Каждый из нас хоть раз в жизни что-нибудь заказывал из КНР — ведь вроде недорого. У многих это вошло в болезненную привычку и теперь напоминает посиделки в казино. Ставки не прекращаются и становятся все крупнее, а результат так же непредсказуем. Изучим этот феномен на конкретных примерах.

Просматривая обзоры и отзывы на Youtube и других ресурсах портативного аудио, невозможно не заметить чад и угар адептов китаепрома. В принципе, Дальний Восток — гигантский регион, где найдется место не только японским, но и корейским Hi-Fi-компаниям, снискавшим успех. Тот же iRiver/Astrell или SOtM. Но ревью подобных брендов не выбиваются из общего русла. С китайскими же самыми трешовыми поделками децибел нервов зашкаливает прямо на этапе заголовка капслоком — «КИТАЙ ОПЯТЬ ВСЕХ ПОРВАЛ!!!»

Почему это «опять» и «порвал», и кого это «всех»? То есть, порвал в том числе и сдобные части автора, что ли? В общем, не сильно ошибусь, если скажу, что ценители всего этого добра еще и пасутся на форумах клеятелей танчиков. По крайней мере, риторика и термины — те же самые.

Мир этими строгими, но бдительными гражданами видится полем боя в духе патриотической фантастики. С утра до вечера стоит черный пар по изобличению заговоров «буржуев», «ротшильдов» и других рептилоидов, которым противостоит горстка идейных партизан без розовых очков. Нормальная человеческая коммуникация в этой мрачной вселенной отсутствует за ненадобностью. Только «нагнуть», только «порвать». И «если надо — повторить».

И вот теперь главная утеха повстанца против диктатуры Apple/Цукерберга/Голливуда — это, оказывается, базар с китайской электроникой. СУДЬБА APPLE ПРЕДРЕШЕНА после ураганного обзора еще одной балалайки на Андроиде с двумя симками.

Смешно, но похоже, заказывая очередной уродливый плеер на болтиках в стране-лидере по загрязнению окружающей среды, кто-то мнит себя с борцом с мировым капиталом! Кстати о болтиках. Чего я только не читал про Walnut v2 — и «лучший плеер 2017 года», и «бегом за покупкой».

Вот передо мной эта коробочка за 30 долларов с колхозной ручкой громкости. Дисплея нет, ладно, в Shuffle его тоже не было. Про дизайн я уже говорил. Мысленно эти граждане давно обитают в темных веках постапокалипсиса. «Безумный Макс», «Кин-дза-дза», вот это вот все. Вещи должны выглядеть, будто их собрали из останков цивилизации выжившие в радиоактивной зоне под землей. При этом неведомый лирик wt украсил коробочку с тоской по прежней жизни — эскизом веточки и прописным курсивом времен «хруста французской булки».

Зачем-то горит желтый диод с надписью instruction (!???), который мигает во время воспроизведения. Что дорогущий HiFiMAN NH-801 за штуку, который когда-то потряс местную публику, что Walnut v2 за тридцать баксов — все китайские приборы обязательно должны иметь дурацкое управление.

Файлы 24 бит Walnut не видит, перемотки по треку у него нет, папки выбирать невозможно, файлы просто гуськом идут друг за другом, gapless-воспроизведения тоже не найдете. Помимо ручки громкости, долгое нажатие на «Eq» или «Mode», оказывается, еще и активирует цифровую регулировку уровня. Переключение режимов комментируется мяуканьем по-китайски с низким битрейтом. Ага, все очень удобно и наглядно, просто слов нет. Даже MicroSD карта вставляется не привычным образом, а наоборот, лицевой стороной вниз.

Внутри Walnut v2 находится залитый клеем ОУ NE5532 за три нанокопейки на однополярном питании с разделительными конденсаторами. Остальные чипы затерты. Максимальный выход у этой штуки целых 3,4 В, и она может заорать довольно зычно. Вкупе с нулевым функционалом это дает повод неуравновешенным особам заявлять о звуковом тракте для пуристов. Но позвольте!

Причуды АЧХ Wallnut v2 — без нагрузки (черный), эквалайзер (красный), 16 Ом (синий), 32 Ом (зеленый)

На 16-омной нагрузке напряжение на выходе Walnut v2 падает до значения менее, чем 1 В. Почему так получается? Причина очевидна. Потому что собственный импеданс усилителя на выходе более 50 Ом! По науке сюда можно подключать только высокоомные модели более 100 Ом. АЧХ при этом, и без того заваленная на краях до состояния могильного холмика, завалится еще больше. Может быть выпяченные таким образом, как на дешевом дискмене, средние частоты трактуются нашими звукарями как новое откровение?

Мне кажется, львиная доля этих обозревателей вообще ничего не понимает в аудиогенезисе и его нюансах. В принципе, это тот же самый карикатурный вариант аудиофилии, только в противофазе — биопанк вместо золотых разъемов а-ля сантехника Дональда Трампа. Все они сначала оценивают устройство внешне, а затем задним числом наделяют смыслом услышанные оттенки звуковой мути.

Причуды гармонических искажений Wallnut v2 — без нагрузки (черный), эквалайзер (красный), 16 Ом (синий), 32 Ом (зеленый)

Идем дальше. Куда более солидная контора xDuoo, собирают аккуратно. Но и у нее бывают устройства со странным поведением. Вот усилитель для наушников TA-01 со встроенным ЦАПом и лампочкой в предварительном каскаде. С выходным импедансом здесь все в порядке, но на аналоговом регуляторе громкости разбаланс каналов в 1 дБ. А на 24-битном сигнале вдруг появляются какие-то неожиданные помехи квантования, которых не было на 16 бит. Этот тоже орет будь здоров, но звук «nothing special» даже несмотря на ламповую гармонику.

Помехи xDuoo TA-01 на 24-битном аудио (черный). Скорее всего, этот сигнал пересчитывается приемником в 16 бит с транкейтом

В другом портативном ЦАПе xDuoo XD-10 искажения просто росли по мере работы устройства, а четыре переключаемых фильтра AK4490 на деле оказались парой Short Delay Sharp и Slow, которые дублировались на 3-м и 4-м вариантах. Эта же история с фильтрами повторяется и в более мощной и качественной модели XD-05.

А вот Muse Audio на мультибитных PhilipsTDA1543 — целых четыре штуки в NOS-включении. Измерения лучше не смотреть, это же NOS. Разрешение ниже порога компакт-диска, клок по всей видимости настроен на 48 кГц, поскольку на базовых 44,1 кГц вырастет борода высокочастотных помех. Одна радость — что джиттер низкий. Кстати, Walnut v2 тоже не наглел с джиттером, в современных аппаратах эта проблема более-менее решена. Но воспроизводимая частота у Walnut v2 была смещена вверх на 0,04% — 11 029 Гц вместо поданных на вход 11 025 Гц.

ВЧ-помехи Muse 1543 на сигнале с дискретностью 44,1 кГц из-за привязки клока к 48 кГц

Еще один более авторитетный производитель FiiО даже на тестах у нас бывает. Но и там при достаточно вылизанных продуктах случаются недоумения. Например, у плеера М7 сигнал 24 бит/44,1 кГц тоже пересчитывается с мелкими ВЧ-помехами в отличие от чистого тона на дискретизации 48 кГц.

И зачем нужен Lightning-mini-jack адаптер FiiО i1? Его напряжение без нагрузки при измерении составило 0,726 В. Значит при любой нагрузке оно станет еще меньше, чем у айфонов, айпадов и фирменных переходников Apple. Поддержка 192 кГц в данной модели — фикция, поскольку все Lightning-устройства, сертифицированные по MFi, не могут оперировать свыше 24 бит/48 кГц. Это сделано для увязки работы гарнитуры и видеомикрофона.

АЧХ FiiО i1 при попытке подать сигнал 24 бит/96 кГц. Все заканчивается на граничной частоте 24 кГц

Все эти случаи мною приведены не из желания отбить охоту связываться с китайскими производителями. У того же FiiО я с удовольствием порекомендую модель усилителя А5 с выходными ОУ MUSES02. При своей скромной стоимости А5 по звуку нравится даже больше монстра-универсала Q5. Но, пожалуйста, не развешивайте уши под китайскую лапшу из неприязни к западным ценностям, в том числе хайфайным.

Объемы аудиотехники на Алиэкспрессе сопоставимы с рынком резиновых тапок, который никто не контролирует и ответственности ни за что не несет. И так не бывает, когда человек что-нибудь купил на Али и закрыл вопрос. Как правило, за одной дешевой покупкой следует еще одна, чуть дороже. Затем еще одна и еще, что в итоге превышает условную штуку баксов на нормальный компонент.

В конце концов, не нравятся цены в магазинах — у нас существует вторичный рынок, где можно подобрать кучу крутейшего High-End при бюджетных вложениях. А китайская лапша лучше смотрится на обеденном столе. 5 минут в кипятке, промыть проточной водой. Затем можно обжаривать с яйцом. Остальные ингредиенты добавить по вкусу и настроению.