Восхождение хип-хопа за последние полвека, с улиц Бронкса на вершины чартов и стриминговых плейлистов, стало возможным отчасти благодаря новым музыкальным технологиям, соединившим миры аналогового и цифрового продакшена. От драм-машин и цифровых сэмплеров до модифицированных вертушек — хип-хоп-музыканты брали относительно новые для того времени музыкальные инструменты и переделывали их до такой степени, что это стало определять не только развитие техники, но и всего жанра.

В то время как большинство исполнителей, создающих музыку в 2023 году, возможно, начнут с ноутбука, наполненного оцифрованными звуковыми ландшафтами, многие из текстур, предустановленных в современном музыкальном программном обеспечении, были непосредственно вдохновлены этими громоздкими металлическими и пластиковыми фрагментами оборудования, искусно созданными лучшими инженерами мира. Читайте дальше, чтобы узнать о важнейших технологиях хип-хопа и о том, что может появиться в будущем.

Roland TR-808 и появление драм-машин

Знайте, что успех в любой отрасли приходит тогда, когда название конкретного инструмента или продукта становится универсальным обозначением для всех прочих — как Google или Kleenex (известный с 1924 года бренд одноразовых салфеток — прим. перев.) Именно это и произошло с драм-машиной Roland TR-808, впервые выпущенной в 1980 году. За прошедшие 40 лет этот продукт, вероятно, прозвучал в тысячах треков, от Марвина Гэя (Marvin Gaye) и Африки Бамбаатаа (Afrika Bambaataa) до рэпера Йе (Ye), когда-то известного, как Канье Уэст (Kanye West).

Roland TR-808 до сих пор используется в некоторых сценариях, но чаще авторы и слушатели используют термин «808» для обозначения различных драм-машин, многие из которых были созданы под влиянием этого «центра моды». Успех драм-машин в стиле 808 в рэп-музыке привел к широкому распространению этого стиля звучания во всем — от кантри до рока.

Сэмплеры

Невозможно обсуждать хип-хоп, не затронув тему сэмплирования — процесса взятия фрагмента аудиозаписи из одной песни и его переработки для создания нового произведения. Этот процесс заимствования и переосмысления музыки — основополагающий для развития современного хип-хопа, да и вообще музыки. И во многом он стал возможен благодаря появлению в начале 80-х годов на рынке разнообразных портативных и относительно доступных цифровых сэмплеров.

Предприимчивые авторы и раньше находили способы манипулирования звуком для создания сэмплов, но появление серии Akai MPC и ее конкурентов привело к тому, что новое поколение музыкантов стало исследовать звуки, которые со временем стали основополагающими для ритмов, используя совсем немного оборудования. Это также привело к новой эре сложных исков по авторским правам, которые рассматриваются и по сей день.

Диджеи переосмысливали скромный проигрыватель винила

По своей сути проигрыватель винила — это просто часть плеера, которая озвучивает пластинку во время ее воспроизведения. Те, кого сегодня называют «вертушечниками» (англ.: «turntablists»), превратили простой процесс микширования одной пластинки с другой в самостоятельную форму искусства.

Первые пионеры хип-хопа, такие как DJ Kool Herc и Grandmaster Flash, научились манипулировать вертушками для создания брейкбитов и пресловутых скретч-звуков, неразрывно связанных с хип-хопом конца 80-х и 90-х годов.

Бумбоксы — поделились музыкой с соседями

Тяжелые, размером с чемодан, культовые бумбоксы 90-х годов могут показаться пережитком по сравнению с бесконечно продвинутыми и более портативными колонками Sonos или Bose, но они сыграли важнейшую роль в наполнении городских улиц музыкой и привлечении обывателей к участию в процессе создания музыки или ее восприятию.

Бумбоксы производства Sharp, Toshiba и Fisher помогли породить эпоху рэп-баттлов, брейк-данса и других важнейших элементов хип-хоп-культуры, определяемых коллективной энергией и участием.

Портативный CD-плеер помог сделать музыку оригинальной

Портативные проигрыватели компакт-дисков стали своевременной противоположностью громким и тупым устройствам, созданным на основе бумбоксов. Выпущенные в конце 1980-х годов портативные CD-плееры пришли на смену кассетам и предоставили слушателям возможность легко получать музыку в индивидуально, на своих условиях и в любое время.

Присущая наушникам, подключенным к CD-плееру, интимность давала дополнительную возможность левоцентристским исполнителям или ломающей стереотипы нетрадиционной музыке завоевать свою аудиторию. Это фундаментальное изменение в восприятии музыки массовым потребителем продолжается и по сей день: специфические хип-поджанры и эклектичные мэшапы находят свое место в плейлистах и на других платформах, ориентированных на специфические жанры.

Синтезаторы

Звуки современных синтезаторов стали неотъемлемой частью всего, от современной музыки до партитур к видеоиграм и фильмам, но отчасти эта популярность связана с возрождением использования этой технологии ранними хип-хоп-музыкантами.

Особенно выделялся синтезатор Moog, впервые созданный американским инженером Бобом Мугом в 1964 году. Он начал часто попадаться в записях таких культовых исполнителей, как Джей Дилла (J Dilla), а потом и Доктора Дре (Dr. Dre). Несколько прорывных записей того времени, использовавших электрический звук, помогли ему войти в мейнстрим на десятилетия вперед.

Автотюн

Автотюн, цифровой инструмент, предназначенный для коррекции высоты тона вокала и инструментов, оставил свой след практически в каждой популярной песне 2023 года. Хотя большинство исполнителей используют автотюн и его аналоги для минимальной, «точечной» коррекции, хип-хоп-исполнители, как никто другой, довели это способ до предела и создали совершенно новую форму художественного выражения.

Доктор Энди Хильдебранд (Andy Hildebrand), создатель автотюна, принимает свою премию «Грэмми» за технические достижения в 2023 году

Манипулируя скоростью «коррекции» нот до нужного тона, исполнители обнаружили, что с помощью функции автотюна можно создавать потусторонние, «роботизированные» аудиоэффекты. Рэпер T-Pain в значительной степени опирался на такой эффект при создании своего собственного стиля R&B, который он называл «Hard&B». Другие исполнители, такие как Лил Уэйн (Lil Wayne), Лил Яти (Lil Yachty) и Трэвис Скотт (Travis Scott), взяли на вооружение преобразованный автотюном звук и стали использовать его для развития своего собственного стиля R&B.

Искусственный интеллект?

Хотя многие гаджеты и устройства, о которых идет речь в этой статье, дебютировали в конце 80-х и 90-х, генеративный искусственный интеллект может оказать одно из самых серьезных влияний на хип-хоп, а, возможно, и на всю музыку в ближайшие годы. В начале этого года один из авторов с помощью искусственного интеллекта убедительно воспроизвел вокал Дрейка (Drake) и The Weeknd в треке «Heart On My Sleeve». Песня получилась достаточно убедительной, чтобы породить новостной мини-цикл, в котором слушатели поверили, что это реальный новый релиз этих исполнителей. Рекорд-лейблы, представляющие артистов, быстро вмешались в ситуацию и удалили песню со всех основных музыкальных стриминговых платформ из-за нарушения авторских прав.

Тем не менее, споры о музыке, созданной искусственным интеллектом, еще далеки от завершения. В действующем законодательстве об авторском праве нет четкого определения того, кому может принадлежать «цифро-синтез» голоса исполнителя. С художественной точки зрения, развитие этой технологии может открыть новые двери для тех хип-хоп исполнителей, которые хотят включить цифровые репрезентации любых артистов в качестве приглашенных псевдогостей в свои собственные песни. В свою очередь, созданные искусственным интеллектом ритм-мейкеры могут предоставить в распоряжение рэперов и авторов текстов бесконечный арсенал звуков и фонов.

Источник: The Tech That Shaped Hip-Hop