В каталоге Unison Research среди полных усилителей Simply 845 занимает вторую сверху позицию, уступая только модели Absolute 845 SE. Как можно понять из названия, оба аппарата работают на 845-х лампах. Не так и мало производителей ламповой техники, у которых модели, использующие 845/211, оказываются верхними в линейке. Интересная лампа, позволяющая получить весьма солидную мощность в однотактном режиме. И хорошо себя зарекомендовавшая по звуковым свойствам.

Unison Research Simply 845

Этот аппарат — своего рода классика-классика. Искать в схемотехнике, которой много десятков лет, что-то уникальное, сложно, и если заглянуть внутрь усилителя, то «много деталей» там не окажется. Все кроется в нюансах, которые у каждого производителя свои. И первейшую значимость и для ламповых усилителей как таковых, и для построенных на такой лампе имеют выходные трансформаторы.

Для 845-й лампы они более чем сложные и в проектировании, и в изготовлении. Когда-то, много лет назад, я был на производстве Unison Research в Италии и видел, как там изготавливают свои аппараты, в том числе и как мотают трансформаторы под разные модели. 

Система, в которой слушали усилитель

Изучим нашего испытуемого по формальным признакам. Весьма крупный и увесистый аппарат. Сделан аккуратно и полностью в стилистике производителя, сложившейся много лет назад. Черная окраска металлических частей корпуса дополнена аккуратными деревянными панелями с волнообразными изгибами линий.

Полированные металлические «экраны», отражающие свечение ламп, защитная крышка для ламп, состоящая из множества пересекающихся металлических линий. И пульт управления, также оформленный деревом. Тут все безоговорочно узнаваемо, подходы к дизайну у Unison Research не меняются много лет.

Работает усилитель в однотактном триодном режиме в классе А. В схеме использована отрицательная обратная связь глубиной 14 дБ. Заявленная выходная мощность — 23 Вт на канал, вполне ожидаемая средняя цифра для 845-й лампы. Питание без кенотронов, построено с использованием тороидального силового трансформатора. 

Регулятор громкости на передней панели

Во входном каскаде четыре лампы ECC82/12AU7, на выходе — пара 845-х ламп. 82-е лампы стоят саратовские Tung-Sol, 845-е — с маркировкой Unison Research: вероятно, что-то из заказных китайских ламп. Подстройки токов покоя не предусмотрено, в схеме есть автоподстройка.

Все управление — селектор входов, расположенный на верхней панели около ламп (если стоит защитный чехол, то он закрывает и селектор), и регулятор громкости, находящийся уже на передней панели усилителя, ну, и пульт еще. Коммутация — четыре небалансных входа и два небалансных выхода (на запись и на сабвуфер). И всего две пары акустических клемм, номинально рассчитанных на 6-Омную акустику. 

Вот и все, что можно сказать про «матчасть» аппарата. Минимальный функционал лампового усилителя, ничем не перегруженный и не разбавленный. Остается только слушать. 

Для прослушивания в салоне ProCinema были выбраны две пары акустики — в качестве основной использовалась Revival Audio Atalante 5 (89 дБ чувствительность, 4 Ома номинальный импеданс, 3,2 минимальный), плюс на какое-то время я переключался на акустику Unison Research Max 1 (94 дБ чувствительность, номинальный импеданс 8 Ом). Забегая вперед, скажу, что разницы в смысле худшего контроля более «тугой» акустики я не заметил совершенно. Просто разный характер звучания, разная подача. Но качественно — схожий уровень.

Начал с записи Count Basie and His Orchestra «April in Paris». В меру яркий и именно этим очень приятный звук. Это даже не яркость, это какая-то светлая жизнерадостная искристость, хорошо заметная, например, на духовых инструментах. На этой записи, достаточно старой, есть приподнятая середина и несколько заваленные края диапазона, но этот эффект не усиливается, а музыку, которая могла бы быть тускловато-резкой, тракт подает разборчиво и жизнерадостно. Да и детальность вытягивает весьма уверенно, и разборчивость инструментальных партий присутствует. Музыка не кажется простой или скучной, хотя огрехи и специфика записи хорошо слышны. 

Селектор входов на верхней панели

Подача в целом — да, она ламповая. С фактурностью, с долей теплоты, но нет вуали или явной мягкости, звук не смазывается. Даже на не очень хорошо прописанных фрагментах, где вступает весь оркестр, не возникает явной каши. Сцену по этой записи оценивать крайне сложно, но инструменты не слипаются, хорошо слышны и ведущие соло, и партии вторых планов — и все это как-то раздельно, воздушно. Слушать в таком виде интересно: звук и увлекательно-комфортный, и в то же время весьма информативный.

Второй альбом — Wes Montgomery «California Dreaming». Здесь хорошо слышна специфика записи, но звук не чрезмерно густой, есть воздушность и пластичность. Бас не самый глубокий, но естественный, разборчивый и с неплохой фактурностью. Середина яркая, насыщенная, детальная, но не крикливая. Верха — вполне присутствующие, тоже достаточно яркие, но тоже не крикливые.

Впрочем, и сглаженными их назвать сложно: какой-то подчеркнутой ламповой округлости звука не наблюдается, хотя характер все-таки достаточно мягкий. Неплохо разложены основные тона и послезвучия, есть протяженность и слитность звука, но нет ощущения, что тракт играет как-то упрощенно — он не слепляет звуки и не пытается играть крупными мазками.

Лампы входного каскада

Эмоционально звук увлекательный, в нем есть и некая уютная смягченность, и доля теплоты, но он не воспринимается как упрощенный — нет, информативность здесь весьма высокая. Подача, может быть, чуть тяготеет к камерной, но только в плане связки с акустикой и всей системы. Правда, когда достаточно крупная акустика играет аккуратно — в этом есть свое обаяние.

Она не пытается «накричать» на слушателя, а тактично заполняет пространство звуком. Музыка слушается легко и непринужденно. По крайней мере, для джазовых записей, при том не только для малых составов, такой подход очень уместен.

Кожух, закрывающий трансформаторы

После поставил Toshinori Kondo & IMA «Brain War». И в этом случае с одной стороны чувствуется свой собственный, чуть смягченный и чуть тепло-окрашенный, характер усилителя, но и характер записи узнается совершенно точно. Густая плотная середина, несколько зажатый звук, насыщенный, но в то же время динамичный: даже на сложных фрагментах именно динамики и детальности вполне хватает, музыка звучит естественно.

Да, есть некое ощущение переуплотненности звука, но это особенность самой записи. А система эту плотность точно не усиливает, а вполне успешно разбирает на составляющие, давая достаточно реалистичную картинку. Эмоционально музыка звучит подчеркнуто насыщенно, при этом есть хорошая разборчивость и вокала, и инструментальных партий: они раскладываются во вполне читаемый объем, естественное пространство.

Коммутация

Иногда мне немного не хватало объема баса: все быстро, фактурно, но не очень глубоко, хотя к качеству у меня вопросов не возникло. Переключился с акустики Revival Audio Atalante 5 на Unison Research Max 1 — контроль на том же уровне, слышно другую конструкцию и рупор, звук чуть острее, но немного более грязный — это и на записи как раз и присутствует.

Правда, первая связка была такой же по динамике, но детальнее, и в ней мне больше понравилась разборчивость сцены. Хотя оба типа подачи имеют равное право на существование (просто разные качества выходят на первый план), я все же вернулся к первому варианту акустики.

На примере альбома Marc Ribot's Ceramic Dog «Party Intellectuals» звук гуще по нижней середине, да и в общем гуще, чем я ожидал. Но при этом он детальный и разборчивый, динамичный. Музыка весьма плотная и насыщенная, но тракт вполне легко ее отыгрывает, вместе со всей ее плотностью и без каши, а что особенно приятно — без слипания образов и планов: даже перегруженные моменты позволяют читать отдельные партии.

При кажущейся легкой теплоте и смягченности звука именно разборчивость (особенно на средних частотах) такая, которую не каждый транзисторный усилитель может выдать. Плюс есть объем звука, насыщенность. И эти особенности вместе создают условия для эмоционально вовлеченного прослушивания, для сопереживания и восприятия эмоций. При этом чрезмерного вау-эффекта, который вызвал бы утомление через полчаса прослушивания, нет в принципе — есть ощущение, что ты можешь быть очень близко к музыке, можешь в нее погрузиться, но это контролируемый и комфортный процесс.

Защитная крышка Unison Research Simply 845

Запись Anton Batagov «An Evening Hymn». Очень естественное звучание фортепиано. Отлично слышно качество записи, легко можно вслушиваться в исполнение — музыку слушать очень интересно, легко и естественно. Приличная детальность и динамика, отлично слышны послезвучия, которые заснут реалистично. Приятная пластика звука, но при этом и хорошая естественная динамика. Конечно, есть и доля теплоты, и будто бы смягченность, но при этом звук не воспринимается как искуственный или окрашенный.

К такой подаче очень быстро привыкаешь, и это один из тех примеров, когда звук ламповый, но ламповый в хорошем смысле: с ламповой детальностью и фактурностью, но без плохого контроля акустики, без явно выпяченной середины, без смазанности деталей. Слушать интересно как музыку, так и исполнение. По передаче всего диапазона каких-то вопросов не возникает, все на своих местах. Звук детальный и динамичный, с хорошим объемом сцены и с ощущением пространства и воздуха. И, конечно, звук совершенно не жесткий и не колючий.

Unison Research Simply 845

В конце послушал запись произведений Чайковского и Глазунова. Звучание оркестра тембрально достаточно естественное. Есть некоторое смягчение звука, но это легкое общее ощущение — например, если вслушаться в то, как звучит солирующий инструмент, то его узнаешь и оцениваешь как вполне натуралистично звучащий. Но все же ощущение легкой мягкости и теплоты присутствует — и одновременно сочетается с приличной динамикой и детальностью.

Даже симфонические произведения звучат примерно так же, как и малые составы, не создавая тракту каких-то затруднений, которые можно было бы назвать падением качества или счесть за явную жанровость. Аккуратный бас, детальная середина, естественные неострые верха, а главное — хорошая слитность, цельность, звук не воспринимается частями и диапазонами.

Слушать музыку интересно, комфортно. И надо признать, что система играет красиво. Не так, чтобы вычурно, или подчеркнуто преукрашенно — но этот эффект есть, его нельзя отрицать. Просто того, что в сумме можно назвать окраской, здесь ровно столько, чтобы называться ламповым звуком, но не вызывать чувства неестественности, приукрашенности или излишней яркости. 

Выводы

Пожалуй, это один из примеров хорошего лампового однотактного усилителя. При всей многолетней истории похожих схем, у всех они звучат на выходе по-разному, а здесь мы можем наблюдать понятный и предсказуемый ламповый характер в его хорошем смысле. При тщательном выборе акустики и прочих компонентов системы результат может порадовать. 

Музыкальный материал

Anton Batagov – An Evening Hymn / Мелодия – MEL CD 1002533

Count Basie And His Orchestra – April In Paris / Verve Records – 521 402-2

Marc Ribot's Ceramic Dog – Party Intellectuals / Pi Recordings – PI27

Tchaikovsky, Glazunov - Maxim Vengerov, Berliner Philharmoniker, Claudio Abbado – Violin Concertos / Esoteric Company – ESSW-90069

Toshinori Kondo & IMA – Brain War / King Records – KICS 107

Wes Montgomery – California Dreaming / Verve Records – UCCU-9433

Unison Research Simply 845

920 000 руб.

Тип: полный ламповый усилитель

Режим работы: однотактный, в классе а с ООС

Глубина ООС: 14 дБ

Мощность: 23 Вт

Частотный диапазон: 20 Гц -50 кГц, +0 дБ; -1 дБ на 12 Вт

Входной импеданс: 47 кОм / 100 пФ

Используемые лампы: 2 x 845, 4 x ECC82/12AU7

Линейные входы: 4 х RCA

Линейные выходы: 2 х RCA (на запись, на сабвуфер)

Потребляемая мощность: 300 Вт

Размеры (ШхВхГ): 37 x 26 x 57 см

Вес: 30,5 кг