Все знают, что профессия космонавта опасна и трудна. Вот об одном из таких эпизодов и решили снять новый фильм 2017 года. Это история спасения аварийной станции «Салют-7» командой корабля «Союз Т-13» в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Кино обещало быть зрелищным, а просмотр оставил неоднозначное впечатление.
Фильм явно снимался на волне недолгого интереса к тематике космических полетов в США и у нас тоже. Вспомним их «Гравитацию» и наше «Время первых».
С первого взгляда кажется, что новый фильм вполне удался. Съемки просто замечательные: невесомость, виды открытого космоса и Земли из иллюминаторов, интерьер станции, воссозданный в мельчайших подробностях. Такого качества компьютерной графики в отечественных фильмах про космос я точно не припомню!
Сценаристы картины опирались на реальные события, однако были внесены некоторые изменения в биографии героев, поэтому актерам пришлось выступать под вымышленными именами. Вместо Джанибекова космонавт Владимир Федоров (актер Владимир Вдовиченков). Вместо Савиных — Виктор Алехин (актер Павел Деревянко). Руководителя полетов Валерия Рюмина, в фильме Шубина, играет Александр Самойленко. Фамилию эпизодически возникающей Светланы Савицкой тоже поменяли на Лазареву, ее роль исполнила Оксана Фандера. Нашлось место и семьям космонавтов. Лилию Савиных — в фильме Алехину — играет Любовь Аксенова. А вот имя жены Джанибекова, тоже Лилии, поменяли на Нину, в фильме Федорову (Мария Миронова). Решили, видимо, что нечего двум лилиям рядом цвести. Вот только у персонажа руководителя высокого ранга Шумакова (Виталий Хаев), похоже, реального прототипа не было.
Что можно сказать об игре этого актерского состава? В целом она замечательная! Актеров на роль космонавтов подбирали так, чтобы внешне они максимально соответствовали реальным Джанибекову и Савиных. Экранный Федоров — брутальный, резкий, местами хамоватый, но при этом профессионал. Алехин, вежливый и немного застенчивый интеллигент-инженер, в противофазе с командиром экипажа. И тем не менее они дружат.
Только Нина Федорова выглядит немного картонно. Она ненавидит полеты мужа в космос, хотя лично ей это приносит и почет, и достаток в семье, а супругу — карьеру-мечту и авторитет в глазах окружающих. Их диалог в ЦУПе (в критический момент на орбите) кажется ненужным и одновременно просто необходимым в данной ситуации.
На Земле и на орбите разыгрываются нешуточные страсти. Нагнетается атмосфера, происходят катастрофические события, у Алехина даже начинаются панические атаки и галлюцинации. При этом актеры на высоте, все выглядит реалистично. Александр Самойленко (Шубин) отлично справился с воссозданием атмосферы общей нервозности в ЦУПе в этот период.
Нашлось место и мелочам, и некоторой доле юмора. Водку на борт реального «Салюта-7» действительно провезли контрабандой, тем и согревались.
Джанибеков и правда сказал при входе на станцию: «Колотун, братцы!» (его экранный двойник Федоров в точности воспроизводит эту фразу). Исторический замерзший плевок тоже воссоздали.
Кажется, российский кинематограф снял лучший фильм про космос за последние годы, тем более, что все сопровождается красивыми видами станции и окрестностей. Увы. Исторический ремонт в реальности прошел, хотя и со сложностями, но недостаточно драматично. Поэтому, очевидно, сценаристы решили добавить остроты, чтобы зритель не заскучал. И так этой остротой сюжета увлеклись, что создали практически новую историю про ремонт какой-то другой космической станции, которая почему-то тоже называлась «Салют-7». Чтобы не раскрывать карты сценаристов читающим, тем, кто еще не успел посмотреть фильм, просто опишу ход реальных событий, связанных с этой историей. Потом вы уже сами сможете сравнить и оценить масштабы полета фантазии авторов сценария.
25 июля 1984 года в составе экспедиции «Союз Т-12» космонавты Светлана Савицкая и Владимир Джанибеков выполнили ряд работ специальным инструментом (включая сварку) на «Салют-7» в открытом космосе. Выход закончился успешно, без происшествий. После завершения миссии «Союз Т-12» Джанибеков был отстранен от длительных полетов более чем на 100 суток, поскольку после экспедиции должен был пройти реабилитацию и медосмотр.
11 февраля 1985 года связь со станцией «Салют-7» прервалась. По резервному каналу связи было установлено, что станция обесточена. Поскольку в полете, потеряв управление, станция отклонилась от оси, автоматическая стыковка исключалась. Необходим был маневр облета в ручном режиме управления «Союзом». Наибольшим опытом ручного управления кораблем «Союз» при стыковке обладал Джанибеков — комиссия допустила его к полету, но оставила ограничение на длительность. Стыковка прошла успешно, хотя и заставила членов экипажа понервничать. Как сказал позже Джанибеков, если бы станция еще и вращалась, стыковки бы вообще не получилось. Перед открытием люка космонавты с помощью специальной трубки проверили давление воздуха на станции и состав атмосферы. Тем не менее их заставили надеть противогазы, после чего они вдвоем проникли внутрь.
Внутри было очень холодно, на стенах виднелся небольшой слой инея. Система водоснабжения «Родник» замерзла и треснула, некоторое количество воды вытекло и тоже заледенело. Космонавтам пригодились взятые с Земли теплые вещи, им приходилось работать на станции по очереди.
Космонавты подключили солнечные батареи напрямую к аккумуляторам, потом маневрами корабля «Союз» сориентировали станцию так, чтобы на панели падал солнечный свет. Станция стала отогреваться, но это создало новую проблему: растаявшая вода растеклась повсюду тонким слоем, покрывая провода.
Пришлось срочно собирать все подручные средства и протирать воду. Особенно опасались замыкания в случае, если вдруг вода попадет на провода.
Возникшее замыкание от воды было опасно тем, что могло вызвать еще больший выход аппаратуры из строя и даже пожар. К счастью, замыкания и пожара в этом полете не произошло.
Восстановив функционирование большинства узлов станции, появилась возможность принять грузовик. 23 июня 1985 года «Прогресс-24» привез грузы и питьевую воду, которой теперь не хватало. Космонавты вышли в открытый космос и установили дополнительные панели солнечных батарей. 17 сентября прибыл корабль «Союз Т-14» с еще тремя космонавтами на борту. Впятером работа пошла веселее.
26 сентября 1985 года на корабле «Союз Т-13» Джанибеков вместе с Георгием Гречко вернулись на Землю . Савиных остался на станции. За этот полет он получил вторую Звезду Героя. Джанибекову Звезду не дали — у него и так их было две — зато присвоили звание генерал-майора авиации.
Идея, что американский «Шаттл» может причалить к аварийной станции, действительно витала, но всерьез ее никто не рассматривал. У «Шаттла» просто не хватило бы топлива выйти на орбиту «Салюта». Не говоря уже о том, чтобы загрузить станцию целиком в грузовой отсек и спустить на Землю. «Шаттл» мог спустить с орбиты не более 14,4 тонны, а станция весила более 20 тонн. Кроме того, сам процесс загрузки такого массивного неуправляемого объекта в «Шаттл» вряд ли был возможен. Да и никаких особых секретов на «Салюте-7» не было — это был чисто гражданский проект, в отличие от прошлых собратьев «Алмаз» (их запускали тоже как «Салюты»). Реальный челнок «Шаттл», стартовавший с мыса Канаверал в тот период, вез станцию SpaceLab. Но если бы показанный в фильме ремонт действительно имел место в реальности, если бы его удалось сфотографировать с пролетавшего близко «Шаттла», этот кадр однозначно стал бы символом всей советской космонавтики в западных СМИ.
Настоящей причиной аварии на станции «Салют-7» стал датчик заряда 4-й аккумуляторной батареи. Он все время определял, что батарея заряжена, и отключал зарядку всех остальных батарей, чтобы те не перезаряжались сверх меры, поскольку каждый из датчиков мог блокировать все остальные. Аккумуляторы так вообще не заряжались, и станция постепенно начала отключаться и остывать. Датчик этот находился внутри корпуса станции, для его ремонта не надо было выходить в открытый космос в скафандрах. Кроме того, космонавты сразу подключили ток от солнечных батарей к аккумуляторам, минуя всю автоматику.
Резюме: отлично снятый фильм с чудесной игрой актеров и великолепной графикой. Однако наши российские сценаристы обычно живут в своей, параллельной реальности, идеях о другом СССР, который нам уже не раз показывали (в фильме «Ледокол», например).