Выставка Hi-Fi & High End Show 2019 стала дебютом для брендов Screen Excellence и Audio Excellence на российском рынке: ранее они у нас представлены не были, но теперь предстали перед российскими любителями домашних кинотеатров во всей красе — с полноценной инсталляцией. В первый день выставки мы поговорили с основателем компаний, Патрисом Конардом (Patrice Congard), о том, как аудиоинженер пришел к тому, что нужно выпускать экраны, и какие нынче тренды в сфере домашних кинотеатров.

— Как вы вообще решили заниматься экранами?

— Все произошло в конце прошлого века, в середине девяностых — начале эры домашних кинотеатров в Европе. Я проанализировал, как развиваются домашние инсталляции, и какую проблему я, как аудиоинженер, мог решить в этой области. И выяснил, что для того, чтобы передать звук через экран, тогда существовало единственное решение — перфорация экрана.

Но это решение ни с точки зрения звука, ни с точки зрения картинки не давало хороших результатов. Поэтому я начал исследовать плетеные экраны, выяснил, что с ними вполне можно работать, и понял: «Да, именно этим мне и стоит заняться, так я смогу решить проблему передачи звука сквозь полотно экрана, что позволит идеально согласовать картинку и звук».



— То есть у вас образование аудиоинженера?

— Да, у меня степень магистра аудиоинженерии в области исследований акустических вибраций.


— А где вы работали до того, как основали свою компанию?

— Я работал в L-Acoustics — достаточно известной французской компании.


— Интересный путь — от аудиоинженера до создателя экранов. У вас несколько линеек, отличающихся материалами полотен: Neo W, Neo S...

— Neo S стала первой линейкой... А, нет, первой был Enlightor 1, после — Enlightor 4K, в 2009 году я был первым, кто выпустил акустически прозрачный материал, подходящий для 4K, а затем улучшил его, выпустив Neo S и Neo W. Буква «S» значит «small», маленький, поскольку в то время рулон материала Neo S достигал в высоту максимум 1,9 м, и я был ограничен этим масштабом. А «W», соответственно, означает «wide» — широкий. Затем мы смогли увеличить размер полотна Neo, довести его до 3,1 м, и экраны такого размера назвать маленькими нельзя — поэтому он называется просто Enlightor Neo.



— А что это вообще за волшебный материал?

— Полиэстер. Огнестойкий полиэстер, плетеный согласно моим спецификациям. Именно тип плетения делает его особенным.


— И какие из этих экранов более популярны — маленькие или большие?

— Самый популярный — Reference. Экран на жесткой раме, в нем нет ничего особенного, и он популярен потому, что он намного дешевле, чем экраны с механизмами, различными маскирующими системами и прочими усложнениями. И дорогих экранов мы, конечно, продаем меньше.


— Логично. А когда пришла идея создать собственный аудиобренд?

— Я все-таки аудиоинженер, большую часть своей карьеры проработал со звуком, и заниматься только экранами мне не хотелось. Я решил проблему с экранами и захотел еще что-нибудь изменить в индустрии. Посмотрел, что на тот момент считалось лучшими технологиями в домашних кинотеатрах, и понял, что большинство решений в таких инсталляциях основаны не на настоящих полноразмерных кинотеатрах, а развиваются как-то параллельно, рождаются из Hi-Fi. А я хотел, чтобы в домах можно было воссоздать тот самый звук, который задумали звукоинженер и продюсер, завершив свою работу над фильмом.

Для того, чтобы этого достичь, необходимо строить домашние кинотеатры все-таки на базе настоящих кинотеатров, но адаптировать их под небольшие помещения. И я разработал полноценную аудиосистему, отвечающую этим требованиям — акустику, усиление и все остальное. Еще мы — и это на самом деле уникальная услуга! — предлагаем клиентам полный проект аудиосистемы для их кинозалов бесплатно. В том случае, если у нас покупают оборудование, конечно.


— То есть вы измеряете комнату, создаете проект как аудиочасти, так и видеочасти всей системы — и все бесплатно?

— Именно. Чаще всего дистрибьютор или инсталлятор говорит: «Вот, у меня такая комната, какую акустику лучше здесь разместить, как уложить провода?», и я отвечаю: «Присылай параметры, я все рассчитаю и все размещу. Если ты, конечно, будешь работать с моим оборудованием».



— А идея центрального и фронтальных каналов с ограниченным динамическим диапазоном — от 100 Гц — тоже взята из полноразмерных кинотеатров?

— Нет, но это попытка сэмулировать в небольших помещениях тот звук, который мы слышим в кинотеатрах. Мы ограничены в пространстве и, соответственно, в размере самой акустики, поэтому я скорее вдохновлялся концертными инсталляциями. На концертах акустика, установленная над сценой, играет от 100 Гц, а все, что ниже, отыгрывают сабвуферы, расположенные чаще всего на сцене или даже ниже сцены.

В домашних кинотеатрах маленькие колонки, отыгрывающие весь диапазон, оказываются недостаточно мощными, недостаточно чувствительными, поскольку в маленький корпус нужно впихнуть немало сил. И решить эту проблему можно, урезав бас. Так я и поступил — передал бас массиву небольших сабвуферов, а фронтальные каналы и центральный играют от 100 Гц.


— Все сабвуферы, которые сейчас есть у вас в каталоге, называются «компактными». Есть ли планы создать сабвуфер побольше?

— У нас есть Raijuu 1, очень тонкий сабвуфер — всего 4 дюйма, но с 12-дюймовыми динамиками, и у него модульная конструкция. Он создан специально для озвучки низкочастотного диапазона LCR-каналов. А есть Raijuu 2 — он побольше, предназначен для LFE, с 18-дюймовым динамиком, около 60 см в высоту, 45 в глубину и 55 в ширину. Все-таки они не такие уж и компактные, хоть и названы так на сайте.


— И в идеальной инсталляции из компонентов Audio Excellence должны использоваться оба этих сабвуфера, так?

— В идеальной — да. Но у нас всегда есть ограничения по бюджету, пространству, так что иногда приходится искать компромиссы.


— А что еще помогло вам создать достаточно компактные колонки помимо срезания частоты?

— О, тут маленькая хитрость: фронтальная и задняя панели акустики изготовлены не из МДФ, а из стали. Лист толщиной 4 мм достаточно тяжелый и жесткий, но сталь по природе своей звенит, так что изнутри мы добавили слой очень плотного поглощающего материала. Он поглощает не звук, а вибрации. И за счет такого сэндвича удалось серьезно уменьшить толщину корпусов.


— И колонкам хватает воздуха в таком сократившемся объеме?

— Вполне достаточно для того, чтобы играть от 100 Гц. Если бы они играли от 50 Гц, то пришлось бы сделать их заметно толще.



— В линейке акустики Vertex интересное расположение динамиков: сверху среднечастотник, посередине — твитер, а внизу — два басовика. Почему именно так?

— Эти колонки можно использовать не только в домашних кинотеатрах, но и в студиях для мониторинга, и в таких сценариях очень много внимания уделяется высоко- и среднечастотному диапазону. Мониторы часто находятся недалеко от слушателя, и в такой ситуации расположение динамиков имеет значение — сигнал получается более согласованным.


— Еще вы совсем недавно представили новую линейку акустики UFO — она крепится к потолку, излучает звуковой поток в телевизор, а слушатель слышит отраженный сигнал. Как вам вообще в голову пришла такая идея?

— Она у меня была уже давно. Я ими не занимался, потому что не хотел уничтожить рынок акустически прозрачных экранов, на который только вышел — не хотел самому себе вредить. Но сейчас в домашних инсталляциях есть два популярных направления: в одном сетапы строят в специальных отдельных комнатах, и здесь акустически прозрачный экран — верное решение, а в другом все чаще используются большие телевизоры в обычных комнатах. И для того, чтобы получить максимально погружающее звучание, нужно, чтобы звук шел из экрана. А как сделать так, чтобы звук шел из ЖК- или OLED-панели? Да никак.



— Sony и LG представляли OLED-телевизоры, которые использовали как раз экран в качестве резонатора, расположив за ним излучатели. Но, конечно, таких моделей совсем немного.

— Да, но какая там мощность? 20, 30 Вт на канал? А звуковое давление совсем небольшое. Взгляните на экран диагональю даже в 100 дюймов — он никак не сможет воспроизвести звук кинотеатрального уровня. Так что я решил использовать полноценную акустику с настоящими динамиками, создающую реальную сцену и пространство. И как добиться в такой ситуации звука от стеклянной или пластиковой панели, прикрывающей экран телевизора? Только с помощью отражения.

Дело в том, что легко контролировать отражение звука в высокочастотном диапазоне, но вот с серединкой и низами все не так просто. И я придумал инновационное и даже запатентованное решение, благодаря которому UFO отлично контролируют отраженный звуковой сигнал в пределах 100 Гц. Когда вы сидите за колонкой, вы ее не слышите — слышите только отраженный от экрана звук. Причем разместить акустику можно не только на потолке, но и на журнальном столике или на полу, то есть ниже экрана. Сейчас у нас, правда, есть только прототипы UFO 1 и UFO 2, а будет еще более крупная UFO 3. На данном этапе мы прорабатываем внешность UFO перед запуском в продажу — где-то через пару месяцев акустика уже выйдет на рынок.


— Можно ли будет совместить акустику UFO с линейкой Vertex для озвучки потолочных каналов в сетапах с Dolby Atmos, DTS:X и Auro 3D?

— Да, главное — правильно настроить кроссовер. Для того они и создавались, в общем-то. А так линейка UFO предназначена для озвучки центрального и фронтальных каналов.



— Перейдем к электронике. Какой класс усиления вы используете в своих устройствах?

— У меня два усилителя: в одном класс TD, чем-то похожий на то, что использует Lab.Gruppen. Блок питания здесь следит за сигналом и дает питание только тогда, когда оно требуется, что позволило нам уменьшить размер усилителя и получить огромную мощь в компактном корпусе: усилитель размером 2U готов выдавать по 600 Вт на 8 Ом на четыре канала одновременно. А второй усилитель — полностью цифровой, в классе D. В TD выходной каскад аналоговый, а в классе D все цифровое, и эта модель выдает по 500 Вт на каждый из восьми каналов, но аппарат получился побольше — уже 3U.


— А еще усилители планируете делать?

— В планах нет. Того, что мы уже производим, достаточно для наших задач, и сейчас мы сконцентрированы на выпуске UFO. Душа и технология этой модели уже готовы, осталось только подправить внешность. Ведь если колонка висит на потолке, то выглядеть она должна хорошо.


— Может, раз уж они всегда будут на виду, вы их и в разных цветах выпускать будете?

— Конечно! Стартуем с белой моделью, поскольку потолки все-таки чаще всего белые, но, может быть, сразу добавим еще и черный вариант. А в дальнейшем мы думаем создать моторизованную систему, благодаря которой их можно будет спрятать в потолок. У меня очень много идей и наработок, но нужно расставлять приоритеты и чувствовать рынок, и сейчас я занимаюсь только UFO. Крупные ЖК- и OLED-телевизоры с диагоналями, соперничающими с небольшими экранами для домашних кинотеатров, становятся все популярнее, цены становятся ниже, и для них — тех самых «кинотеатров в гостиной» — UFO придутся как нельзя кстати.



— Были ли в вашей истории какие-нибудь необычные инсталляции? Например, домашний кинотеатр в комнате с бассейном или что-нибудь такое же странное?

— Удивительно, но пока еще нет. Думаю, с точки зрения акустики проектирование такого кинотеатра было бы интересным и сложным заданием.


— Как вы думаете, как будет развиваться индустрия домашних кинотеатров? Сейчас развиваются системы с потолочными каналами, а что будет дальше?

— В целом я отмечу такой тренд: домашние кинотеатры все сильнее будут разделяться на две категории — отдельные подготовленные комнаты и «кинотеатры в гостиной». И варианты с гостиными будут стоить все дешевле, в то время как подготовленные комнаты со специальными полноценными сетапами, наоборот, будут расти в цене и становиться все сложнее. Но, конечно, хрустального шара у меня нет и в будущее я заглядывать не могу.


— Зато вы работаете в этой индустрии и можете как-то на нее повлиять.

— Я все-таки не Bose и не JBL — не такой сильный игрок. Но благодаря таким журналистам, как вы, может, и стану когда-нибудь известнее.