Хиты концертных залов и премьерные записи малоизвестных композиторов. Молодые виртуозы-самородки и коллективы с вековой историей. Барокко, напоминающее минимализм. Итак, продолжаем обзор современных записей классической музыки, вышедших в конце прошлого года и начале нынешнего. Рассказываем в жанре «Классика для чайников» — простыми словами о приятных произведениях, которые стоит послушать в любом случае.

Seong-Jin Cho, Yannick Nezet-Seguin, Chamber Orchestra of Europe «Mozart: Piano Concerto N°20 K466 – Sonatas K281 & K332»

«Люблю играть Моцарта, но не потому, что он легче, чем другие композиторы, просто его музыка очень радостная. И многослойная», — говорит Чо Сон Джин. И считает, что моцартовская музыка — она «оперная», поэтому стоит играть её не очень строго, но— свободно.

Вообще-то он и сам по себе феномен. Юный самородок из Сеульской консерватории, откуда никаких звёзд не выходило, он уже лет с 15 начал выигрывать международные конкурсы (позже, в 2011 — III премия Международного конкурса им. П. И. Чайковского; в 2015 выиграл в Варшаве Международный конкурс пианистов имени Шопена) и подписал контракт с Deutsche Grammophon. В Москве сам Николай Петров покойный о нём отзывался в превосходных выражениях, отмечая особенно звук и чувственность молодого музыканта.

В 2016 DG выпустил его феноменальное исполнение Первого концерта Шопена, два года спустя — этот альбом, с Моцартом. Здесь — популярный Концерт №20 для фортепиано ре-минор (третья часть которого предвосхищает финал 40-й симфонии), где оркестр играет плотно и с драйвом, а пианист в обширных сольных кусках — вдумчиво, с блеском и чувством. Какое-то почти джазовое ощущение свободы и радости. А в Сонатах оно только усиливается.

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Rikke Sandberg «Stolen Moments. Johannes Brahms. Solo Piano Works»

Ещё немного об известных фортепианных произведениях в новых интерпретациях. Рикке Сандберг из Дании, конечно, не такая звездная, как предыдущий товарищ, но мастер. Романтичный и в меру помпезный фортепианный Брамс — это, наверное, на все вкусы.

Безусловный хит тут — партита ре-минор Баха для скрипки соло в транскрипции Брамса (для левой руки) и в переложении самой Сандберг. Видимо, сверхзадача у нее такая была, «починить» что-то у классиков; приятная пьеса — местами как будто этакий минимализм в стили барокко!

Apple.Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Chor des Bayerischen Rundfunks «Beethoven: Mass in C Major & Leonore Overture No. 3»

Наконец, самое новогоднее, рождественское и вообще духоподъёмное. Праздники, конечно, прошли, но — сгодится на зиму, на весь год и до следующего Рождества. Хор и симфонический оркестр Баварского радио под руководством выдающегося дирижёра Мариса Янссонса исполняют Мессу До-мажор Бетховена (1807 года) одновременно мощно и прозрачно, пафосно и тонко.

Поздний Бетховен, от которого дух захватывает, по-простому если. И очень симпатичный финал альбома — увертюры оперы «Леонора» №3.

Apple.Music, Deezer


Elan Quintet «Georges Onslow: String Quintets, Vol. 3 - Nos. 28 and 29»

Имя этого композитора не сказать, чтоб известно всем и каждому, но тем оно интереснее. Андре Жорж Луи Онслов — французский композитор английского происхождения, живший и творивший в первой половине XIX века. Самое авторитетное издание о классической музыке, словарь Гроува, замечает, что Онслов — «один из немногих французских композиторов своего времени, в чьём творчестве центральное место занимала камерно-инструментальная музыка». Написал более 70 струнных квартетов и квинтетов, десяток фортепианных трио. А лучшие его сочинения, согласно экспертной оценке составителей словаря, «характеризуются интересным, запоминающимся тематизмом и свидетельствуют о незаурядном и разностороннем мастерстве их автора».

Онслов — интересная личность: богатый, независимый, француз по матери, англичанин по отцу, разъезжавший по Европе, слушавший всё лучшее-современное. Эдакий мажор, занимавшийся чистым искусством, музицированием в своё удовольствие. Человек-оксиморон: дилетант и сильный своеобразный композитор одновременно.

Elan Quintet уже несколько лет записывает камерную музыку Онслова, причём часто это вообще премьерные записи. А музыка, между тем, очень интересная и увлекательная: Онслов – мелодист от бога, к тому же мастер, работавший на себя, без заказов от сильных мира сего, как тогда было принято. И его музыка звучит как-то стильно, извините за такой утилитарный термин, и современно. Это можно было б назвать лаунжем позапрошлого века, но она гораздо, гораздо глубже.

Apple.Music


Les Siecles & Francoise Xavier Roth «Claude Debussy: Jeux»

2018 – столетие смерти Дебюсси. Про серию альбомов с фортепианными произведениями Дебюсси на лейбле Harmonia Mundi мы писали в прошлом обзоре. А этот, с оркестровыми произведениями, исполненными на инструментах той эпохи, начинается прям с хрестоматийного произведения французского композитора: «Послеполуденный отдых фавна» (см.видео, «Отдыхом» дирижирует Рот, но оркестр – другой).

Сама по себе – чудесная тонкая вещь, с таким своеобразным мерцающим мелодизмом, но ещё и подводит к менее очевидным произведениям, Jeux и «Ноктютны». Дирижирует знаменитый Франсуа Ксавье Рот, флейта – солистка оркестра Les Siecles Марион Ралинкур.

Apple.Music