Динамический компрессор - основной девайс (либо аналоговый, либо цифровой, либо вообще плагино VST виртуальный) студийной обработки звука. Каждый сигнал с микрофона проходит через компрессор еще на этапе многодорожечной записи. После чего компрессор используется при мастеринге, а иногда еще и при сведении. Наконец, для винила добавляется специальный компрессор - многополосный/частотнозависимый, некая "смесь" с эквалайзером. Классический эквалайзер (графический или параметрический) в быту известен больше, да и применение гораздо проще, интуитивно понятнее. А вот с компрессором и его антиподом экспандером у меломанов, как правило, сплошные непонятки.

В эпоху глобально пережатого аудио контента, в том числе на CD, "стриме" и "хайрезе" динамический компрессор в быту актуален пожалуй лишь для SACD. Что-ж, супер формат способен зазвучать гораздо живее даже на сверх бюджетном аудио. Главное, не злоупотреблять, уподаваясь разжигателям войны громкости, т.к. всё есть яд и всё есть лекарство. Что же касается нонешних массовых форматов, явно предназначенных для расхожего портатива, то рекомпрессирование для них это то, что доктор прописал чуть ли не поголовно. Иначе подбор аудио компонентов ( дорогих), а тем более итерирование недешёвых кабелей - мёртвому припарка. Разные версии компрессии в разных "изданиях" на звучании сказываются гораздо заметнее.

Упрощённо говоря, компрессор сужает динамический диапазон аудио сигнала. Другими словами, динамический компрессор притупляет мощные звуки, скругляя-срезая макушки амплитудных всплесков, а слабые звуки наоборот, подтягивает, делая их более громкими. Причем весь сигнал в целом уплотняется по динамике, как следствие, при одинаковом усилении звучит громче. При выполнении первой задачи неизбежно плодятся искажения (иногда ещё и нелинейные), а со второй пролезают разные шумы (фона, ленты и т.п.). Поэтому требуются очень умелые ручки и очень чуткие ушки.

У динамического компрессора пачка хитрых настроек, крутить которые надо с чувством, с толком, с расстановкой.

[1]:

Порог (threshold) — уровень, выше которого начинается компрессирование.

Атака (attack) — время до срабатывания компрессора, обычно этот параметр измеряют в миллисекундах.

Уровень компрессии (ratio) — указывает, во сколько раз компрессор уменьшит уровень звука над порогом.

Спад (release) — указывает, в течение какого промежутка времени звук перестает подавляться.

Усиление (gain) — задает усиление сигнала на выходе компрессора, делая композицию громче. Таким образом компенсируется Gain reduction (понижение уровня, сделанное компрессором).

Так называемый лимитер , по сути, тот же компрессор, но с более "жёсткими" настройками. У лимитера значение времени атаки сведено к минимуму. Но главное, пиковые амплитуды звуков не плавно скругляются, а просто срезаются выше указанного порога. Наконец, "обрезание" компенсируется гейном "во всю ивановскую..." В итоге при воспроизведении такого обрубка получается максимальная громкость. Что используется "и в хвост и в гриву" на современных сидюках, стримах и хайрезах. Клиппинг умудряются наплодить даже в 24 битах, который иногда прячут нормализацией под -0.2 дБ (например). И вина тому не в компрессоре, и не тех, кто его применил, а в продюсере.

на картинке "компрессия" и "лимитинг" еще без гейна

"Есть и еще один неявный эффект компрессии: в зависимости от значений атаки и спада вполне возможно создать пространство в композиции даже без дилэя или ревера. Чем больше значение атаки и меньше релиз, тем ближе слушатель ощущает инструмент. И наоборот: при маленькой атаке и большом релизе инструмент уходит на задний план" [1]. 

Teletronix LA-2A — лампово-транзисторный одноканальный "выравнивающий" усилитель (leveling amplifier). 

Рынок компрессоров перенасыщен, программных эмуляций и того больше (>100 евро за одну примочку), но хороший бесплатный плагин компрессора еще найти надо. Фубаровский скорее на безрыбье. Давеча прикинул в LabView свою без ложной скромности оригинальную идейку автоматического компрессора, не требующего настроек вообще и подгоняющего свои параметры исходя из минимальных привносимых искажений. Я не пытался скопировать легендарные модели компрессоров, любое заимствование чисто случайно. Работает великолепно, осталось на С++ в виде VST плагина реализовать.

"Сегодня компрессию используют очень активно, так как простые слушатели воспринимают более громкий звук как более качественный, хотя на самом деле динамика у него хуже."[1]

Существует в разных реализациях и декомпрессор, он же экспандер, который расширяет динамический диапазон аудио сигналов. Естественно, при этом исходный сигнал точь-в точь не восстанавливается. Попытки просто растянуть обрубленное (или загнанное в дискретность) чаще не увенчаются успехом. Хороший экспандер придумать и сделать гораздо сложнее. Бесплатных приличных экспандеров пока найти не удалось.

При записи экспандеры настраивают особым образом, чтобы снизить фоновые шумы. В этом случае порог срабатывания должен быть установлен чуть выше шумового фона [1]. С целью же восстановления динамического диапазона при воспроизведении перекомпрессированных сигналов требуются совсем иные настройки, да и алгоритм желателен "заточенный".

Для примера возьмём явно переуплотнённый 4й трек "Bicycle Race"с альбома Queen "Jazz" (UICY-40256)

https://disk.yandex.ru/d/Qs5h7y55nNbkng [оригинал, flac, ~22Mb - 1й вариант]

Оригинал 4-го трека , клиппинг налицо

и сравним с его декомпрессированным обычным "софтовым" экспандером:

https://disk.yandex.ru/d/rTNtORd1qYh7SA [восстановленный, flac, ~22Mb - 2й вариант]

Обработанный экспандером

И под занавес тот же "оригинал", но улучшенный неким энхэнсером:

https://disk.yandex.ru/d/HzbmrXaHgptj-Q [реанимированный, flac, ~22Mb - 3й вариант]

Обработанный энхэнсером

Какой благозвучнее на ваш взгляд???

PS

Улучшалка Enhancer восстанавливает срезанное лимитерами за счёт тонкой фильтрации. Но это уже другая история.

[1] https://habr.com/ru/company/leader-id/blog/531672/

[2] https://nssound.ru/poleznye-materialy-i-programmy/besplatnye-vst/

[3] https://pop-music.ru/articles/kompressory-audiosignala-ot-ponimaniya-k-primeneniyu/