В связи с тем, что в мире существенно подрос интерес к аналоговому воспроизведению и виниловым пластинкам, остро встал вопрос, особенно в нашей стране, о возможности относительно безболезненного для собственного кармана приобщения к этому процессу.
Сегодняшнему меломану решившему встать на виниловую стезю доступны несколько вариантов. Можно пойти и выбрать что то по душе и не ограничиваясь в средствах купить весьма дорогой сетап. Новодел или винтаж - здесь вторично. А вот если бюджет сильно ограничен, то остаются или современные недорогие проигрыватели (которые не всегда такие уж недорогие), или есть второй путь: подумать и выбрать что то из наследия наших предков благо дорогим оно не будет, точнее это будет скорее всего, самый бюджетный из всех вариантов.
Сегодня мы пойдем по второму пути и поговорим о том хорошем наследии, что оставил нам в далеком 1985 году Казанский завод "Элекон", со своим революционным, по меркам советского винилостроениия, проигрывателем Электроника ЭФ-017С .
Краткие характеристики
Электрофон "Электроника ЭФ-017С" предназначен для высококачественного воспроизведения механической записи с моно и стереофонических грампластинок. Электрофон состоит из электропроигрывателя ''Электроника ЭП-017С'', полного усилителя звуковой частоты "Электроника 50У-017С" и 2 акустических систем ''35АС-215''. Облегчённый тонарм проигрывателя - позволил применить высококачественную магнитную головку типа ''ГЗМ-043'' с повышенной гибкостью подвижной системы что существенно уменьшает износ грампластинок. Динамическое демпфирование основного резонанса тонарма головки звукоснимателя позволяет проигрывать даже покоробленные грампластинки, без ухудшения качества воспроизведения. В модели применена кварцевая стабилизация частоты вращения диска, регуляторы прижимной и противоскатывающей сил.
Диапазон воспроизводимых частот 20...20000 Гц.
Коэффициент детонации 0,1 %.
Уровень рокота -66 дБ.
Прижимная сила звукоснимателя 7,5...12,5 мН.
Габаритные размеры 400х120x340 мм.
Масса 10 кг
Проигрыватель имеет полностью металлический, весьма жесткий корпус. Относительно легкий диск и прямой привод полностью сделанный на отечественных элементах. Правда из за отсутствия на тот момент подходящей специализированной базы привод получился весьма сложным и содержал несколько стандартных цифровых микросхем. Имелись кварцевая стабилизация частоты вращения и даже версия аппарата с питч контролем. Все это дополняло квазисенсорное управление кнопками на панели. Вся непростая электроника включая трансформатор питания находилась в корпусе проигрывателя и занимала там почти все внутренне пространство. Ремонтопригодность была с моей точки зрения весьма средняя несмотря на удобный доступ к платам.
На борту имелся легкий тонарм с уникальным для нашей промышленности электромагнитным демпфированием. Благодаря ему аппарат мог без особых проблем проигрывать покоробленные грампластинки. Аналоги такого решения встречались в зарубежных моделях Denon, Victor-JVC и стоили эти модели весьма дорого. Но полноценного автомата у проигрывателя не было, он не имел автоматического возврата тонарма на стойку а только автостоп. В последствии отечественные радиолюбители нашли способ реализовать режим возврата малой кровью и опубликовали решение в журнале Радио.
При всей свой новизне и инновационном электромагнитном демпфировании проигрыватель имел, на мой взгляд, много конструкционных недостатков включая тонарм. Это в первую очередь несъемный шелл что весьма затрудняло оперативную смену звукоснимателя коих в коллекции у многих было несколько. Впрочем истинному начинающему меломану эта возможность часто без надобности, тут главное один раз настроить и забыть об этой хлопотной процедуре.
Во вторую очередь это весьма ограниченный ассортимент подходящий к легкому тонарму звукоснимателей по массе и гибкости собственной динамической системы. По совместимости с тонармом например можно предложить что то из начальных серий Ortofon например Ortofon OM5E.
Третий недостаток это невозможность точной настройки звукоснимателя из за весьма специфического крепления головки к шеллу где нет регулировки для точной настройки звукоснимателя. У нормального шелла звукосниматель можно двигать относительно шелла вперед назад и поворачивать, для точного совпадения трекинга согласно шаблону. Кроме того, о точной регулировки VTA можно забыть. Сам тонарм немного звонкий с моей точки зрения и имеет крайне неудобную систему регулировки прижимной силы создающую проблемы у тех кто не очень искушен в настройке проигрывателей.
Теперь о внутренних конструктивных особенностях и проблемах. Трансформатор питания дает заметную вибрацию на корпус. Внутри на клеммах тонарма находятся самые дешевые и не побоюсь этого слова совершенно поганые конденсаторы “флажки” что в купе с весьма сомнительного качества фоно кабелем со старым DIN разъёмом делают звук ''неопрятным''. Да и корпус проигрывателя тоже можно было сделать более инертным на мой взгляд.
Все это дает повод и возможность головастым и рукастым самодельшикам по полной оторваться на модернизации этого проигрывателя .
Если подходить к процессу модернизации достаточно вдумчиво то на выходе можно получить по крайней мере достаточно нейтральный стол, демфированный разными способами, отсутствие в нем трансформатора питания - он выносится в дополнительный корпус наружу. Далее в плане идут замена штатной проводки в тонарме на более подходящую, в основном на литцендрат, с одновременным вырезанием совершенно не озонирующих звук мерзких “флажков“-конденсаторов, c заменой очень часто окислившегося фоно шнура на качественные RCA гнезда на задней панели.
Так же у более продвинутых и рукастых дело доходит и до тонарма с его внутренним демпфированием и небольшой доработкой шелла для удобства регулировки головки звукоснимателя.
Многое по доработке и ремонту со схемами можно найти здесь.
В итоге звук проигрывателя, в общем то и так не самый плохой для своего класса, становится весьма неплох и способен конкурировать и с не очень дорогим винтажом и тем более c бюджетными новодельными проигрывателями с моторчиками от железной дороги, типа Pro-Ject и даже более серьезными.