.
Слушаем дальше. Альбом Dead Can Dance «Spiritchaser». Пожалуй, звук и в этом случае можно назвать слегка светлым, хотя о записи я бы сказал скорее наоборот. Перкуссия и вокал отрабатываются действительно неплохо: есть глубина и детальность, звук легкий, подвижный. Может быть, нужно еще немного больше баса; по глубине ощущается легкое ограничение, но зато все, что после, отрабатывается точно и структурно, без размазни и бубнения. И с чувством ритма у проигрывателя все в порядке. Да и динамика у аппарата в целом получается приличной — быстро, но уверенно, без подтягивания, без явного смягчения. Серединка и верха прорабатываются слитно, без перекосов в разных частях диапазона. Навязчивой аналитичности нет, есть просто нормальная детальность, в остальном же больше заметен упор на музыку, на эмоциональность подачи, и, что хорошо, без чрезмерного эмоционального окраса.
Немножко послушал потом пластинку JJ Cale & Eric Clapton «The Road to Escondido» — и здесь хорошо: cлишком густой верхний бас и нижняя середина записи не акцентируются трактом, динамика и детальность нормальные, звук чуть светлый, упругий, слитно-цельный.
А что будет, если выбрать пластинку с другими крайностями в звуке? Например, Queen «A Kind of Magic» — звук там и так светлый, сухой, несколько звенящий и механистичный. Все это слышно, но при собственном слегка светлом почерке проигрывателя явного сложения эффектов нет, скорее, все звучит правдоподобно, а достаточный уровень детальности и динамики дополнительно вытягивает положение вещей, позволяя услышать запись, но без разбора ее на шумы и звуки.
Следующее испытание — фортепианные концерты Моцарта. Испытание это оказалось посильным. Звук даже детальнее, чем я ожидал от этого проигрывателя: тембрально все близко к тому, что должно быть, акценты расставлены верно, легкость и беглость воспроизведения не превращаются в легковесность, пропорции сцены ближе к правильным.
Какие-то более-менее приметные сложности у проигрывателя возникли только с последней пластинкой в тесте — записью «Орфея» Claudio Monteverdi. Хору на сложных фрагментах не хватало стройности и разборчивости, и в целом звук был несколько простоватый, как будто приземленный, без точной проработки, недостаточно воздушный. Хотя слушать было можно, и даже с интересом — ведь ни лишней холодности, ни жесткости не появилось. А по остальным параметрам далеко не каждый проигрыватель справится с подобными фонограммами, и на идеальный звук я не рассчитывал. Тем более, что полученный результат в сравнении по классу стоит считать хорошим. Потом я перепроверил впечатления от этой записи в сочетании с возвращенной на свое место штатной головкой, и с ней по динамике результат оказался лучше, за счет чего звук воспринимался как более правильный, даже в сочетании с тембральным упрощением и более короткими послезвучиями. Весь вопрос в том, как расставить приоритеты в отношении проигрывателя в зависимости от личных жанровых предпочтений и состава фонотеки.
Выводы
Аппарат в целом звучит лучше, чем выглядит. Внешне он аккуратный, консервативный, собран добротно (раньше, например, у Music Hall бывали проблемы с лаком, но здесь я их не увидел, да и на примере других моделей давно этих проблем не встречал), но надо честно признать — эффектной внешностью он не обладает. Хотя тем, кто привык, что проигрыватель должен выглядеть именно как проигрыватель, а не как неведомая конструкция, должно понравиться. Ну а по большому счету основным является звучание, потом следует функционал, а потом уже внешние качества. Так вот, повторюсь: со звучанием у аппарата все лучше ожидаемого, и для своего сегмента это хороший результат. По функционалу ничего явно критичного я назвать не могу — все сделано сбалансированно и аккуратно, изначально понятно, что опций под второй тонарм или системы магнитной разгрузки диска здесь быть просто не может. И в целом это проигрыватель не для постоянных экспериментов, а для того, чтобы просто слушать музыку. Если, например, вам хочется регулярно менять головки, то Music Hall mmf-7.3 не очень подходит для таких целей.
В плане звука больше всего понравилось отсутствие явной окраски и способность прилично звучать даже с не очень дорогой ММ-головкой. И чутко реагировать на изменения в составе тракта, пусть даже это всего лишь замена мата.
Пожалуй, проигрыватель логично было бы дополнить скорее ламповым корректором, ну или транзисторным, но точно без жесткого и холодного звука, которым нередко грешат бюджетные и среднебюджетные модели, собранные на операционных усилителях. МС-головки тоже можно, а может, даже нужно использовать — противопоказаний здесь точно нет, и какие-нибудь Goldring Eroica или Ortofon Quintet Red могут прекрасно вписаться в тракт, если работу с низковыходными МС поддерживает фонокорректор.
Музыкальный материал:
Claudio Monteverdi — L'Orfeo — Jurgen Jurgens, Monteverdi-Chor Hamburg — Archiv Production — MAF 8116/8 / Stereo
Dead Can Dance – Spiritchaser / Mobile Fidelity Sound Lab MOFI 2-002 / Stereo
JJ Cale & Eric Clapton – Road to Escondido / Reprise 44418-1 / Stereo
Johnny Hartman - I Just Dropped By To Say Hello / Impulse! / Original Recordings Group AS-57/ORG027 / Stereo
Masaru Imada — Songs On My Mind -Trio PAP-25034 / Stereo
Mozart – 10 Piano Concertos – Alfred Brendel, Academy of St.Martin-in-the-Fields, Neville Marriner – Philips 412 970-1 / Stereo
Queen — A Kind Of Magic — EMI EMS-91168 / Stereo
проигрыватель Music Hall mmf-7.3 — 150 000 рублей (в комплекте с головкой Ortofon 2M Bronze), головка Ortofon 2M Bronze / сменная игла: 28 000 / 22 000 рублей, головка Sumiko Blackbird: 79 000 рублей
Проигрыватель Music Hall mmf 7.3
Тип привода: пассиковый
Питание: выносной блок питания / адаптер постоянного тока 15 В, 0,8 мА
Скорости вращения: 33,3 и 45 оборотов в минуту с ручным переключением, без подстройки
Отклонения скорости: ± 0,06 %
Уровень рокота: менее 73 дБ
Размеры (ШхГхВ): 464х337х140 мм
Тонарм: поворотный, статически сбалансированный
Настройки тонарма: положение головки, высота, прижимная сила, антискейтинг
Эффективная длинна тонарма: 230 мм
Эффективная масса тонарма: 8,5 г
Заход тонарма: 18 мм
Головка звукоснимателя Ortofon 2M Bronze
Тип: MМ
Радиус заточки иглы: 8/40 мкм
Иглодержатель: алюминий
Динамическая податливость: 22 мкм/мН
Диапазон прижимной силы: 1,4 — 1,7 г
Оптимальная прижимная сила: 1,5 г
Выходное напряжение: 5 мВ
Диапазон частот по уровню (-3 дБ): 20 - 29000 Гц
Разделение каналов (на 1 кГц): > 26 дБ
Разбаланс каналов (на 1 кГц): < 1 дБ
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм
Рекомендуемая емкость: 150-300 пФ
Материал корпуса: пластик
Вес: 7,2 г
Головка звукоснимателя Sumiko Blackbird
Тип: MC с высоким выходом
Тип заточки иглы: эллипс
Иглодержатель: бор
Динамическая податливость: 12 мкм/мН
Диапазон прижимной силы: 1,8 — 2,2 г
Выходное напряжение: 2,5 мВ
Диапазон частот: 10 - 50000 Гц
Разделение каналов (на 1 кГц): > 35 дБ
Разбаланс каналов (на 1 кГц): < 0,5 дБ
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 100-47000 Ом
Материал корпуса: пластик, открытая конструкция
Вес: 9,6 г