High End, украшенный надписью «Сделано в России», вызывает у многих противоречивые эмоции. И надо признать, для этого есть основания. Далеко не все, что претендует на принадлежность к категории High End, в полной мере оправдывает это название — то дизайн подкачает, то качество сборки чересчур кустарное, а бывает так, что и звук не выдерживает критики. Все потому, что энтузиазма, амбиций и даже инженерного таланта недостаточно для того, чтобы создать качественный продукт, подходящий для серийного производства. А что будет, если подойти к вопросу более основательно и профессионально? Получится вполне конкретный аппарат: усилитель T.H.E. 30, который наделал немало шума в российской аудиофильской среде.

Пройти мимо такого события я, естественно, не смог, поэтому сначала ознакомился с самим усилителем и историей его происхождения, а затем пообщался с его создателями. Обзоров и тестов нового усилителя было опубликовано уже предостаточно, в том числе на нашем сайте, поэтому остановимся лишь на основных моментах и свежих впечатлениях от новинки, а затем сразу перейдем к интервью с представителями компании-производителя.

История и подход

Бренд T.H.E. принадлежит российской компании Aris — это дистрибьютор и системный интегратор с тридцатилетней историей, который специализируется на профессиональном концертном и студийном оборудовании. Опыт создания собственной аудиопродукции у компании Aris уже был — некоторое время назад под этим брендом выпускалась акустика. Второй заход в статус производителя произошел совсем недавно и с радикально иным, более сложным продуктом.

Главное, что отличает усилители T.H.E. от большинства High End, производимого в России — это сам подход к организации производства. Бренд T.H.E. изначально создавался как проект, ориентированный на серийный промышленный выпуск изделий, поэтому в создании и продвижении фирменных усилителей участвует целая команда профессионалов.

Главным разработчиком аудиочасти является аудиоинженер и энтузиаст лампового звука Сергей Матюшин. Практическую реализацию его идей в «железе», превращение усилителя в серийный продукт и продвижение его на рынке осуществляет группа специалистов компании Aris, а для создания внешнего вида усилителей T.H.E. были привлечены дизайнеры художественно-промышленной академии им. Строганова. Главным инициатором и идеологом проекта является учредитель компании Aris Рубен Хохряков.

Усилитель

Дизайн усилителя вызвал у меня смешанные чувства. С одной стороны — дизайнеры весьма интересно смешали эстетику традиционной компоновки большого ламповика «со стрелочками» и нарочито грубоватые элементы из профессионального аудио. Так, например, ручки-«поручни», рэковые «уши», основание усилителя с индикаторами — это чистая «прошка» и она очень выгодно оттеняет классические индикаторы с прозрачной подложкой в духе Audio Research и типичный для домашней техники крупный регулятор громкости.

С другой стороны оформление кажется эклектичным. Задний кожух в стиле стимпанк, ажурная решетка, закрывающая лампы, буйство красок в оформлении стрелочных индикаторов интересны сами по себе, но в общем ансамбле они выполняют скорее роль элементов, привлекающих внимание. Причем каждый из элементов будто бы пытается перетянуть все внимание на себя.

Что же касается конструкции корпуса, тут стоит отметить наличие удобных ручек для переноски аппарата, скрытых в его боковинах. «Поручни» на фасаде помогают выдвинуть усилитель, если он стоит не на верхней полке, а вот брать его удобнее за бока — и данная возможность разработчиками предусмотрена.

Еще один плюс — магнитное крепление защитной решетки. Снять ее можно без использования отвертки и каких-то сложных манипуляций, просто потянул вверх — и готово. Под решеткой наблюдаются ничем не прикрытые печатные платы с размещенными на них электронными компонентами. Насколько это безопасно и как бороться с пылью — вот вопросы, которые сразу же захотелось задать производителю.

И по эргономике вопросы также возникли. Вот, например, подсветка ручки громкости. Ее красные светодиоды не только придают массивному манипулятору брутальности, они также весьма агрессивно светят в глаза слушателю, сидящему напротив усилителя. Если T.H.E. 30 удастся разместить на нижней полке в стойке, такой проблемы может и не возникнуть, но обычно усилители как источники тепла ставят на самый верх, как раз на уровне глаз — и увернуться от яркого красного света никак не получится. Как выяснилось из разговора с разработчиками, проблема эта известна и решение существует. 

Звучание

В интервью я целенаправленно не касался темы звучания, куда важнее было прояснить более простые и очевидные вопросы, касающиеся конструкции, дизайна и схемотехники. Однако перед тем, как встретиться с создателями T.H.E. 30, я послушал этот аппарат в салоне AVComfort  и получил массу впечатлений, которыми не могу не поделиться.

В первом варианте тестовой системы усилитель T.H.E. 30 работал с хорошо знакомыми мне ретро-напольниками Klipsch Forte IV и не менее детально изученным ранее сетевым проигрывателем Aurender A100 в качестве источника. Это дало возможность с первых нот определить тот вклад в систему, который внес усилитель. Самый заметный эффект — теплое и текучее звучание, обволакивающее слушателя и сглаживающее в музыке все острые углы.

Такую подачу можно назвать антианалитичной, музыка выдавалась сплошным потоком, не вызывающим никакого желания вникать в детали. Как большинство ламповиков, T.H.E. 30 особое внимание уделяет среднечастотному диапазону, смягчая верх и не особенно увлекаясь проработкой баса. В итоге середина получилась наиболее богатая тембрами, насыщенная, буквально осязаемая, верх прозрачный, чистый, но слегка отдаленный от слушателя и с ощутимой нехваткой воздуха, нижние частоты в области верхнего и среднего баса звучали тихо и монотонно, а нижний бас практически не идентифицировался на слух.

Пока воспроизводилась музыка с преобладанием голоса и живых инструментов, усилитель проявлял себя наилучшим образом. Джаз с женским вокалом, камерная классика воспроизводились очень красиво и благородно. Но жанры с более плотным заполнением СЧ-диапазона в этой связке получались чересчур яркими и крикливыми. В результате современный поп подавался некомфортно, прослушивание метала превратилось в пытку, а из рока хорошо звучали только не самые тяжелые классические команды типа Jethro Tull и Yes. Одним словом, Klipsch и T.H.E. 30 хоть и смотрятся рядом очень хорошо, но в идеальную пару никак не складываются.

Наилучшего результата удалось добиться с акустикой NEAT Iota Xplorer и Magico A3. Обе модели обладали значительно меньшей чувствительностью, нежели Klipsch Forte IV, и, судя по всему, оказались более удобной нагрузкой для усилителя T.H.E. 30. Во всяком случае, тональный баланс подравнялся, да и баса количественно стало больше.

В медленных композициях басовые партии считывались отлично и даже прорисовывались более низкие ноты, но стоило перейти с неторопливого блюза на бодрый рок-н-ролл — и красиво растекающиеся басовые ноты начинали сливаться друг с другом, а порой и доминировать в общей картине. В результате из современной музыки наиболее выигрышно звучали дабстеп, нейрофанк и другие направления, природа которых подразумевает тягучий и гулкий бас.

А вот на СЧ и ВЧ вне зависимости от сложности музыкального материала разборчивость уже не страдала. Более того, в этой части воспроизводимого диапазона усилитель демонстрировал исключительную динамичность как на микро-, так и на макроуровне, без свойственной многим ламповикам компрессии и медлительности.

Еще одна особенность, которая проявилась в ходе калейдоскопической смены колонок — способность усилителя придавать любым записям и на любой акустике такой объем, что звук неизменно заполнял всю комнату. Локализация образов и отдельных объектов в пространстве была далеко не идеальной, но зато музыка окружала слушателя и равномерно заполняла помещение.

В целом T.H.E. 30 порадовал интересным звучанием живой музыки. При сохранении лампового характера он прорисовывает середину и верх довольно динамично и выразительно. С классикой, джазом, блюзом, записями эстрадного или оперного вокала и живых инструментов T.H.E. 30 справлялся очень хорошо.

А для того, чтобы слушать металл, импровизационную музыку или современную электронику, его возможностей может не хватить. Предположу, что подружить T.H.E. 30 с некоторыми музыкальными направлениями удастся, если уделить еще больше внимания подбору акустики и перевести систему в режим трифоника с высокой частотой раздела.

В общем, T.H.E. 30 показался мне довольно противоречивым, и судя по многочисленным комментариям в сети, я не одинок в этом мнении. Но ответы на значительную часть вопросов по дизайну, конструкции, схемотехнике и другим тонкостям отечественного усилителестроения мне удалось получить в ходе разговора с представителями компании ARIS — и вам, я надеюсь, тоже.