Рассказ получился объемным и трудно усваиваемым, за один раз. Посему я разбил его на два полноценных «акта». Снова предоставляю слово Кузьмину Павлу (Директору по развитию Simple Distribution).
Приятного чтения!
«Back to the track», как говорится. Мои любимые жанры «гнездятся» в истоках синти-попа, откуда пошли многочисленные побеги и ветви современных направлений электронной музыки, на рубеже 70-х – 80-х годов прошлого века. В этом смысле хочу упомянуть Канаду, которая привнесла массу всего интересного в направление электронного андерграунда. Например товарищ Trent Reznor, который неравнодушно дышал в сторону канадского лейбла NETWERK … и «оченно» им вдохновлялся.
Благодаря мероприятиям компании Klipsch и желанной посетителями музыке - остается в памяти некий отпечаток. Внешний вид, логотип, промо плакаты. Если людям нравится, то что они слышат, то создается общий положительный образ. Пусть даже потом они путаются в моделях и пр., но это порождает крепкое чувство интереса и симпатии. А в дальнейшем, если возникает потребность поменять систему, то конечно же бренд будет включен в перечень рассматриваемых. Работает это именно так, независимо от страны, континента или менталитета. Мы, как коммерсанты от аудио индустрии, обязаны разбираться в том, как клиент планирует использовать аппаратуру. Не в герцах и децибелах, а в том, чем человек хочет наполнить свой дом, с помощью акустики.
Общеизвестно, что массовое производство требует экономической целесообразности. Зачастую, внутреннее содержание продиктовано именно этим. Дешевенькие проводочки, бросовые комплектующие… У Klipsch в этом смысле есть традиционный подход, не меняющийся с годами. Они не прячут от потребителя изнанку. У таких колонок как KlipschHorn, Jubilee и LaScala можно заглянуть сзади и увидеть, что на простых клеммах висят не особо примечательные провода. Но именно этот набор придает уникальности звучанию, а значит выверен и отслушан специалистами и признан единственно верным. Внутренние распорки сделаны из слегка обработанных брусков. Из-за этого все модели Heritage очень приятно пахнут древесиной при распаковке. По интенсивности запаха можно определить свежесть изделия. Наверное, в этом тоже есть элемент понятий Наследие и Традиции. Ощущается ясный посыл, что вы можете «изгаляться» как вздумается, но лучше ничего не трогать, если звучит и работает. Тем не менее, непоседливость человеческой натуры хорошо понятна разработчикам и оставлен доступ, окно возможностей, чтобы ничего не курочить, в процессе «улучшайзинга». В свете «кастомизации» там огромное поле для «рукоблудия». KlipschHorn – самая претерпевшая, в плане доводок, модель, за всю историю американской аудио индустрии. Звучат ли они «убедительнее» после апгрейда – остается на совести доморощенных «натуралистов».
Klipsch никогда не был сверхдорогим. Американский рынок основной. Поэтому ценовая политика бренда не выходит за определенные рамки. Для «америкосов», в силу экономических причин, он всегда был доступен. Это свое, родное, можно сказать «посконное» и «домотканное». А значит, так или иначе, всегда рассматривается. Реклама везде перед глазами. В основном это недорогие колонки, из серий Reference, Reference Base и Reference Premier. Они выпускаются тиражами в несколько тысяч. А вот эксклюзив, который требует изыска, ручного труда и индивидуального подхода - влетает компании в очень солидную копеечку.
«Трансгалактическая» компания, в которой все налажено, просчитано до цента и юаня вынуждена ориентироваться на массовый спрос в 90% случаев, чтобы иметь возможность иногда выпускать что-то волнующее, нестандартное. Klipsch делает это регулярно, вопреки рентабельности и принципам современного производства. Достаточно посмотреть на серию Anniversary с серебряными логотипами и даже вкраплениями бриллиантов. Плюс подбор материалов на отделку, индивидуальный подход к внутреннему содержанию, включая динамики и провода.
Сейчас, на фабрике в Арканзасе, готовится к выходу итог неких «кульбитов» пытливого ума в аудиофильском пространстве. Похоже, что мы успеем их представить на Питерской выставке. Это будет не серийный продукт, а именно лимитированный эмоциональный посыл аудитории. Этот объект останется незамеченным в глобальном консорциуме, не принесет каких-либо ощутимых дивидендов, но станет волнующим событием среди поклонников бренда.
Повторюсь, что не думаю, будто в Арканзасе сидят некие «слухачи», отрезают кусочки кабелей и предпринимают прослушивание оных. Скорее поверю, что люди, которые работают там по 20-30 лет, а возможно во втором-третьем поколении, сочтут подобное «любительство» ниже их компетентного достоинства. А вот что для них более естественно, так это всей фабрикой расписаться на задней панели одной из эксклюзивных моделей, с наилучшими пожеланиями. Попробуйте представить себе чувства владельца, которому достанется этот экземпляр. Он никогда в жизни с ним не расстанется, даже если в дальнейшем тот ему не понадобится. Это ведь не бездушная табличка, а живые подписи тех, кто «ваял» данный шедевр.
Можно еще раз акцентировать, что фабрика в штате Арканзас стоит с самого основания, в том же самом месте. На сегодняшний день это антиэкономично и противоречит любым принципам извлечения и инвестирования прибыли. Традиции - то, что лежит в основе самого существования компании Klipsch. Уважение к изначальному укладу, заведенному еще Paul Wilbur Klipsch.
Присмотритесь к тому, что происходит в компании JBL, которая воспринималась Полом Клипш как эдакий монумент. Тогда, когда он вернулся к мирной жизни и подавал свое резюме в фирму Altec Lansing, подписываясь как подполковник Klipsch. Посмотрите, что сейчас выпускают JBL и кому принадлежат. Допускаю, что существуют и более изощренные примеры. Не удивлюсь нисколько, если единственной американской компанией, со временем, останется именно Klipsch. Которые почти восемьдесят лет, с момента основания, не переезжали никуда просто потому, что они так хотят. Это отражает суть подхода и говорит более, нежели любые цифры в описании параметров. Особенно для тех, кто умеет считывать «ноосферные импринты» наших предшественников.
Все параметры, выраженные в цифровом значении, не более чем символы, если не знать досконально как с ними обращаться. Поэтому на любом мероприятии я очень бегло касаюсь основных, самых понятных. Далее пробегаюсь по тому, к чему и как подключена акустика, а после сосредотачиваюсь на музыкальном материале.
Выделю отдельно чувствительность. У KlipscHorn она одна из самых высоких, до 107 дБ при ровном импедансе 8 Ом. Выше только у JUBILEE – 110 дБ. Такая акустика не требует усилителей с киловаттными мощностями. Достаточно начальных 5-10 ватт, чтобы ощутимо колебать динамиками воздух в помещении. Не секрет, что ставить однотактный ламповик с тугой акустикой бессмысленно. Только с такой чуйкой, как у Klipsch, эксперименты обретают свободу и отзываются полновесным результатом. Подобные характеристики берут свое начало в 50-х – 60-х годах, когда усилители были большие, тяжелые и маломощные. Для них требовалась высокоэффективные системы. Сегодня же они способны работать с полутораваттными авторскими усилителями, которые даже повторить невозможно. Все современные изыски, в ламповой схемотехнике, лучше всего ложатся именно на традиционную акустику. Высокая чувствительность, как я понимаю, снижает инерцию самого динамика. Плюс большие, хорошо рассчитанные рупоры. У них имеются свои особенности и нюансы, но в основном это касается огромных, как в случае с Jubilee.
Рупорная часть работает от 340 Гц, почти весь слышимый информационный диапазон. Даже в нерабочем состоянии из них можно уловить «космические голоса». Система способна усиливать существующие в помещении звуковые колебания, т.е. работать как акустическая линза. Когда я расставлял эти самые Jubilee и мое ухо оказывалось рядом, то чудилось, будто туда можно погрузиться, следуя за загадочными шумами и звуками. Очень похоже на эффект морской раковины. Все это проявляется в случае с настоящими рупорами, а не их имитацией.
Есть и оборотная сторона такого решения. Близко к ним не сядешь, совершенно другой, иногда даже искаженный эффект. Поэтому параметры расстановки акустики и ваше местоположение, относительно нее, самое основное. Даже важнее того, как она звучит в шоуруме, поскольку вы меняете размер помещения. Звучание вообще неотделимо от объема комнаты. Плюс личное восприятие и музыка, которую вы слушаете. Существуют тысячекратно проверенные и «выстраданные» рекомендации. Перечень разнится от одной модели к другой. В принципе все компании дают таковые, по расстановке и т.д., и т.п. Есть одна датская фирма, которая принципиально советует расставлять их колонки строго по линии, чтобы подчеркнуть широкую дисперсию. С другой стороны, я не видел ни одного владельца, почти, который бы не фокусировал акустику на точку прослушивания. Наверное, не для того чтобы любоваться, а для полноты восприятия.
А если попасть в Арканзас, на фабрику Klipsch, то там, я уверен, мы найдем человека, который расставит колонки по-своему, согласно своему мироощущению. Иными словами, несмотря на возможные варианты, Klipsch Heritage очень требовательны к помещению и локализации. Мне доводилось сталкиваться с нестандартными ситуациями, когда получался результат, которого не хотелось или вовсе противоположный взыскуемому. И вот тогда приходилось «плясать с бубном…»
К огромному сожалению однозначной рецептуры нет. Надо хотя бы увидеть фотографии комнаты. Задать будущему владельцу несколько вопросов. Часто на выставках посетители вопрошают о площади помещения, на которую рассчитана та или иная акустика. Вопрос, в общем-то справедливый, предпосылки имеются. Но, скорее, надо говорить об объеме, поскольку в комнатах 25 квадратных метров, а высотой потолка 5м и 100 квадратных метра, а высотой потолка 2 метра принципиально разные параметры расстановки. Это мы еще не учитываем внутреннюю геометрию.
Вторым важнейшим пунктом является то, где будет находиться слушатель, на каком расстоянии от акустики. Даже если взять два вышеприведенных примера, при условии, что там и там прослушивание будет происходить на расстоянии 3 метра, звучание для аудитории будет разным. Мы, как правило, говорим о жилых помещениях, в которых наличествуют предметы интерьера, окна и двери. Одна из стен может оказаться полой, из гипсокартона, со звенящими металлическими профилями, балконные двери, со стеклами в пол, окна, закрытые деревянными ламелями, жалюзи и пр. Все это провоцирует неравномерные поглощения и переотражения звуковой волны. Дисбалансы и резонансы в широком диапазоне. А это крайне важно, поэтому посоветовать, не вставая с места, просто невозможно. Необходимо ехать самому, делать замеры и затем решать уравнение, с крайне изменчивым набором известных параметров. Одно можно сказать, что акустика KlipscHorn, процентов на 95 требует угловой расстановки. Это продиктовано интересными свойствами вокального диапазона средних частот. Среднечастотник работает на очень необычную форму рупора Tracktrix, которая сильно вытянута по горизонтали.
В штаб квартире Klipsch, в Индианаполисе, имеется любопытный шоу-рум. Это квадратная комната, около 80 м2, и она имеет один угол из двух стеклянных стен. Стоят либо KlipscHorn, либо LaScala, причем не самых свежих поколений. Несколько стульев закреплены в определенных точках. При воспроизведении материала вокальный диапазон начинает обволакивать. Стеклянные стены, своим отражением, помогают положительным резонансам помещения, и вы слышите вокруг себя завораживающие голосовых модуляций.
Мне кажется, что данный эффект не сразу открылся и для самого Пола Уилбура. Поначалу он рассчитывал на звуковое давление на низких частотах, когда человечество еще не придумало виниловую пластинку и стереозвук. Тогда еще у акустики не было задней стенки, чтобы отражение шло от стен. Потом, опытным путем, выяснилось, что средние частоты имеют не менее принципиальное значение. Все познавалось постепенно, так что я не очень понимаю любителей древних кабелей, которые уверяют, что именно там, в той эпохе, кроется волшебный звук. Что была какая-то специальная медь. Я не знаю, как к этому относиться, поскольку тогда еще не придумали стерео, не было понятия записи баса ниже, условно, 100-200 Гц. О каких специальных кабелях можно говорить?
Неоспоримо одно, что гений инженерной мысли бывшего подполковника Paul Wilbur Klipsch позволяет использовать эти странные конструкции, из линейки Heritage, в современном состоянии дел, с сегодняшними форматами и по-другому записанной музыки. Все кардинально изменилось, а мы, по-прежнему, используем KlipscHorn. То, что задумывалось совсем для другого. В другом Мире. На другой Планете.
Есть расхожий слоган одного молодого маркетолога: - «Давайте без глупостей, если нравится, как играет, то приобретайте!» Я, на большинстве мероприятий, в той или иной манере, перефразирую данный посыл. Если вам нравится, то не надо задумываться от чего так, не надо спрашивать соседа, что он думает о вашем выборе. Особенно не надо слушать предостережений, типа, не стоит - мне, мол, не понравилось. Вы знаете, где его носило? В какой «харчевне» ему довелось «благорастворять воздуха»? Если нравится вам, то вам и жить с этим, а не соседу, который сам не знает, чего хочет... не к ночи будет помянут. Мнение окружающих уважать надо, но в особо интимные моменты, такие как выбор жены или акустики, им стоит пренебречь. Особенно, если оно идет в разрез с вашими сердечными привязанностями.
Мне, по роду деятельности, общественное мнение интересно. Но в конструктивном ключе, когда оппонент внятно и по существу может высказать что ему нравится, а что нет. Помогает разобраться в целом. Мне интересны персоналии, которые буквально сражаются с собой. Например: - «Вы знаете, Cornwall очень интересно играют, но… их внешний вид, габариты…» Любопытно в этот момент наблюдать за человеком. В нем происходит борьба между тем, что «он их будет слушать каждый день» и тем, что «она их будет видеть ежедневно». Большинство сомнений связано с «wife's approved factor», реже с винтажной эстетикой изделия. Хотя бывает, что женский фактор может сыграть и наоборот. Единственная фраза жены или подруги: - «Ой, какая прелесть!!!» - рушит все преграды в мозгу. Одной такой эмоциональной «рулады» наших женщин бывает достаточно, чтобы мы двинулись «ровнять горы» или «поворачивать реки вспять».
Нам необходимо получать хорошие, искренние эмоции. Мы проживаем свою яркую земную жизнь, преисполненные разнообразными чувствами. Так давайте пользоваться этим! Давайте тратить материальное на одухотворенные приобретения и радуясь, развивать вверенные нам безграничные возможности духовного совершенствования.
Вот таким получился наш разговор. Я убедился, что ничего себе не нафантазировал, а «снял» посыл, который вкладывался в идею Klipsch изначально. Мне понравилось беседовать с Павлом. Благодаря его мнению оформился еще один кирпичик в умопостроении о призрачности некоего Чистого High-End. О том, что это «здание» не более чем «Град на Холме». Феномен Идеала, на пути к которому мы, частенько, упускаем то, зачем ступили на этот Путь. Оставляем позади интересные решения, пренебрегаем достигнутым, чтобы, взобравшись на «Холм», осознать, что «Град» неприступен. Осознать, что времени осталось чуть и истаяла радость Бытия, которая двигала все эти годы. Пройденное скрыто туманом Забвения, а сил и желаний не осталось вовсе. По бескрайней Аудио Вселенной разбросаны тысячи таких холмов, с обессилевшими стариками, которые не в силах расстаться с призрачной Идеей и продолжают угрюмо ворчать, обвиняя весь мир в скудости ума и нерадивости в постижении аудио Истины.
Мое «вдохновенное перо» не желает живописать подобных индивидов. High-End им судья. Хочу порекомендовать всем, кто движется по Аудио тропе - не терять чувства реальности. С любопытством и интересом исследовать все, что покажется стоящим. Ибо, двигаясь таким манером, вы обретаете друзей и единомышленников. Становитесь Cчастливы своим находкам и откровениям ранее, чем добираетесь до безлюдных, каменистых пустошей вершины, на которой поколения «перфекционистов» воздвигали твердыню холодного, в своей непостижимости, идеала High-End.
ВУАЛЯ!!!
Всем Хорошего Звука! Да пребудет с Вами Аудиофильская Эпическая Сила!
Fishmerchant