Этой зимой мне довелось послушать акустику Magnat Tempus 77 — флагмана младшей линейки Magnat, обладающего достойным звуком при неприлично низкой цене. Настало время развить тему, исследовав второй напольник серии — Tempus 55. Имея минимальные технические отличия, он все же не идентичен старшей модели ни по количеству излучателей, ни по рабочему объему, ни по настройке. Ну и самое главное — цена его еще ниже, а это уже чистой воды провокация.
Еще раз о Klippel
Упоминание лазерной измерительной установки Klippel встречается в описаниях различных моделей акустики все чаще, и по моим наблюдениям, этот факт вполне можно считать маркером качественного звука. Суть замеров в том, что регистрируется поведение драйвера, изгибы поверхности мембраны и резонансы в любой точке конструкции. И все это в реальном времени. Таким образом, на экране монитора инженер может пошагово проследить реакцию излучателя на подаваемый тестовый сигнал, увидеть, где возникают резонансы и паразитные вибрации. Простота и быстрота проведения данного анализа позволяет применять его многократно и достичь нужного результата. И вот здесь начинается самое интересное.
Раньше, для того чтобы устранить паразитные резонансы корзины динамика, разработчики шли простым, но дорогостоящим путем — использовали литые алюминиевые корзины. Это было разумно, ведь выловить резонанс в штампованной стальной корзине можно было разве что опытным путем. С помощью Klippel можно увидеть, в каком месте «звенит» корзина, и усилить это место выштампованным ребром жесткости или изменением геометрии. То же самое с диффузорами динамиков. Раньше приходилось выбирать материалы, исходя из общих соображений: жесткости, упругости, массы. Теперь же довольно просто понять, где и в какой момент прогибается легкий бумажный диффузор, а также внести коррекцию в его геометрию или применить пропитку. Получается, что проблема решается без применения более тяжелого, жесткого и дорогостоящего материала.
А теперь живой пример. СЧ/НЧ-излучатели имеют конструкцию, полностью оптимизированную с помощью Klippel. Это значит, что поведение всех ключевых элементов было проанализировано и оптимизировано с точки зрения минимизации искажений и резонансов. Корзины динамиков стальные, диффузоры изготовлены из бумаги с полимерной пропиткой, придающей ей внешний вид, аналогичный полипропилену. Фланцы диффузоров и вовсе пластиковые, хотя на вид их сложно отличить от алюминиевых. Применив Klippel, практичные немцы смогли использовать недорогие материалы, но получить при этом вид и качество звучания, как у излучателей с ценником значительно выше. Именно в этом и есть главный секрет акустики Magnat Tempus.
Хотя, конечно, не стоит забывать про фазолинейный кроссовер с фильтрами четвертого порядка, фирменный купольный твитер fmax, прочные корпуса из МДФ и порты фазоинвертора Airflex. Все это тоже вносит существенный вклад в итоговое качество звучания.
Глубина и контроль
Помимо очевидного визуального отличия от старшей 77-й модели, выраженного в меньшей высоте корпуса и наличии только одного басового динамика, Tempus 55 имеет еще одно менее очевидное различие — другую настройку кроссовера в области совместной работы НЧ- и СЧ/НЧ-звеньев. Верхняя граница воспроизводимых частот басовика выше, чем у модели 77, но не будем забывать, что общая отдача по басу у модели 55 при этом меньше на треть. Это значит, что главные изменения стоит искать в области баса и нижней середины.
Тональный баланс в целом весьма близок к тому, что демонстрировали старшие напольники: в целом ровно, без откровенных перекосов и ярких акцентов. Середина у Tempus 55 звучит натурально, с естественной теплотой в те моменты, где это уместно. Верхние слегка подчеркнуты, но не солируют и не перетягивают внимание на себя. Басовая область действительно подается иначе, нежели на Tempus 77.
Флагманы пытались выдать больше баса и в вопросе между количеством и качеством иногда балансировали на грани. Tempus 55 сделали однозначный выбор в пользу второго и продемонстрировали больше собранности и управляемости во всем низкочастотном регистре, что отлично выявилось на металле с быстрым басом и насыщенной нижней серединой. Slipknot, Stratovarius и Metallica играли достойно и выявили еще один немаловажный факт. Помимо скорости и четкости, акустика обладает вполне достаточной для такой музыки детализацией.
При переходе на академическую музыку ситуация выглядела несколько иначе. Камерная классика и барочная музыка в исполнении Tempus 55 понравилась мне больше, чем крупные формы. Сюиты для виолончели Баха прозвучали отлично, а симфонии Бетховена и Чайковского в исполнении БСО лучше все же слушать на более крупной акустике — чуть не хватало масштаба и размаха.
Аналогичная ситуация с EDM, в котором, как известно, баса много не бывает. Так что, если решите послушать выступления Armin Van Buuren с симфоническим оркестром, старшая модель будет предпочтительнее. А в музыке, где важнее точность и сфокусированность нижнего регистра, например, на сложном джазе, прогрессив-роке или просто на записях известных бас-гитаристов, работа Tempus 55 понравилась мне немного больше.
Аудиофильские стандарты вроде Pink Floyd и Dire Straits акустика воспроизводит эталонно и вполне может послужить примером, как должны работать напольники в этом ценовом сегменте. Есть сцена, макро- и микродинамика, естественность тембров, детализация. Все на своих местах. Вертолет в «Another Brick In the Wall» убедительно кружит над головой, атмосфера в «Ride Arcoss the River» в должной степени загадочна и меланхолична. Надо ли говорить, что джаз с демо-дисков известных производителей аппаратуры звучал столь же хорошо?
Вывод
Magnat Tempus 55 максимально снижают цену вхождения в мир традиционного Hi-Fi, причем покупка окажется весьма практичной, поскольку эти колонки будут актуальны и после первого апгрейда электроники. По характеру они немного отличаются от старшей модели, и мне понравились больше за счет более четкого и аккуратного баса. Хотя это, конечно, вопрос музыкальных предпочтений, а не совершенства той или ной модели.
Хорошо сбалансированный быстрый и четкий звук, отличная ритмичность и детализация во всем диапазоне, удобные регулируемые опоры в комплекте, отличное соотношение цена/качество
Отделка недорогими материалами
36 900 рублей
Акустическое оформление: фазоинвертор
Количество полос: 3 (схема включения: 2,5)
ВЧ динамик: 25 мм тканевый купол
СЧ динамик: 170 мм конус из бумаги с полимерной пропиткой
НЧ динамик: 170 мм конус из бумаги с полимерной пропиткой
Диапазон частот: 24-45000 Гц
Частоты раздела кроссовера: 350 Гц и 3300 Гц
Рекомендуемая мощность усилителя: 30-280 Вт
Чувствительность: 92 дБ
Импеданс: 4-8 Ом
Варианты отделки: черный, мокка
Габариты: 200х880х320 мм (без учета опор)
Масса: 13 кг