Все течет, все меняется. Когда-то керамика была редким материалом в конструкции виниловых проигрывателей. А сейчас стала еще более редким. Карбоном же, наоборот, сегодня уже не удивишь покупателей, хотя еще недавно о нем никто не знал. Алюминий и сталь — были, есть и будут. Камень и стекло всегда были весьма редки, хотя используются давно. Все эти материалы можно найти в различных LP-проигрывателях. И все они по-разному сказываются на характере конструкций и на звуке.
Керамика в домашних условиях
Пожалуй, самые известные проигрыватели, где вы встретите керамику, — Rega. Раньше это были модели P7 и P9, а сегодня и флагманский RP10. Однако британские инженеры были не первыми, кто решил, что керамический основной диск — это хорошо. Еще в 80-х годах ведущий японский производитель промышленной керамики Kyocera (в те годы компания имела и побочное аудиоподразделение) в соавторстве с инженерами в Micro-Seiki создали проигрыватель Kyocera PL-910 с керамическим диском.
Другая японская компании C.E.C. пошла дальше и создала вертушку C.E.C. FR-XL1, в конструкции которой керамика заняла еще больше места — керамический композит использовался для изготовления деталей баз для тонармов, стола и диска. Но этих проигрывателей выпустили совсем немного (в том числе и по причине специфики использования керамики), встретить живой и не поврежденный аппарат — большая удача.
В наше время керамика часто встречается в подшипниках современных проигрывателей. Из нее делают не только вставки в стакан или опорные шарики, но даже опорные шкивы подшипников, сочетая их с магнитной поддержкой диска, например, так устроены некоторые модели Clearaudio.
В конструкции тонармов керамику практически не встретишь, разве только Pioneer одно время делал тонарм с керамической трубкой. Но некоторые тонармы комплектовались керамическими шеллами, например, хорошо известны и пользуются завидным спросом (несмотря на возраст в несколько десятилетий) шеллы SAEC ULS-3X или Victor PH-L1000. По конструкции они схожи, только цвет керамики и нюансы различаются.
Среди аксессуаров можно вспомнить керамические клемпы. Их делали разные производители, но, к примеру, модель Entre CS-4501 живет в моей системе и не торопится уступать кому-нибудь заслуженное место, и совсем не просто так. Из того, что выпускается и сейчас, можно упомянуть клемп производства английской Solid Spikes — он также изготавливается из керамики.
Керамические маты когда-то были популярны, но потом эта тенденция пошла на спад. Их делали Kenwoos (модель TS-10) и Audio-Technica (мат AT600).
В конструкциях головок звукоснимателей также не обошлось без керамики — именно из нее изготовлены корпуса некоторых картриджей семейства Denon DL-103. Увы, модели уже не выпускаются, хотя их еще можно найти на вторичном рынке и изредка даже в неиспользованном состоянии.
Тот факт, что керамика была редким материалом, а стала еще более редким, объясняется весьма просто. Как дерево ее не обработаешь — дорого и сложно. Если заказывать у Kyocera (компания живет и здравствует), цена получится существенной, потому что большие тиражи сегодня никто изготавливать не будет, а при объеме в десятки штук, сами понимаете, цена становится невменяемой для рынка.
Сама по себе керамика — материал очень интересный. Изначально она дает честный и неокрашенный звук. Но и с ней можно «переборщить», тогда картинка получится не столь радостной. Казалось бы, даже такая простая штука, как керамическим мат, и то подходит далеко не всем проигрывателям.
Карбоновый век
Еще недавно о карбоне никто не знал, а сейчас его можно встретить повсеместно, включая и производство LP-проигрывателей. Чаще всего из карбона делают трубки тонармов. Это логично — ведь сам материал стал доступнее. К тому же стали явно чаще встречаться головки с высокой податливостью иглодержателя, а значит, для них нужны тонармы с небольшой эффективной массой. Так же как нужны и недорогие тонармы, а в этом сегменте карбон тоже активно используется.
Пожалуй, основной вклад в популяризацию карбона внесла компания Pro-Ject. Но стоит упомянуть английскую Wilson Benesch — пионера в использовании углеволокна в самых разных областях аудио, от корпусов акустики до диффузоров динамиков. Отдельного интереса заслуживают тонармы A.C.T. и Nanotube. Но эти модели, кроме карбоновой трубки, известны очень необычной ее формой, просчитанной инженерами компании не для красоты, конечно, а с точки зрения резонансных и прочих механических свойств.
У Grand Prix Audio есть проигрыватель Monaco Turntable 1.5 с весьма странной конструкцией. Это прямоприводный аппарат со сложной системой вязкостного демпфирования диска. Карбон здесь стал основой корпуса, что, учитывая цену аппарата, вполне уместно. Однако сложно сказать, насколько сильно именно он влияет в данном случае на звук.
Карбоновые вставки в корпусах в качестве прослоек или поддерживающих элементов встречаются у проигрывателей Pluto Audio и ряда других малоизвестных производителей.
Из карбона также делают всевозможные стойки, подставки, маты, шеллы, проставки для крепления головок звукоснимателя, иногда и сами корпуса головок — вот здесь вариантов встречается очень много, нет смысла рассказывать обо всех. Важней то, каким свойствами обладает этот материал и насколько он уместен в LP-проигрывателях. Мне кажется, у него есть ряд привлекательных свойств. По моим наблюдениям, если он используется в матах, шеллах и проставках для головок, легко пересушить и «придушить» звук, нежели получить его нейтральным. Однако иногда карбон уместен и оказывает позитивное действие на звук.
За стеклом
Стекло, наверное, самый неоднозначный материал для LP-проигрывателей. Но нашлись разработчики, которые смогли его применить в аппаратах, порой удачно, порой не очень. Первенство (если говорить о массовости) здесь за английской компанией Rega. В средних моделях, как P3-24 (уже снята с производства) и ее реинкарнации RP3, а также у RP6 и RP8, стоят стеклянные диски. Причем в RP3 это просто стеклянный круг, а вот в RP6 и RP8 — составная конструкция из стеклянного круга и соединенного с ним стеклянного обода, закрепленного снизу. Учитывая специфические резонансные свойства стекла и его балансировку, решение получилось спорное. Но оно работает так, как того хотели разработчики.
Корпус из стекла еще несколько десятков лет назад встречался у культовой модели проигрывателя Transcriptor Skeleton. Правда, с одним большим «но» — стекло там было скорее внешней оболочкой и явного влияния на звук не оказывало.
Из более взрослых и серьезных аппаратов стоит упомянуть проигрыватель японского подразделения Audio Note — модель Ginga. Казалось бы, мелочь, но массивный диск аппарата дополнен стеклянным матом. И не для красоты это было сделано, ведь даже после смерти главного идеолога компании Хироясу Кондо, все ее разработки сохраняют свой уникальных характер.
Среди известных моделей больше всего стекла найдется в конструкции давно не выпускающегося проигрывателя Marantz Tt1000. Два толстых стекла являются основой стола-сандвича, и в этой модели установлен стеклянный мат. В сочетании с прямым приводом конструкция вышла необычной, но при правильном подходе она звучит хорошо. На мой взгляд, у этого проигрывателя коллекционная ценность в качестве арт-объекта явно выше, чем его ценность в качестве средства звукоизвлечения.
В других областях «винилостроения» стекло широкого распространения не получило. Думаю, это и хорошо — случаев, когда аудиофилы воюют со звуковыми эффектами аппаратной стойки со стеклянными полками и без того хватает.
Тектонический сдвиг
Несколько десятилетий назад Denon выпускала такую модель как DP-1800, у которой основой стола была каменная плита. И подобных экспериментов история знает немало, но далеко не все из них были удачными — все-таки и под понятием "камень" могут скрываться очень разные по свойствам материалы.
Весьма интересные корпуса из вулканического стекла обсидиана делались для проигрывателей серии Technics SP10. Даже сегодня эти корпуса пользуются большим спросом, так как по результатам экспериментов аудиофилов из разных стран стало понятно, что изготовить для этого фономотора корпус, лучший оригинального по свойствам, не так-то просто.
И у немецкой Dual была очень редкая в наше время вертушка с корпусом-столом из камня Dual Golden Stone. Механической основой для нее послужила модель Dual CS750-1.
Но не только в прошлом, и сегодня мысли «о камнях» посещают производителей. В качестве примера приведу продукцию норвежской Audiostone. Их проигрыватель со странным названием Pythagoras имеет не менее странную конструкцию — нечто среднее между аппаратной стойкой из камня и проигрывателем, по сути вмонтированным в верхнюю полку. Диск этой модели имеет металлическую основу, а сверху слой камня по толщине равный слою металла.
Среди современных, но не столь экзотических конструкций, назову Scheu Analog Cello Classic Line Timbre (кстати, недавно побывавший в нашей тестовой, см. номер Stereo&Video 5-6/2015). Его плита сделана из каменного сланца. В дополнение к весьма красивому камню использована шпонированная фанера. А между фанерой и камнем расположен лист из пробковой крошки. Получилось хорошо и по внешнему виду, и по звуку.
В конструкциях тонармов камень я не встречал, но для головок звукоснимателя камень используют и весьма часто. Необычный пример — японская Koetsu Blue Lace Onyx Platinum с корпусом из голубого оникса. В год компания выпускает два экземпляра по цене около 15 000$, а для перфекционистов возможна версия с алмазным иглодержателем за 20 000$. Насколько я помню, это самая дорогая модель Koetsu, но далеко не единственная с корпусом из камня. К сожалению, насколько интересным получается результат, я не скажу — эксперимент слишком дорог.
Среди аксессуаров чаще всего встречаются каменные клемпы, хотя если вспомнить, до какой степени «экзотичности» можно дойти и посмотреть на гранитные маты производства Supreme-Analog, уже сложно будет чему-то удивиться.
И все это лишь малая часть примеров использования разных материалов в проигрывателях виниловых пластинок. И да, материалы влияют на звук. Тем самым дополнительно усложняют нам поиск идеального LP-проигрывателя. Но и делают его интереснее.
Первая часть: Из чего только не делают проигрыватели виниловых пластинок. Часть первая, деревянная