В современном мире цифровых технологий, искусственного интеллекта и потоковой передачи музыки существуют небольшая, но влиятельная группа аудиофилов, которые стремятся к аналоговым записям на аналоговых носителях. Источники и опыт прослушивания лент, винила, проигрывателей пластинок или магнитофонов на несколько сотен килограммов. В этой области аудио-вселенной в Словакии есть всемирно признанные эксперты. Компания SEPEA audio построила в Нови Месте-над-Вагом – оазис для аудиофилов, где аналоговые записи производятся в студии с роялем Steinway, где ряды полок с ремастерингом старых аналоговых записей и где реставрируются магнитофоны для ценителей со всего мира. Об этом всем увлекательном мы поговорили с владельцем компании Sepea Петером Седлаком.
Зачем сегодня в современном цифровом мире кому-то нужны аналоговые записи?
П.С. - Причин много, некоторые реальные, некоторые «выдуманные». Ностальгия старого поколения, выросшего на виниле и катушках с лентой, безусловно, играет свою роль, как и процесс распаковки пластинок, игра на граммофоне, движение тонарма с иглой на пластинке... Это вообще такой ритуал, что он особенно нравится тем, кто не слушает музыку в качестве фона, но ожидает вовлечения и полновесных впечатлений.
Такой ритуал важен для сосредоточенного слушания, потому что он поможет человеку приготовится воспринимать музыку и сосредоточиться на ней. При прослушивании музыки в хорошем качестве на соответствующем оборудовании, отличие звука аналоговой записи на пластинке действительно слышно по сравнению с цифрой и тем более на мастер ленте. Звук этот, к слову, вернее и более похож на оригинал, особенно в случае записей с акустическими инструментами.
Можно ли сказать, что такой звук теплее, якобы?
Я бы не сказал, что это теплее, потому что это просто тембр звука. Когда у вас есть, например, ламповый усилитель или магнитофон, они субъективно создадут для вас более теплый звук. Однако более теплый звук может быть и не более естественным и верным. Также можно получить более теплый звук и с компакт-диска.
Усталость от прослушивания музыки – это интересная тема для других специалистов - рецензентов, организаторов тестов?
Много слушать, это тоже входит в мои рабочие обязанности - я много слушаю. Когда я слушаю потоковую музыку, компакт-диски или даже SACD уже через два-три часа я чувствую усталость и теряю внимание, мысли убегают к житейским проблемам.
Когда я прослушиваю аналоговые записи, то часто остаюсь в студии часов до четырех утра, а то и на следующий день...
Иногда я просто не понимаю, какое сейчас время суток. Я могу сконцентрироваться на музыке и впитывать ее в гораздо больших количествах. Я спрашивал об этом экспертов в разных областях, но ни у кого не было точного научного ответа, но у меня есть друг-врач с теорией о том, что мозг работает при любых источниках получения цифровой информации, как компьютер. И поэтому, даже если вы думаете, что прослушивание цифровой музыки расслабляет ваш мозг, ему приходится все время работать. Например, когда вы смотрели телевизор, в котором была частота 50 Гц, то у вас спустя долгое время еще болят глаза и вы устали, потому что мозг составляет из движущихся точек полную картину.
При восприятии аналогового сигнала эта проблема исчезает.
Как вы попали в аналоговый мир?
В детстве у меня был магнитофон, я забрал его от родителей. Он был при социализме и у нас была проблема с покупкой зарубежных пластинок. Такой захватывающий ритуал работал тогда в Братиславе, когда каждый, у кого была новая пластинка, одалживал ее другу на час, чтобы тот проиграл и записал на пленку и передал другому... пластинка за день могла объехать всю Братиславу )))
Моя родная профессия — кино и телевизионная звукорежиссура и в мое время все кинопроизводство было замешано на аналоге, лентах и магнитофонах, поэтому я знал, как они работают. Примерно 18 лет назад я был в студии, которая была буквально разобрана на части, а в углу был сломанный студийный магнитофон, и кто-то, должно быть, его молотком крушил. Мне его стало жаль, поэтому я купил его. Я нашел техника, который знал, как это починить, и кто-то дал мне первые студийные аналоговые записи, потому что они просто тусовались у него дома.
Я стал все больше и больше интересоваться темой, пока я не основал свою компанию. Сначала с одним техником, но мы постепенно росли... Спрос на аналоговые магнитофонные записи и ремонт профессиональных магнитофонов расширился до такой степени, что я забросил свою первоначальную профессию и решил уйти и посвятить себя только этой области аналоговой записи.
Вы купили в городе Нове-Место-над-Вагом бывший цех обслуживания комбайнов в фермерский кооперативе и создали в нем мастерские для восстановления магнитофонов и создания аналоговых записей. Итак, ваша деятельность относительно широка...
Нам нужно было большое здание, в котором было бы достаточно места для студии звукозаписи с большим роялем, где можно было бы записать акустические инструменты, где был бы высокий потолок и достаточное количество помещений по обслуживанию магнитофонов, большой склад запчастей и все остальное для деятельности, с которой мы имеем дело.
Наша основная деятельность это мастерская, в которой в настоящее время восстанавливаются магнитофоны. Кроме того, мы делаем ремастеринг старых записей или записи классической и джазовой музыки на лентах в так называемом мастер-качестве. Вы не получите этого, записав компакт-диск на магнитофонную ленту, ибо у вас должен быть аналоговый оригинальный носитель, то есть ленты, на которых была записана музыка и которые раньше использовались для изготовления матриц для производства компакт-дисков и пластинок. Мы имеем дело также с распространением музыкальных носителей - мастер-копии на ленте, пластинки и SACD, продаем аксессуары для магнитофонов, виниловых проигрывателей, студийных усилителей и т. д.
А как могут разместиться большие группы в вашей студии?
Это зависит от типа и состава музыкального коллектива. Например в хоре может быть больше участников, чем в большом оркестре. У нас главная студия площадью более 300 м2.
Какие в аналоговой записи требования к исполнителям?
К ним безусловно предъявляются повышенные требования, потому что сегодняшние музыканты привыкли к широкой возможности редактирования цифровой записи. Как говорит мой друг Ян Лжичарж, который записывает в аналоге классическую музыку в Праге для Супрафона: "Музыканты сегодня считают, чтобы им было достаточно спеть и они бы просто сыграли гамму, а мы были бы за них рады, что они еще что-то "режут". Он рассказал мне о своем сотрудничестве со скрипачом Йозефом Суком, когда они записали всю пластинку в аналоге на "три хлопка" и два оставшихся часа можно было потратить на пиво..
Вы ещё упомянули, что в настоящее время ваша основная деятельность – реставрация и ремонт магнитофонов. Откуда и кто ваши клиенты?
Сейчас ожидает реставрации 23 магнитофона, из них один из Индонезии с Бали, четверо из Индии, один из Англии, двое из Литвы, четверо из Польши... просто весь мир. Есть несколько компаний, которые посвящены в ремонт студийных магнитофонов, но почти все они работают только с одной маркой. Мы делаем все самые известные бренды, это Studer, Telefunken, Nagra, Stellavox, частично также Ampex, и у нас есть хорошие рекомендации. За более чем пятнадцать лет у нас в базе данных около 4500 постоянных клиентов. Речь идет больше о студиях звукозаписи, но есть и частные лица.
(мой выборочный перевод, ваш BigD)
Sepea Audio, Peter Sedlak