«Фамилия Гуччи звучала так сладко, так соблазнительно. Синоним роскоши, стиля, власти. Но она же была их проклятием» — именно с этих слов начинается новый фильм Ридли Скота.

Весной 1995 года мир потрясло известие о смерти Маурицио, наследника империи Gucci. Глава модного дома получил три выстрела в упор на пороге собственного офиса. Заказчицей убийства оказалась его жена, Патриция Реджани.

В основу сюжета картины легла книга Сары Гей Форден «Дом Gucci: сенсационная история убийства, безумия, гламура и алчности». Ну а мы, следом за средневековыми разборками «Последней дуэли», перемещаемся в мир разводов по-итальянски в «Доме Gucci».

По итогу прочтения материалов о фильме до его выхода и просмотра трейлера я была уверена: Скотт подготовил очередную драму с шекспировскими страстями в одной из самых модных династий ХХ века. Однако, как и с «Последней дуэлью», режиссер вновь обманул ожидания.

На протяжении сеанса даже в самых критических поворотах сюжета было сложно сдержать улыбку. Получилась своего рода сатира на южные нравы, блестяще изложенная невозмутимым издевательским тоном, в которой британским подданным равных нет. 

Интерьеры и элитные предметы роскоши дома семейства Гуччи, вместе с дорогим антиквариатом и картинами Климта, так к лицу своим владельцам: высокомерному Родольфо и непоседе Альдо (роли Джереми Айронса и Аль Пачино).

Но оба уже немолоды, а их сыновья — Маурицио (Адам Драйвер) и Паоло (Джаред Лето) — совсем не тянут на продолжателей династии. В этот переломный момент на горизонте возникает колоритная фигура хищницы из народа, Патриции Реджани (Леди Гага).

Забавная, чуть синтетическая химия между героями Драйвера и Гаги начинается с их знакомства в баре, а затем набирает обороты в библиотеке. В сцене, где она выпрашивает свидание, рисуя помадой свой номер на ветровом стекле мотороллера, особенно заметен контраст между нерешительным ботаником Маурицио и нахрапом Патриции, почуявшей запах чужого наследства.

Вот он зачарованно гребет веслами, увозя свою ненаглядную в романтический туман. Вроде бы ничего особенного, банальный образ свидания, но уже смешно. Так действует рецепт яда сарказма по-английски.

Однако «Дом Gucci» — не просто история о том, как малообразованная хабалка, настоящий «ужас свекрови», при помощи интриг разрушает почтенную итальянскую семью. Кстати, никакой свекрови и в помине не было, хотя вдовец Родольфо не скрывает своего презрения к невестке и безуспешно пытается отговорить сына от женитьбы.

Картина создает странное чувство баланса на «лезвии бритвы», когда знаешь, что комедия за углом поворота сюжета вот-вот должна превратиться в трагедию. Автор хитро спрятал ее в разных частях ленты, а до этого, на протяжении более чем двух часов, зритель погружается в увлекательное путешествие в империю высокой моды, манипуляций и интриг.

«Неправдоподобно» — хором твердили недовольные наследники семейства. Том Форд, бывший креативный директор Gucci, написал: «Мне было очень грустно в течение нескольких дней после просмотра. Трудно было разглядеть юмор и веселье в настолько кровавых и мрачных событиях».

Стоит ли судить фильм настолько строго, сравнивая героев с биографией реальных персонажей, или же лучше отнестись к нему как к притче?

Сценарий, написанный Роберто Бентивенья, действительно чуть хромает, что особенно чувствуется по легкомысленному отношению создателей ко времени. Например, Маурицио: преображение из мямли-очкарика в крепкого Гуччи, пусть и не самого талантливого бизнесмена, но, безусловно, человека со стержнем, заметно разве что в сцене разрыва с Патрицией. Внешне же герой не меняется с конца 70-х по 90-е годы.

Эти мелкие упущения делают картину несколько поверхностной, но, возможно, в этом и заключался замысел опытного режиссера. Скотт делает сознательный трюк на понижение. «Дом Gucci» — это чистый fun, зрелищный, образный, динамичный, да еще и с заводным саундтреком.

Дорогие авто, дизайнерская одежда, сумки, обувь, шляпы разных фасонов, роскошные вечеринки, а также полный гастрономический набор — Италия мечты от кутюр. Во многом «Дом Gucci» — пародия, гротеск с элементами мыльной оперы, но все же она подана достаточно аккуратными порциями, чтобы не превратиться в бурлеск и комедии российских КВНщиков.

Патриция разъярена не только из-за наследства: ей невыносимо видеть на улицах подделки сумочек Гуччи, обесценивающих ее статус. Дешевые реплики вытесняют элитные дизайнерские аксессуары; вымирающий мир модной аристократии добивают проходимцы вроде Реджани.

В глаза бросается еще один редкий, исчезающий ныне момент: при всей карикатурности героев «Дома Gucci» за их игрой интересно наблюдать — актерам очевидно в радость участие в проекте Скотта. И хотя все без исключения отмечают «блистательную» игру Леди Гаги, это даже в большей мере касается других персонажей вроде Паоло — бесподобной трансформации Джареда Лето в экзальтированного бездаря, сына Альдо.

Но все же главным действующим лицом «Дома Gucci» остается «черная вдова» Реджани. Скотта не без оснований можно отнести к режиссерам, прославляющим женскую энергию, судя еще по давним «Чужому», «Тельме и Луизе» и «Солдату Джейн».

Не исключением стала и «Последняя дуэль», что послужило поводом некоторым нашим зрителям, не скрывающим своего раздражения новыми порядками в Голливуде и за его пределами, обвинить Скотта в подыгрывании феминистической повестке. Но если Маргарита выступила в роли персонажа чистого и страдательного, Реджани в исполнении Гаги вызывает антипатию с момента первого появления в кадре.

В одной из сцен Скотт несколькими ловкими мазками рисует темные стороны женского характера. Вот Реджани, еще и под хор невидимых котов, изливает душу в жалобах на мужа подруге-гадалке Пине (Сальма Хайек). Две распаренные, как прыщи, тетки в банных халатах и грязевых масках, задумавшие убийство своего донора. Сложно представить более точный образ разрушительного женского негатива.

Смешно и грустно, потому что все у них получится.