Немецкая компания Octave много лет специализируется именно на ламповых усилителях. Никаких цифровых источников и прочих побочных продуктов — только усилители и фонокорректоры. Начинала же компания в далеком прошлом вовсе не с аудио, а с производства различных высококачественных трансформаторов. И совершенно ясно, что если к качественным трансформаторам прибавить лампы и схему, получится усилитель. Особенно это актуально для ламповых аппаратов, где основной тон задают именно трансформаторы.

По сути своей Octave Jubilee — это, с одной стороны, старшая линейка производителя. Предусилитель в ней только один, Octave Jubilee Preamp, а вот моноблоки могут быть разные: или мощные Octave Jubilee Mono SE на 120х лампах, которые как раз и использовались в тесте, или куда менее мощные Jubilee Mono 300B. С другой же стороны, какие бы моноблоки ни выбрал будущий владелец (а это понятно, зависит от пристрастий и от потребностей акустики) — все вместе получается единым организмом. Предусилитель и моноблоки живут вместе. Я встречал попытки использования ранних версий этой линейки по отдельности и результаты в виде звука были куда скромнее, чем тогда, когда все работало друг с другом.

Предусилитель построен весьма и весьма сложно — нашего подопытного мы не вскрывали, но ничего секретного в начинке нет, и сделано все совсем не просто. Что заявляет производитель? Внутренняя схемотехника балансная, плюс еще и входные трансформаторы используются. И, кстати, трансформаторы в Octave делать умеют хорошо. Схема у аппарата не чисто ламповая, а гибридная, транзисторное усиление тоже используется. Могу предположить сначала ламповый каскад, потом транзисторный. По набору ламп — использованы 4 х ECC 82 (возможна установка E82CC, ECC802S, 12AU7, 5814, 6189W), и вместо одной из ламп допускается ставить E80CC. 

Octave Jubilee Preamp и Octave Jubilee Mono SE в тестовой системе

Блок питания у аппарата выносной, размером примерно в половинку корпуса. В нем ничего лампового нет, линейная схема.

Коммутационные возможности у аппарата весьма разнообразны. Есть пара балансных входов, которые при этом можно переключать в небалансный режим. Кстати, один из таких входов промаркирован как Phono, и земляная клемма рядом есть, но фонокорректора внутри нет, и в качестве модуля-опции его тоже нет — предполагается подключение внешнего фонокорректора. Небалансных входов в достатке, есть выход на запись, а также по две пары балансных и небалансных выходов. Из не самых часто встречающихся опций — выносной, на проводе и разъеме, ИК-модуль для работы пульта (две кнопки регулировки громкости, больше ничего на пульте нет) и тумблер Ground lift, отключающий заземляющую цепь. 

Функций более чем достаточно для классического предусилителя — удобные ручки переключения входов и регулировки громкости, есть кнопка переключения фазы, также можно изменять одной кнопкой коэффициент усиления. 

Индикация неброская, но информативная и к ней быстро привыкаешь. Пожалуй, есть все, что нужно для комфортной работы, дальше дело за звуком.

Моноблоки более чем внушительны и по габаритам, и по весу, и по характеристикам. Ламповые 400 Вт на канал, которые выдают 8 ламп KT120 в каждом моноблоке — внушительная цифра. И тут уже забегая вперед скажу — я слушал этот комплект с акустикой Penaudio Karelia, которую тестировал до того, в том числе с очень внушительным транзисторным усилителем Plinius. Почерк получился разным, но сказать, что связка Octave Jubilee хуже контролировала акустику, я не могу.

Передняя панель предусилителя Octave Jubilee Preamp

Из интересного функционала у усилителей мощности — фирменная система индикации и подстройки токов покоя. Переключаешься от лампы к лампе, смотришь, что показывает индикатор, если нужно — подстраиваешь. Удобно, наглядно. В остальном — моноблоки они и есть моноблоки. Да, эти еще «умные» — и защита есть, и возможность использования эко-режима (вот не уверен, что тут целесообразно «экономить»), переключение балансного и небалансного входов и две пары акустических клемм. Вот это можно использовать, есть практический смысл.

Собрав информацию по начинке аппаратов, можно сделать вывод, что там не только весьма незаурядная схемотехника, но и уровень элементной базы более чем высок. И лампы ECC 82 ставят из старых запасов — NOS Siemens. KT120, понятно, что новодельные, саратовские. Указаний на возможность использования ламп KT других типов я не нашел.

И последнее, но не менее важное. Обычно знакомство начинаешь с внешности, но тут меня сразу привлек функционал. А внешность очень даже интересная: красивый строгий технический дизайн, возможность исполнения и в черном и в серебристом цвете, но основная отличительная черта — использование пластин из натурального камня в отделке передних панелей. Интересно, нешаблонно, но выглядит совершенно не вульгарно, скорее строго и стильно. По крайней мере, мне показалось привлекательным.

Первое, на что обращаешь внимание, еще не начав слушать — усилители очень тихие. Ни фона, ни лампового шипения, ни микрофонных эффектов. Какой-то минимум шума появляется на том уровне громкости, на котором никто никогда эти аппараты использовать не будет.

Пульт более чем минималистичен - только регулирует громкость

Тестовая подборка в данном случае частично дублируется с тестом акустики Penaudio Karelia, потому что интересно было провести сравнение и дополнить тест акустики, а также свести к минимуму неизвестные составляющие. Первым поставил диск Sarah Vaughan And Her Trio «Sarah Vaughan At Mister Kelly's» Даже на вступительном голосе конферансье слышна естественность, масштаб, натуральность. Звук чуть-чуть смягченный, сглаженный, но при этом есть очень хорошая детальность, слитность.

Детальность не хирургическая, но очень живая, все на своих местах. Присутствуют объем, воздух, и даже на моно-записи все воспринимается натуралистично. Есть хорошее разделение инструментальных партий и вокала, хорошая артикуляция, наполненность и масштаб. Подача очень дружелюбная, хочется слушать — и слушать интересно. Отчасти это уже знакомое свойство акустики, но здесь явно характеры акустики и усиления сошлись гармонично.

Блок питания предусилителя Octave Jubilee Preamp

Следующий альбом — Colin Vallon Trio «Rruga». Хорошая воздушная детальность, звук совершенно не привязан к акустике, он очень естественно располагается в пространстве, есть подчеркнуто-выраженная глубина, хорошая эшелонизация. Подача в целом детальная, умеренно светлая, но в то же время естественно-слитная, без остроты или колючести.

В звуке отчетливо заметен тот же эффект вовлечения и погружения, который был при предыдущем прослушивании акустики. Но в этой связке масштаб выражен более явно, больше глубина, да и информативность выше. При этом эта информативность, детальность не выпячены: кажется, что звук скорее мягкий и слитный, но на самом деле при этом очень многое слышно. 

Проработка баса точная, но масштаб не раздут, все очень аккуратно. Серединка, верха — все на своих местах. Хотя иногда кажется, что звуку фортепиано не хватает телесности и наполненности, он получается более легковоздушным, эмбиентным, чем на самом деле. Весьма вероятно, что именно так и должно быть все на этой записи, без подчеркнутой тяжеловесности. Здесь ноты скорее парят в пространстве, а не падают вниз, как тяжелые капли.

Задняя панель предусилителя Octave Jubilee Preamp

Диск René Aubry «Mémoires Du Futur» слушал долго — переключаться не хотелось. Звук объемный, большой, даже при размерах акустики звуковое поле оказывается и шире, и выше расстановки. Очень хороши глубина и раскладка в пространстве. Сцена в целом чуть непривычна, внимание уделено не только основным звукам, но и послезвучиям, что производит интересный эффект, и в том числе создает погружение, некое присутствие. Сама по себе запись весьма «густая» и басовитая, но контроль хорош, переутяжеленности нет совершенно.

Если абстрагироваться — некая ламповость, конечно, в звуке присутствует. Чуть мягкости, ламповые гармоники создают тончайшую легкую окраску. Но в целом получается весьма изящно. Этот звук можно приводить в качестве явного примера звука лампового, но лишенного ламповых недостатков. Тут все точно не про теплое-ламповое, не про грубую окраску и точно не про выпяченную середину. Вообще частотный диапазон ощущается достаточно ровным, от хорошего контроля баса до чистых и детальных верхних частот. Этот Octave чуть более «ламповый», чем другие модели, которые я слушал. Но при этом самый утонченный и изысканный, с ламповым почерком, но с очень дорогим и качественным.

Коммутация у моноусилителя Octave Jubilee Mono SE

Дальше включил DJ Krush – 寂 — Jaku-. Очень хороший насыщенный объем и воздух, но при этом звук совершенно не легковесный, когда нужно сыграть темно сообразно записи, это получается. Ритм уверенный, без жесткости, но в то же время контроль очень хороший, никакой расхлябанности не слышно. Бас более чем выразительный, объемный, его много. Есть некоторое смягчение, но с контролем все в порядке. Также слышно хорошее разделение партий, даже сложные моменты вполне отчетливо читаемы, понятны, в кашу звук не сваливается.

После захотелось послушать Muse «Black Holes & Revelations». И снова объемно и атмосферно, без едкости, но детально, без торопливости, но динамично. Эмоциональное звучание, живое, насыщенное, хорошо заметно, что разные записи звучат очень по-разному, слышна специфика того или иного альбома, но в то же время упор скорее на музыке и эмоциях, чем на педантичном прочтении музыкального материала. Сложных жанров усиление не боится, но подает их чуть смягченно, хоть и без потери контроля. 

Регуляторы тока покоя ламп у усилителя Octave Jubilee Mono SE

И «Реквием» Верди в качестве завершающего тест музыкального произведения. Тихие звуки на вступлении слышны чуть смягченно, но в целом реалистично, есть весьма явная натуральность, воздух, правильная сцена, ощущение зала. Остроты нет, нет въедливости, но слышно многое, это понятно по тому, как воспринимается хор. Однако и здесь при хорошей информативности упор не на детальность в чистом виде, а на некий цельный музыкальный объем, на эмоции. Хотя повторюсь, малоинформативным звук назвать нельзя, детальность существенно выше средней. 

Выводы

И связка с акустикой в данном случае получилась удачной, и сами Octave Jubilee отлично себя показали. Ламповые аппараты, у которых есть то, за что многие ламповый звук любят, но в то же время у этих аппаратов не слышно ламповых недостатков. И они тихие, без фона. А моноблоки спокойно могут работать с акустикой, которая далеко не каждому транзисторному аппарату будет по силам. Плюс более чем достаточный функционал без явных странностей.

Однако больше всего мне понравилось то, что при хорошей динамике и детальности есть свой некий музыкальный характер, который располагает к долгим прослушиваниям самой разной музыки. Ведь в сущности техника — это только инструмент для познания музыки. И в нашем случае инструмент весьма и весьма качественный.

Акустические терминалы

Музыкальный материал

Colin Vallon Trio – Rruga / ECM Records ECM 2185 B0015433-02 / CD Stereo

DJ Krush – 寂 - Jaku- / Columbia – COL 517578 2 / CD Stereo

Muse – Black Holes & Revelations / Warner Bros. Records – 25646 3509-2 / CD Stereo

René Aubry – Mémoires Du Futur / Hopi Mesa – 3113162 / CD Stereo

Sarah Vaughan And Her Trio – Sarah Vaughan At Mister Kelly's / Verve Records 02517396944 / CD Mono

Verdi - Requiem, Cherubini - Requiem In C Minor - Renata Scotto, Agnes Baltsa, Veriano Luchetti, Evgeny Nesterenko, Ambrosian Chorus, Philharmonia Orchestra, Riccardo Muti / EMI Classics – 5 86239 2 / CD Stereo

Octave Jubilee Preamp и Octave Jubilee Mono SE

Octave Jubilee Preamp - 2 848 000 руб., Octave Jubilee Mono SE (за пару) - 7 936 000 руб. 

Octave Jubilee Preamp

Тип: гибридный предусилитель

Входы: аналоговые 2 пары XLR, 6 пар RCA

Выходы: 2 пары XLR, 2 пары RCA, сквозной канал, выход на запись (RCA)

Частотный диапазон: 3 Гц – 500 кГц (- 1,5 дБ)

Соотношение сигнал/шум: 90 дБ (Gain High), 98 дБ (Gain Low) 

Gain Low/ Gain High RCA: 10 дБ/17,5 дБ

Gain Low/ Gain High XLR: 16дБ/23,5 дБ

Входной импеданс RCA: 100 кОм

Входной импеданс XLR: 2 кОм

Выходной импеданс: 33 Ом (RCA), 2х33 Ом (XLR)

КНИ: менее 0,1% на 3 Вт на 7,5 кОм

Разделение каналов: 65 дБ (1 кГц)

Лампы: 4 х ECC 82 (возможна установка E82CC, ECC802S, 12AU7, 5814, 6189W). Вместо одной из ламп допускается ставить E80CC

Размеры (ШхВхГ): 435 x 170 x 480 мм (предусилитель); 220 x 170 x 480 мм (блок питания)

Вес: 17,2 кг (предусилитель); 11,5 кг (блок питания)

Octave Jubilee Mono SE

Тип: ламповый PP усилитель мощности, моноблок

Входы: 1 пара RCA,  1 пара XLR

Выходная мощность: 400 Вт RMS, 450 Вт на 4 Ома пиковая

Частотный диапазон: 10 Гц – 80 кГц (± 0,5 дБ)

КНИ: менее 0,1% на 10 Вт на 4 Ома

Соотношение сигнал/шум: более 103 дБ

Минимальный импеданс: 2 Ома

Коэффициент усиления / входная чувствительность: + 28 дБ / 1,5 В

Лампы (один моноблок): 8 х КТ120, 3 х ECC82 (или 12AU7) 

Размеры (ШхВхГ): 280х707х484 мм

Вес: 66 кг (один моноблок)