Не классикой единой, как говорится. Музыка в своем разнообразии всегда имеет альтернативу, с каким бы жанром мы ни столкнулись. Жанры трансформируются в поджанры, те, в свою очередь, переплетаются со стилями, и в итоге на просторах стриминговых сервисов можно найти музыку, которую редакторы перемещают в категорию «джаз» просто от безвыходности. Потому как плодить бесчисленные подкатегории равно усложнять жизнь и себе, и слушателям. Поэтому, придя к неструктурируемой сложности, выход был один: упростить.
С удовольствием принимаем такой ход событий, но для поддержания альтернативного взгляда можем предложить свою мини-классификацию. Например, «классический неклассический джаз». Долго ли сможет существовать эта категория — доподлинно неизвестно. Но начало положено, музыка в плейлист сложена, муза потирает руки: приступим.
Mark Dresser «Tines Of Change»
Мастеров контрабасовых партий на нашем веку немало. Многие из них всегда на слуху, некоторые удачно вписались в различные трио и прочие квартеты. Особняком стоят сольные альбомы — насладиться звуком контрабаса без аккомпанемента можно не так часто, как хотелось бы.
На выручку пришел композитор-контрабасист Марк Дрессер со своим новым альбомом «Tines Of Change». Дословно название альбома переводится как «Зубцы перемен», но, честно говоря, уловить авторский посыл не получилось. Возможно, имеется в виду конструкция уникального контрабаса, на котором сыгран альбом, возможно, что-то иное. Но чтобы проникнуться необычной, специфичной и мастерской игрой на контрабасе, знать это все вовсе не обязательно.
Марк с басом на «ты» уже достаточно давно. Неоднократно был замечен в джазовых составах, и даже на «Грэмми» номинировался. Будучи профессионалом в своей области, немало внимания он уделяет инструменту, на котором играет. Для сольного альбома был выбран контрабас, которых в мире всего два: один теперь во владении Марка, второй — у Кента МакЛагена, который, собственно, и занимается изготовлением этих инструментов.
Сложно понять, что это: магия мастерства или гений технических нюансов инструмента, но саунд получился очень неклассическим, до той степени, чтобы попасть в эту подборку. Порой звук вовсе срывается во что-то похожее на горловое пение, где-то можно услышать более привычные проходки по партитуре, но дальше в силу снова вступает гений мастерства, и остается только гадать, каким способом Марк извлекает подобные звуки из знакомого всем инструмента. Звучание струн перекликается с контролируемыми резонансами, приводя слушателя к почти экстатическим состояниям. Периодически возникают другие инструменты, но роль их не более, чем фоновая.
Музыка получилась довольно альтернативная, это почти джазовый андеграунд, дружить с которым получается далеко не у каждого. Но это и не обязательное условие. Восхищение можно оставить фанатам, и, оставаясь сторонним наблюдателем, получить удовольствие от необычной фактуры звука необычного инструмента.
Jazz Dispensary: Hotel Jolie Dame
«Все возможное было испробовано и потерпело неудачу. Теперь пришло время попробовать невозможное». Добро пожаловать в Джазовый Диспансер!
Любопытное название для музыкального лейбла, не так ли? А дело, которым он занят, не менее увлекательно: сбор, каталогизация, систематизация и переиздание музыки эпохи 60–70-х годов прошлого века. Владельцы лейбла видят эту эпоху как самую драгоценную жемчужину в ожерелье музыкальной истории и не жалеют ни времени, ни сил, чтобы искать, ремастерить и переиздавать на виниле и в цифре музыку того времени.
Эти годы были одними из самых плодотворных в плане творчества самых разных направлений, и, как и в случае с эстонским фанком, многие исполнители и композиции были попросту забыты или утеряны. Но теперь у руля Джазовый Диспансер, и чему быть, тому не миновать!
«Эхо в коридорах диспансера» — одна из цитат, которой определяют направление альбома «Hotel Jolie Dame». Интригует и описание: «Присоединяйтесь к нам в путешествии назад, в лето 1978 года, в воображаемый отель в самом сердце Французской Ривьеры, на день любви, заброшенности и полной психоделии».
Пара этих цитат в общих рамках характеризует альбом. Разве что исключить можно было бы фразу о психоделии, так как явной психоделической направленности альбом не имеет. Но кто мы такие, чтобы ломать маркетинговую стратегию бренда?
В целом, альбом получился светлым и даже слегка романтичным, что вполне в духе Ривьеры — лайтовые околоджазовые ритмы с фанковыми вкраплениями и все то, что мы ожидаем от музыки той эпохи. Если такой саунд вам по душе, можно посмотреть и другие релизы от этого лейбла, все их подборки получились действительно удачными.
GoGo Penguin «Everything Is Going To Be OK»
Этих ребят нельзя обойти стороной: джаз и все, что около него, цепкими аккордами, незаурядными ритмами и оригинальными мотивами пронизывает творчество молодых талантов. Скорее всего, в подробном объяснении, кто такие GoGo Penguin, большинство из нас не нуждается. Для тех же, кто с их творчеством еще не знаком, у нас есть небольшая, но обязательная инструкция: пока читаете этот абзац — включите любой их трек по ссылке ниже. Затягивает, правда?
Одни из лучших представителей новой британской школы, GoGo Penguin по праву заслужили себе всемирную известность. А времени-то прошло совсем немного: их первый альбом вышел в 2012 году. Да и, в общем, они не спешат баловать своих слушателей частыми релизами. Однако каждый следующий можно наверняка класть в копилочку — однозначно пригодится!
Новый альбом выдержан в устоявшемся стиле группы, но есть и кое-что новенькое: чуть больше электроники, чуть больше романтики. Неизменно и просто великолепно прописана басовая линия. Все это искусно переплетено в кружева, которые порой хоть и не выделяются замысловатостью узоров, но гипнотический эффект имеют. Поддаться такому гипнозу — одно из самых привлекательных удовольствий при прослушивании музыки.
Brandee Yonger «Brand New Life»
Чего нам не хватало для завершения образа классического неклассического джаза, так это арфы. Благо, в этом альбоме ее вдоволь, и гармонизирована она в треки действительно на высочайшем уровне.
У инструмента — известная американская арфистка Брэнди Янгер. В солистах и помощниках — не менее известные личности американской джазовой, хип-хоп, R&B и даже регги арены. Казалось бы, причем тут арфа? А вот тут-то и кроется замысел, здесь и спрятана изюминка альбома — в нетипичном и, на первый взгляд, нелогичном объединении жанров и инструментов.
Но перегибать не стали: некоторые треки остались полностью за Брэнди, но другие (например, «Livin' And Lovin' In My Own Way») — это просто апофеоз симбиоза жанров, от живости и новизны которых просто слезы на глаза наворачиваются. Угадали, попали в яблочко, испытали удачу и поймали ее за хвост, знали и бессовестно использовали мотивы, которые заставляют ставить треки на повтор — такая тенденция нам нравится, пойдем на поводу, глазом не моргнув.
Конечно, этот альбом слишком около джаза, но все же где-то рядом с ним. Его нетипичность слегка выбивается из той, к которой большинство из нас привыкли. Но это именно то, что мы искали, ищем и будем искать в бурных волнах океана музыки.