Кажется, фильмы, в которых Шарлиз Терон хлыщет из горла водку, страдая от экзистенциального кризиса, пора выделять в отдельный жанр. Ну, правда, уже как минимум второй раз этот эпизод встречается — первый я помню во «Взрывной блондинке», а теперь вот и в «Бессмертной гвардии» (The Old Guard) он появился.

И, если подумать, у нее масса поводов для этого самого кризиса. За несколько тысяч лет бессмертного существования их точно накопилось немало. Шарлиз Терон играет в этом фильме Андромаху, или Энди, скифскую воительницу, которая в какой-то момент на поле битвы поняла, что смертельные раны на ней затянулись и она вновь жива. Долгое время она была единственной бессмертной, участвовала в сражениях, скиталась по миру, даже воспевалась людьми, как богиня, но потом появились и другие. Сейчас Энди — глава команды таких бессмертных людей: двое из них встретились во время Крестовых походов, еще один впервые умер во время Наполеоновских войн. И эта команда по всему миру решает самые разные вопросы. Чаще всего те, в которых нужно кого-нибудь убить.

Но в современном мире им сложно оставаться незаметными — у всех вокруг телефоны с камерами на сотни мегапикселей, все всё снимают, и попасть в чужой кадр слишком легко. Еще сложнее оставаться незаметными, если вас кто-то очень хочет найти.

В истории фактически две завязки: в одной команду подставляет информатор, в другой же они узнают о появлении новой бессмертной, Найл. Неприятности всегда ходят стайками, и этот сюжет исключением не стал: нужно и предателя наказать, и новую девчонку как-то ввести в курс дела. А на плечах Энди все тот же груз ответственности, та же многотысячелетняя тоска, та же боль.

В основу легли одноименные комиксы, причем, в отличие от тех же Marvel и DC, здесь ситуация необычная: на момент релиза фильма вышло всего девять выпусков комиксов — то есть у истории есть лишь завязка, без серьезного развития. Это «Константина» с Киану Ривзом, например, снимали тогда, когда вышло уже более 200 выпусков и про него все было ясно, а здесь известна лишь общая идея. Такое часто встречается с аниме и мангой: у манги выходят несколько выпусков, они нравятся студии, она покупает права на экранизацию, и в итоге истории в манге и аниме развиваются параллельно, иногда даже не совпадая в серьезных сюжетных моментах.

С «Гвардией» ситуация действительно похожая — даже от такого сжатого комиксного оригинала у фильма в плане сюжета есть отличия. Но с учетом того, что сценарий писал автор комикса, Грег Рука, можно верить, что сделал он это не просто так, и у него есть план.

И идея-то замечательная. Да, истории о том, что бессмертие воспринимается теми, у кого его нет, как дар, а теми, у кого оно есть, как проклятие, существуют уже давно — но в «Гвардии» есть изюминка: даже такой человек, внезапно, смертен. Ключевое слово — «внезапно». И в один день он может играючи впитать в себя десяток-другой пуль, а на следующий не справиться с ножевым ранением. Эта особенность выстроенного сценаристом мира придает ему дополнительную перчинку.

С многовековой, но тихой тоской в исполнении Энди соседствуют и многовековая любовь в исполнении других персонажей, и тягучая, густая, темная усталость. Найл, новый член команды, пока не понимает ни того, ни другого, ни третьего, и даже своим свежеприобретенным бессмертием пользуется с неохотой.

Экшен качественный. Немного бесит постоянно трясущаяся камера, как в фильмах про конфликты на Ближнем Востоке, будто бы добавляющая документальности и реалистичности, но понять, кто кого и как ударил, можно — кадры не рвутся совсем внезапно, движения перетекают друг в друга. Хореография приятная, разнообразная, может, иногда излишне эффектная в ущерб логике — но не сильно.

Металлический свист топора, рассекающего воздух, конечно, гиперболизирован и слишком громок: такой свист вполне объясним в момент, когда тот же топор, например, вытаскивают из чехла, но не в момент размахивания в воздухе. И героям больно. То, что они бессмертны, не значит, что они бесчувственны. Охи, ахи, подкашивающиеся коленки — все это выглядит чуть реалистичнее, чем принято в комиксах. И нет океанов искусственной крови: она капает дозированно и к месту.

Главный минус фильма — это музыка. Она играет вообще не вовремя и не в тему, более того, она абсолютно незапоминающаяся, совершенно шаблонная — просто попса с медленным битом и сладким женским голосом. В фильм о персонажах, живущих сотни и тысячи лет, можно же было вставить что-то поинтереснее и постарше? Хотя я вполне допускаю, что весь бюджет у них ушел на хореографа и Шарлиз Терон, и на лицензирование музыки денег просто не осталось, поэтому пришлось в очередной раз звать Ruelle, треки которой в «Гвардии» ничем не отличаются от того же «Лофта», вышедшего шесть лет назад. И если в «Лофте» они казались хоть как-то в тему, с этими темными видами небоскреба, с тягучей атмосферой маньячества, то здесь совершенно не подходят ни по настроению, ни по темпу.

Вообще лоскутность «Гвардии» бросается в глаза. Связать друг с другом и экшен, и философские размышления о тщетности вечного бытия, и какие-то шуточки, и великие цели главных злодеев получается не очень хорошо: все эти моменты выглядят слишком разрозненными. Впихнуть даже такую короткую комиксную историю в двухчасовой фильм, не потеряв при этом каких-то сцепляющих все события друг с другом элементов, все-таки не удалось. Справедливости ради, и в оригинальном комиксе с этим все не так хорошо — но это беда всех первых выпусков, в которых хочется поскорее обрисовать общую идею и дать как можно больше информации в очень сжатом объеме.

Кстати, очень много сцен фильма показывают события при свете дня, в том числе и сцены с драками. Рассмотреть можно все, что хочется. И нет этого унылого синего светофильтра — цвета естественно-припыленные, только Найл одевается чуть ярче, чем все остальные (и в этом наверняка есть какой-то символизм).

Фильм простой, как пробка, и выглядит скорее первым эпизодом какого-нибудь сериала, а не отдельным произведением. Так что, судя по всему, «Гвардия» станет очередным комиксным конвейером. И это неплохо: она чуть более философична и реалистична, чем тот же Marvel, чуть человечнее. Да и на Шарлиз Терон смотреть — одно удовольствие.

Так герои выглядят в комиксе. Стильно

Актеры вообще подобраны очень хорошо — гвардия и в оригинале разношерстная. Кроме Терон в команду бессмертных вошли Маттиас Шонартс, Марван Кензари и Лука Маринелли, плюс Кики Лэйн, сыгравшая Найл. Вставки на языках, отличных от английского, с таким актерским составом смотрятся более чем уместно. Главного злодея сыграл Гарри Меллинг, большинству знакомый по роли Дадли Дурсля — и оставшийся таким же противным. Он ищет лекарство от смерти, но не из благородных побуждений, а исключительно ради миллионных прибылей: он глава фармацевтической компании. Найти гвардию ему помогает Чиветель Эджиофор, у которого есть своя мотивация для поиска бессмертия — спорная, но есть.

В общем, логики мало, завязка интересная, Шарлиз Терон прекрасная, на экшен смотреть приятно, картинка симпатичная — но нет цельности и с пафосом в паре мест все-таки перегнули. Для фильмов, выходящих в цифре, я использую такой показатель интересности: хочется мне промотать какой-то момент или нет. В «Гвардии» такой момент был один, ближе к концу — и это вполне неплохо. Особенно для ненапряжного выходного кинопросмотра.