Появление фонокорректора в 505-й серии TEAC уже давно напрашивалось. Полная линейка компонентов: и цифровые источники, и усилители — а корректора не было. А ведь TEAC производит проигрыватели винила. И вот недавно появился фонокорректор, который оказался куда необычнее, чем можно было ожидать.
Любопытные моменты начинаешь замечать сразу же — при распаковке. Но в процессе изучения функционала пойдем от простого к сложному. И начнем с внешнего вида.
Снаружи
Узнаваемая по дизайну 505-я серия — половинная ширина, корпус с декоративными «ушками», примерный индикатор по центру передней панели. Цвет может быть серебристым, как в нашем случае, или черным.
Внешнее исполнение совершенно промышленного качества, но от TEAC сложно было ожидать иного. Тут даже ножки с собственной виброразвязкой через конус — почти такие же, что используются у аппаратов Esoteric.
Рассчитан корректор на подключение только одной головки — правда, входная коммутация сделана необычно. Можно использовать пару RCA-разъемов плюс клемму заземления или же входную пару XLR, если так разделан ваш фонокабель и организован выход от тонарма (такую разделку используют некоторые японские производители).
Правда, есть и ограничение — к паре XLR можно подключить только MC-головку. А вот использовать два входа одновременно — XLR и RCA — нельзя, только что-то одно. Выходы выглядят почти идентично, однако заявлен полноценный балансный выход. Но и здесь можно использовать только одну пару выходных разъемов.
Переходим к необычному — в левом нижнем углу задней панели расположен USB. Это не встроенный АЦП, как можно предположить, а разъем, предназначенный для подключения фонокорректора к компьютеру и смены прошивок. Зачем же нужны прошивки этому аппарату, я расскажу позже, когда будем рассматривать его внутреннее устройство.
Функционал у корректора существенно богаче среднестатистического. Из базовых «потребностей» есть семь значений импеданса для MC-головок, четыре значения емкости для MM-головок и переключатель коэффициента усиления, который может прибавить 12 дБ.
Есть переключатель входов XLR/RCA, переключатель моно/стерео и фильтр среза низких частот от 17 Гц со срезом 24 дБ/окт. Вот это обычный функционал, но надо сказать, что диапазон подстроек не мал, а все остальные функции, вынесенные на переднюю панель, доступны и весьма полезны на практике.
И снова необычное и ценное — переключение кривых коррекции. Можно выбрать RIAA, Decca и Columbia. Далеко не весь список, но функция полезная.
И совсем нетипично, что стрелочный индикатор здесь совсем не только декоративный. Сделан он красиво, наследует дизайну 500-й серии, есть настройка яркости, а можно его и вовсе выключить. Практическое же значение индикатора в том, что с его помощью можно проанализировать импеданс MC-головки звукоснимателя — фактически измерить его.
Сложно назвать этот функционал первостепенным — все-таки обычно мы отталкиваемся от паспортных данных. Но в ряде случаев функция может быть интересной и полезной. И она работает: я проверил на паре хорошо известных головок — все в целом сошлось.
Последняя функция, о которой стоит сказать — встроенный размагничиватель, который производитель предлагает использовать для MC-головок и повышающих трансформаторов. Эта опция нужна не всегда, но тоже не будет лишней для некоторых моделей головок в зависимости от их конструкции и материалов.
Внутри
Теперь заглянем внутрь фонокорректора. Питание линейное, а кроме того — разделенное на две группы сообразно паре небольших тороидальных трансформаторов. Как я понял, здесь задумано деление на сигнальную часть самого фонокорректора и отдельно на всю обслуживающую часть, а также на систему управления.
И вот это управление уже дает понимание, зачем же у аппарата предусмотрены прошивки и USB для соединения с компьютером. Схема коррекции сложна, и если бы она не была собрана на достаточно компактных SMD-деталях, то аппарату точно потребовался бы полноразмерный корпус. И ко всей этой дискретной схеме прибавлено процессорное управление.
Я специально уточнял у производителя, используется ли какое-то преобразование основного сигнала в аппарате, но нет — основной сигнал остается аналоговым. А вот управляет функционалом процессор: переключениями кривых, измерительными функциями и настройками.
Решение интересное, но ресурсоемкое. Впрочем, крупный производитель, связанный с производствами и разработкой не только TEAC, но также Tascam и Esoteric, имеет возможности для проектирования подобной схемотехники.
Аппарат достался мне совершенно новым, и какое-то время я решил дать ему приработаться. Эффект разогрева есть, но не разительный — и много времени он не потребует. Впрочем, при такой элементной базе этого и стоило ожидать.
Особых ограничений по времени у меня не было, и можно было спокойно послушать аппарат в разных условиях и сочетаниях. На основе этого опыта могу сказать — корректор совсем не капризный, предсказуемый, да и вообще без странностей. И очень-очень тихий.
Хотя у меня в системе почти ничего никогда не фонит, но все же разницу в зависимости от аппарата и схемотехники заметить можно. TEAC PE-505 — пожалуй, самый тихий фонокорректор из тех, что мне попадались на протяжении прошлого года.
Из замеченных особенностей — перед прослушиванием ему все же нужно минут 20 для выхода на рабочий режим. Не критично, но если есть возможность — лучше включать немного заранее.
Звук
Первой я поставил пластинку Herbie Hancock «Sextant». Звук среднего объема и масштаба — не то чтобы тяготеющий к камерному, но и не размашистый. Чуть-чуть суховато-сдержанный, но вот по детальности и динамике — все лучше ожидаемого.
Бас быстрый, очень разборчивый, разнообразие в звуке инструментов в нижней трети диапазона на отличном уровне. Впрочем, разборчив весь диапазон, все хорошо разделено в пространстве, есть воздух и правильные пропорции.
Подачу можно охарактеризовать как подчеркнуто-правильную, аккуратную, весьма аналитичную, но без хирургической въедливости. Информации в музыке слышно много, но она не наваливается на слушателя своей математичностью.
Впрочем, эмоциональность тоже присутствует, но эмоции не давят на слушателя — скорее здесь есть эффект деликатного присутствия, а не полного погружения.
Следующая пластинка — один из саундтреков к сериалу Twin Peaks в виде двухдискового издания и мастерингом, сделанным на Bernie Grundman Mastering Studio.
По подаче — детально, точно, с хорошим объемом, но звук скорее строгий. Есть некий упор на основные тона и отход послезвучий на вторые планы. Эмоциональность сдержанная, хотя в целом — все присутствует, ничего не переворачивается с ног на голову и не переиначивается. Упругость, ритм на хорошем уровне, подача диапазона ровная и уверенная.
При хорошем объеме звучание воспринимается как цельное, без сложных фактур и нюансов. Воздух в звуке присутствует, но не выражен явно. Отдельные составляющие не очень притягивают к себе внимание, упор сделан на целое.
Динамика хорошая и уверенная. Не подчеркнутая, но и совершенно не вялая. В целом звук слегка тяготеет к мониторному, в нем сложно найти какую-то окраску, а некоторая педантичность и даже строгость подачи сглаживают детализацию и фактуры, при этом не упрощая звук.
Еще один диск — альбом John Coltrane «A Love Supreme». Звук не лишен деликатности, но все же скорее строг и математичен. Есть хорошо отрабатываемый ритм, тембрально-достоверная подача. Детальность присутствует — здесь все вполне честно.
Но немного не хватает той фактурности тихих звуков, тех нюансов и оттенков, которые делают звучание этого альбома почти что визуально-понятным. Здесь получается скорее выверенный чертеж — схема, а не живописное произведение.
Впрочем, я бы не стал всерьез говорить о недостатке детальности. Она присутствует, но все характеристики звука смешаны именно в таких пропорциях и соотношениях.
Если с детальностью, динамикой и отсутствием окраски уже стало понятно, то с передачей атмосферы, настроения, эмоций и прочих тонких и неоднозначных составляющих еще предстоит разобраться. Поставил пластинку с саундтреками к «Зеркалу» и «Сталкеру» — эти записи несколько неочевидны по требованиям к тракту.
Детально, динамично, в целом разборчиво, но не очень фактурно. Объем звука не камерный, но и не очень большой — скорее чуть больше среднего. Немного не хватило воздуха, и звук опять показался суховато-строгим.
По тональному балансу только на этой пластинке показалось, что середина и верха несколько приподняты, но с поправкой на саму запись можно сказать, что аппарат отработал все честно. Немного по менеджерски — технично, но со сдержанными эмоциями. В рабочем режиме.
И последняя пластинка из основного состава — запись произведений Стравинского, а именно «Die 3 Grossen Ballette». Вот тут уже совсем не простые условия в плане детальности и динамики. Но с детальностью и динамикой TEAC PE-505 справился хорошо — точно лучше, чем многие аппараты и подобного класса и несколько классом выше.
На сложных фрагментах проработка музыкального материала уверенная. И тембрально звук достоверный, и инструменты звучат достаточно правдоподобно. Но опять все слегка суховато и механистично — при правильной раскладке сцены и хорошем ее объеме немного не хватает воздуха и текстур.
Впрочем, это если судить по тому уровню звука, к которому вообще сложно придраться, а это звук куда более дорогих корректоров, чем наш испытуемый. Свою же работу он выполнил весьма хорошо, уверенно, аккуратно до педантизма — разве что несколько сдержано по эмоциям .
Выводы
Первое, на что стоит обратить здесь внимание — функционал. Он существенно выше среднего, и главное — он удобен. Один раз разобраться с коммутацией, а все остальное доступно на передней панели — удобно и наглядно. Второе — конечно, интересная архитектура с процессорным управлением. Все это в целом куда более дружелюбно к владельцу, чем те аппараты, у которых настройки запрятаны где-то в корпусе.
Отдельные особенности: низкий уровень фона, отсутствие окраски и выбор кривых коррекции могут приглянуться тем, кто цифрует винил или хочет это делать на уровне продвинутого любителя. Если все, что до и после корректора, будет хотя бы на таком же уровне — результат будет куда лучше среднестатистического аналогово-цифрового мусора в сети.
Теперь про звук. Ритм — сильная сторона этого фонокорректора. Окраски фактически нет, ни к какой части диапазона придраться не получается и к пропорциям составляющих диапазона — тоже. Аппарат понятен и предсказуем по звуку, странностей ни в каких случаях за ним не заметно. Ну а строгость и некая математичность подачи несомненно тоже кому-нибудь приглянутся.
Музыкальный материал
Herbie Hancock — Sextant — CBS/Sony SOPL 190 / Stereo
Angelo Badalamenti — Twin Peaks (Limited Event Series Soundtrack) Rhino Records 081227933951 / Stereo
John Coltrane — A Love Supreme — Impulse Japan YP-8527-AI / Stereo
Edward Artemiev — The Mirror / Stalker / Мирумир — MIR300114 / Stereo
Stravinsky — Die 3 Grossen Ballette — London Philharmonic Orchestra, Bernard Haitink — Philips 6747 094 / Stereo
150 000 рублей
Входы: 1хRCA, 1хXLR (может быть задействован только один вход, XLR — только для MC)
Входной импеданс: МС - 10, 22, 47, 100, 220, 470, 1000 Ом, ММ — 47 кОм
Входная емкость: 0, 100, 220, 330 пФ
Выходы: 1хRCA, 1хXLR
Выходной импеданс: 63 Ом RCA, 126 Ом XLR
Выходное напряжение: 2 В RCA, 4 В XLR
Точность следования кривой RIAA: 0,05 дБ 20 Гц — 20 кГц
КНИ: на 1 кГц, Gain low: RCA MM 0,002%, RCA MC 0,02%, XLR MC 0,02%
Временные константы кривых коррекции:
RIAA: 3180 μs/318 μs/75 μs
Decca: 1590 μs/318 μs/60 μs
Columbia: 1590 μs/318 μs/100 μs
Соотношение сигнал/шум, Gain low: RCA MM 106 дБ, XLR MC 86 дБ
Разделение каналов: 10 кГц, ММ Gain low более — 90 дБ
Коэффициент усиления: Gain low RCA MM 34 дБ, RCA MC 54 дБ, XLR MC 54 дБ, Gain high + 12 дБ
Фильтр среза низких частот: 17 Гц, - 24 дБ/окт
Перегрузочная способность по входу: MM 150 мВ, МС 16 мВ
Напряжение питания: 220–240 В, 50/60 Гц
Потребляемая мощность: 16 Вт
Размеры (ШхВхГ): 290х84,5х252,5 мм
Масса: 4,5 кг