О сколько нам открытий чудных 

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных, 

И гений, парадоксов друг, 

И случай, бог изобретатель

(c) Наше всё

Я давно раздумывал, как описать свои впечатления от соприкосновения с  магнитофонной темой. Соприкосновение, которое стало возможным благодаря знакомству и дружбой с @adenotom, @BigD и, благодаря им, с Михаилом Мамоновым. А первыми магнето-змеями-искусителями у меня были Андрей Шишло и Алексей Слонов, об этом я уже рассказывал ранее. 

Studer 810

Очевидно, что о качестве и превосходстве звучания ленты по сравнению со всеми остальными носителями говорить нечего, говорено-переговорено, описано-переописано и копий сломано не мало. Поэтому я вывел в заглавие слово эталон. Я хочу поделиться своими мыслями о хозяйственно-бытовых, немного технических и, конечно, экономических аспектах. 

Ballfinger M 063

Думал, в какую форму облачить свои мысли, и решил писать в стиле pro/contra, объяснять каждый пункт, где-то сам себе перечить и противоречить. 

Metaxas Papillon

И так, начнем со звука. Как я уже сказал, это эталон, там расхваливать нечего. Но есть еще одна особенность. На некоторых записях на ленте, в сравнении с пластинками, слышно значительно больше звуковой, мелодической информации. И дело не в разрешающей способности тракта, динамическом диапазона и прочее, поверьте, моя система с очень высоким разрешением. Там другое. Такое чувство, что на пластинках, по той, или иной причине, технической ли, коммерческой ли, много чего просто не записано. Ярчайший пример это Final Cut от PF и JC Superstar. Оба произведения я знаю, буквально, по-нотно, посекундно. Но на ленте явно больше музыки, и не в нюансах, просто больше. Когда @BigD включил мне ленту PF, моему удивлению-ужасу-восторгу не было предела!!!! Первый пункт- pro!

Studer A 80

Далее. Фонотека, ее разнообразие и доступность. Тут все сложно. Очевидно, что все пластинки печатались с ленты, но никто не будет оспаривать факта явного превосходства винила в разнообразии. Мне можно возражать, что есть люди, у которых огромные фонотеки на ленте, у них можно найти все, что угодно, купить, обменять, переписать и т д. Да, есть, я знаю этих людей, с некоторыми дружу. Но я также вижу, с какими поисковыми, финансовыми, логистическими, техническими, поДделочными сложностями собираются эти фонотеки на ленте. А у нас, филофонистов, никаких проблем, даже в нынешних санкционных условиях. С другой стороны, неоднократно видел уникальные ленты с восхитительной музыкой, которая на виниле не выходила. И, тем не менее этот пункт- contra. 

Stellavox TD 9

Разнообразие типов лент, возрастов и поколений лент, их доступность, стоимость. С одной стороны это не самая большая проблема, знания дело наживное, особенно, когда есть публикации типа https://stereo.ru/p/ba01z-magnitofonnye-lenty-novye-i-vintazhnye-posobie-dlya-nachinayuschih Но, опять же, все это требует особого подхода, времени, денег. И, что ни говори, доступность очень сильно усложнена! Похоже, и тут contra.

Uha-HQ ULTIMA4

Далее хранение. В идеале нужны особые условия, температура, влажность, периодически ленты нужно перематывать для устранения всяких магнитных-перемагнитных процессов, нельзя размещать у/на/сзади колонок, блоков питания, да любого устройства, излучающего магнитное поле. Нельзя класть на ленту сотовый. Нельзя забывать хранить ленту tails-out и прочая и прочая. Вот тут подробно http://audiobobiny.com.ua/2018/09/18/magnitnaya-audiolenta-kak-pravilno-hranitaudio/ В общем, снова contra

Technics RS-1500

Едем дальше. Огромное количество аксессуаров и прочих необходимых мелочей. Что нам для винила нужно? Без извращений. Хорошая щеточка, жидкость для иглы и клэмп… А тут и катушки и бобышки и набы и прочие шнабы. Вот тут подробно https://stereo.ru/p/124n2-aksessuary-dlya-katushechnogo-magnitofona-kerny-bobyshki-katushki-bliny-i И это все крайне необходимые вещи, а не прихоти идеалиста. И не менее затратные. Contra, ничего не поделать. 

Thorens TM 1600

Теперь магнитофоны. Тут можно рассуждать и рассказывать часами. Магнитофоны есть, их много, практически на любой вкус и кошелек. Современные- очень дорогое удовольствие. Весь винтаж требует очень вдумчивой, тщательной и профессиональной профилактики. А это «архиважно и архисложно» (c) Вечно живой. А настоящего мастера с кондачка не найдешь! Помимо того, самые лучшие модели, позволяющие максимально раскрыть всю прелесть записи на ленте очень громоздкие. И, когда воочию видишь, с какими сложностями человек пытается раздобыть родную головку от Ampex… ну, прямо ох… А еще, lege artis, надо иметь 2 магнитофона- один воспроизводящий, другой записывающий. А еще магнитофоны надо очень часто, калибровать и проверять. В общем, все это для меня contra. 

Mara JH 110

Но тут есть один интересный момент. Когда сравниваешь стоимость и затраты на магнитофоны и проигрыватели винила, то магнитофоны вырываются резко вперед!!!! Для достижения идеала звучания на магнитофон, оказывается, уйдет значительно меньше денег. Сами можете посчитать. Парадокс, и, тем не менее. Абсолютное pro!

Итого 2 pro на 7 contra. Ради объективности обязан указать, что весь этот мой хит-парад основан исключительно на созерцательной базе. И лично для себя я совершенно не готов перейти на ленту, ибо ухожу в любую тему с головой, а мне сейчас это невозможно.

Но любой человек, кто рискнет, или уже рискнул обзавестись магнитофоном и делает все так, как нужно, будет вознагражден ни с чем не сравнимым удовольствием от прослушивания музыки. А это самое главное!

P.S. А еще один мудрый человек сказал: «Не всё нужно иметь дома, что в гостях есть» 😉