«Да я не аудиофил, мне бы чего попроще!» — продавцы виниловых вертушек слышат эту фразу чуть реже, чем торговцы другой звуковой техникой. Но статистика штука упрямая — существенный процент продаж им обеспечивают те, кто считает, что винил — это в первую очередь модно. Так где же грань, за которой «попроще» превращается в «уж слишком примитивно» даже для самого невзыскательного слушателя? На этот вопрос мы сегодня и попытаемся найти ответ.
Бренд ION входит в американскую корпорацию inMusic, которая в данный момент объединяет такие серьезные марки, как Denon (Professional и DJ), Marantz Professional, M-Audio и отлично известный всем диджеям Numark.
Однако в отличие от компаний, ориентированных на профи, ION специализируется на технике исключительно домашней. Точнее, дачно-домашней, так как, помимо проигрывателей винила и караоке-систем, выпускаются аппараты для больших вечеринок на открытом воздухе — с огромными вуферами под 20 дюймов и залихватской дискотечной подсветкой.
Вертушки ION до недавнего времени были поголовно стилизованы под старый добрый винтаж и нацелены в первую очередь даже не на меломанов, а на любителей эффектных стильных интерьеров. И вот настало время двигаться дальше. Недавно ION представил две первые модели, внешне похожие именно на современные проигрыватели и ни на что другое. На самом деле, в новую серию PRO входят три аппарата, однако верхняя модель PRO500BT на нашем рынке пока не анонсирована. Так что на тестирование прибыл его брат PRO100BT — самая продвинутая на данный момент вертушка ION в России.
Сразу замечу, что, несмотря на весомый индекс «PRO», она, как и все ее собратья, относится к ультрабюджетному сектору. Рекомендованная цена 14 990 рублей — у некоторых фирм за такие деньги разве что мат с пассиком купить получится. Что же предлагает за эти деньги ION?
Unboxing
Упаковочная коробка оказалась абсолютно стандартного размера, разве что совсем не тяжелая. Внутри вертушка, тщательно упакованная в матовый полиэтилен и защищенная пенопластовыми блоками, а также резиновый мат в отдельном двойном конверте. Все, как говорится, не хуже, чем у людей. Следом за матом на свет были извлечены: вполне добротный кабель USB А-В, совсем простенький межблочник RCA и сверхминиатюрный импульсный блок питания, с виду неотличимый от зарядок для смартфонов.
Сама по себе вертушка поставляется в полностью собранном и настроенном виде. Более того, никаких регулировочных элементов в пользовательском доступе просто нет. Прижимная сила, высота тонарма, антискейтинг и т.д. — все это раз и навсегда установлено на заводе. Впрочем, как и сам ММ-картридж. Во всяком случае, никаких монтажных гаек на шелле мне углядеть не удалось.
Однако без паники. Система далеко не одноразовая: при необходимости алмазную иглу вместе с держателем можно купить отдельно от звукоснимателя (ION продает сменные модули CR250).
Материалы
Обычно заметная часть описания проигрывателя посвящается используемым в его конструкции материалам. Но в нашем случае этот раздел повествования будет лаконичным.
Видимые детали корпуса и конструкции PRO100BT почти полностью изготовлены из черного пластика, скорее всего, полипропилена. Из него выполнен даже диск. При толщине основной его плоскости порядка миллиметра, в ней имеются прорези, сквозь которые можно рассмотреть шкив двигателя со втулкой и надетым на нее плоским резиновым пассиком.
Опорная ось, конечно же, стальная, причем нижняя ее часть где-то в глубинах механизма зафиксирована таким образом, что просто так извлечь диск из корпуса нельзя. Для этого нужно как минимум сдернуть тугую стопорную шайбу, чего я делать не решился, как вряд ли решится и типичный покупатель данной вертушки.
Сверху стол защищает стандартная крышка из прозрачного акрила, причем края ее снабжены резиновыми демпферами — я видел и втрое более дорогие аппараты, разработчики которых на этой приятной мелочи сэкономили.
Кардан тонарма по большей части тоже пластиковый, равно как и его противовес. Правда, если взглянуть на него с торца, становится видна широкая металлическая шайба и удерживающий ее винт. Трубка тонарма выполненная, судя по всему, из тонкостенной стали, на ощупь оказалась достаточно жесткой и легкой.
Основной корпус изготовлен все из того же полимера, отполированного под рояльный лак. Легок он просто фантастически — вся вертушка в снаряженном состоянии весит чуть меньше трех килограммов. Опирается конструкция на простые, нерегулируемые, но достаточно эффективные в плане вибропоглощения резиновые опоры.
Функции
Зато по количеству органов управления PRO100BT запросто обходит, пожалуй, две трети любых вертушек, независимо от их ценового класса. Во-первых, у него полностью автоматическое управление тонармом. По нажатию на кнопку «Старт» он поднимается, позиционирует иглу над началом первой дорожки и опускает ее на пластинку. Кнопка «Стоп», как нетрудно догадаться, прокручивает эту цепочку событий в обратную сторону. Теперь понятно, зачем нужен селектор размера пластинки — чтобы избежать воспроизведения с середины песни или, чего доброго, падения иглы на движущийся мат.
На противоположном от тонарма углу стола расположились переключатель скорости вращения (судя по всему, электронный), регулятор громкости, 3,5-мм гнездо для наушников и даже кнопка включения встроенного модуля Bluetooth.
Да-да, наш герой нафарширован по полной программе не только механическими системами, но и электроникой. Тут имеются тонокорректор, усилитель для наушников, трансмиттер Bluetooth и АЦП, формирующий на USB-выходе 16-битный цифровой поток с дискретизацией 44,1 или 48 кГц. Тонокорректор отключаемый, соответствующий тумблер логично расположен на задней панели. А вот установленную рядом с ним кнопку общего питания явно стоило вынести поближе к фронтальной части — неподготовленный слушатель искать ее может долго.
Интересно, что ручка управления усилением работает одновременно и на выход наушников, и на передачу по Bluetooth. Можно, конечно, предположить, что регулятор спаренный, но я склонен думать, что здесь применена интегрированная цифровая система обработки звука, вроде тех, что реализованы в смартфонах. Подтверждает это и тот факт, что встроенный АЦП ни включить, ни отключить нельзя. Он работает постоянно, и его выходной поток можно не только записывать в файлы, но и просто слушать через компьютер, объяснив операционке, что источником звука для нее является USB Audio Device.
Что касается оцифровки треков, то для этого на официальном сайте можно бесплатно скачать простую и понятную программу EZ Vinyl Converter. Я сделал этой программой две короткие тестовых записи Petrol Head Стинга и Where or When Дайаны Кролл. Послушайте и можете оценить работу вертушки и ее АЦП. Треки сохранены в формате AAC 256 кбит/с, поскольку другие форматы штатный софт не подразумевает.
Субкультура
Ну а теперь о звуке. Скажу сразу, он не для аудиофилов и не для продвинутых меломанов. Он для огромного числа людей, для которых пластинки — это прежде всего субкультура и стиль.
Просто для примера: что может в вагоне метро услышать человек в открытых(!) наушниках, надетых поверх вязаной шапки? «Ничего» — ответ неправильный. Звуки города вместе с музыкой и с осознанием себя, в шапке и больших наушниках, как части этого огромного мира, наверняка рождают в сознании нашего слушателя те самые позитивные вибрации. И ничего важнее для него быть просто не может.
С новой вертушкой ION ситуация похожая. Самая главная ее миссия — создать ощущение причастности к субкультуре и дать прикоснуться к по-настоящему живому музыкальному носителю. И, кстати, полным провалом, как звук открытых «ушей» в метро через шапку, я бы саунд PRO100BT не назвал. Да, музыкальная сцена весьма схематична, а динамика заметно поджата, но при этом средне-низкий диапазон не лишен рельефности и в нечленораздельное гудение не сливается. Высокие жестковаты и несколько акцентированы, но это было заметно мне на акустике DALI Ikon 2 Mk2 с ленточными твитерами, а на системах попроще данная особенность может компенсировать очень вероятные мягкость и завал по ВЧ.
Вышеперечисленные особенности саунда на линейном и «ушном» выходах проявляются в разной мере, но глобально характер звучания не меняется даже с подключением внешнего фонокорректора, так что в качестве аппарата на вырост данная модель — вариант спорный. Зато она прекрасно подойдет тем, кто хочет просто пребывать в живом контакте с музыкой — в самом буквальном смысле этого слова. Причем делать это, не вдаваясь в технические сложности, без головной боли и с минимальными финансовыми жертвами. Просто достал новенькую вертушку из коробки, поставил пластинку, нажал кнопку и слушаешь. Хоть на чердаке через беспроводные наушники, зато с обалденным видом на закат над городом.
На удивление обширный функционал по соблазнительной цене, полная самодостаточность.
Звук весьма незатейлив, и заметно облагородить его апгрейдом не получится.
14 990 рублей
Тип привода: пассиковый
Мотор: постоянного тока
Картридж в комплекте: Pro-Linear CR2500 (MM)
Скорости вращения: 33 1/3, 45 об./мин.
Детонация: <0,25% (3 кГц)
Коммутация: RCA Stereo Out, USB-B, Jack Mini
Усиление встроенного фонокорректора: 34 дБ
Сигнал/шум: 64 дБ (А-взвешенный, 20 кГц)
Выходной сигнал: 2,4/149 мВ
Выходной цифровой поток: 44,1/48 кГц, 16 бит
Габариты: 420 х 357 х 117 мм
Масса: 2,8 кг