В наш век универсальной аппаратуры усилитель мощности становится едва ли не обязательным компонентом аудиосистемы высокого класса. Ничего удивительного — функции преда, т.е. переключения входов и регулирования громкости все чаще берет на себя медиаплеер или ЦАП/CD-проигрыватель. В связи с этим современный «оконечник» должен быть рассчитан на работу с самыми разнообразными устройствами. Значит, имеет смысл тестировать его по-новому: как самостоятельный компонент, без традиционной связки с «родным» предусилителем.
История с географией, философией и этимологией
Хотя штаб-квартира фирмы находится в шведском городе Лимхамн, ее название сконструировано по законам английского языка: многозначное слово prime («исходный», а может быть, и «превосходный») снабжено собирательным суффиксом mare (вспомните, например, nightmare). Получился т.н. авторский неологизм, который можно перевести как «первичность» или даже «превосходительство». И впрямь, к некоторым изделиям фирмы хочется обращаться не иначе как «ваше превосходительство».
На этом с этимологией и географией покончено, займемся историей с философией (час от часу не легче, подумает кое-кто из читателей). Фирма была основана в 1985-м, а год спустя дебютный продукт Primare, трехблочный интегральный усилитель 928, был выставлен в копенгагенском музее индустриального искусства.
Этим изделием Primare буквально перевернула представления о том, как должны выглядеть (и звучать!) компоненты аудиофильского класса. Точнее говоря, фирме удалось совместить доселе несовместимое — Lifestyle и High End. Между тем инженеры и дизайнеры Primare руководствовались элементарным здравым смыслом, ставя во главу угла интересы потребителя.
В основе такой философии лежит здоровый консерватизм: в частности, разработчики считают, что слепое следование капризам электронной моды (наводнение устройства новыми, подчас ненужными функциями неоправданно усложняет настройку и управление и даже ухудшает качество звучания). Впрочем, к новейшим материалам и техническим решениям фирма относится с пиететом (подробнее об этом мы еще поговорим).
Иными словами, принцип «идти в ногу со временем» для специалистов Primare означает использование достижений конструкторской мысли ради повышения качества работы и надежности устройства, упрощения его эксплуатации и, конечно же, создания привлекательного дизайна.
От общего к частному
Предисловие, кажется, несколько затянулось. Давайте же наконец познакомимся с нашим подопечным. На первый взгляд — перед нами компонент классического (меня так и подмывает сказать, традиционного) дизайна. Так оно и есть, причем слово «традиционный» в данном контексте нужно воспринимать как комплимент.
Я уже говорил, что сфера применения усилителя мощности в последнее время значительно расширилась: ему приходится работать с «неродными» компонентами. Следовательно, его дизайн должен быть элегантно сдержанным, дабы не вносить в облик аудиосистемы ненужный диссонанс, но и не смотреться унылым «черным ящиком», место которому только в закрытой стойке (синоним чулана на языке аудиофилов). С этой задачей А34.2 справляется, на мой взгляд, вполне достойно. Фасад из толстой алюминиевой плиты — матовый «с искрой» (по нему словно бы прошлись металлической щеткой, оставив мелкие риски; они соблазнительно поблескивали в полумраке комнаты прослушивания).
Никаких украшений нет, если не считать логотипа фирмы и ее названия, а также бело-голубого светодиода в треугольном окошечке, указывающего на то, что усилитель включен.
На задней панели имеются все входы, положенные аппарату такого класса. Предусмотрено подключение по несимметричной и балансной шине, а также возможность работать в составе многокомнатной системы управления (есть порт RS-232C). Вход/выход релейного сигнала 12 В позволяет включать/выключать этот усилитель одновременно с включением/выключением источника (например, медиаплеера).
Усилитель двухканальный, но может работать и как моноблок с многократно увеличенной (1х550 Вт вместо 2х150 Вт) мощностью — в мостовом режиме. Режим этот реализуется посредством переключателя Bridge (расположен в самом центре тыловой панели, рядом с тумблером выбора несимметричного или балансного входа). При этом входной сигнал подается только на гнезда левого канала, а выходной снимается с плюсовой клеммы правого канала и минусовой — левого (оставшиеся акустические клеммы закорачиваются специальной перемычкой, имеющейся в комплекте усилителя).
Заглянуть внутрь
Сняв крышку корпуса, я ожидал увидеть гигантский тороидальный трансформатор и мощные радиаторы выходных транзисторов. Каково же было мое удивление (но отнюдь не разочарование), когда я не нашел ни того, ни другого. Под капотом — всего-навсего три печатных платы довольно скромного вида. Самая крупная и солидная по наполнению — здесь все-таки есть около десятка транзисторов, посаженных на радиаторы — обеспечивает питание в рабочем режиме и режиме ожидания (отдельная цепь).
На второй, поменьше, скомпонован узел управления входами: схема перехода в мостовой режим, а также микропроцессорный блок управления по релейному сигналу и защиты от перегрузки. Собственно усилитель вынесен на самую маленькую плату — площадью не больше, чем экран смартфона.
Почему так получилось? Для ответа на этот вопрос уместно начать обещанный разговор о новейших технологиях. Одна из них, фирменная UFPD (Ultra Fast Power Device — сверхбыстрое усилительное устройство), лежит в основе усилительного тракта Primare 34.2. Установленные в нем узлы UFPD работают в классе D, используя широтно-импульсную модуляцию. Сведущий читатель немедленно спросит: «А как же присущая таким усилителям жесткость звучания, ставшая уже притчей во языцех?»
Специалисты Primare объясняют причину ее возникновения следующим образом. Импеданс колонки сильно зависит от воспроизводимой частоты (измерения в тестовой лаборатории журнала Stereo&Video показали, что на определенных частотах сопротивление 8-омного по паспорту громкоговорителя может снижаться до 2 Ом). В связи со столь серьезными перепадами нагрузки выходной каскад усилителя класса D перестает работать стабильно.
Для противодействия этому в модуль UFPD вводится обратная связь во всем диапазоне рабочих частот, а ее глубина регулируется в зависимости от импеданса АС. Инженеры Primare утверждают, что такое решение позволяет усилителю с одинаковой стабильностью отрабатывать сигналы любой частоты и с очень крутыми фронтами, а также подавлять резонансы выходного фильтра, тем самым кардинально уменьшая искажения.
Поскольку модуль UFPD работает в классе D, коэффициент его полезного действия очень высок — более 90% (в тепло превращается менее десятой доли подводимой от блока питания энергии). В связи с этим радиаторы становятся не нужны, а усилительный тракт удается разместить на совсем небольшой плате.
Зато повышенные требования предъявляются к блоку питания. В частности, он должен поглощать излишки энергии, возникающие при росте импеданса нагрузки, а при необходимости, наоборот, увеличивать отдачу. Это приводит к усложнению его схемы, а также —увеличению числа накопительных и вспомогательных конденсаторов, что и прослеживается в конструкции соответствующей платы усилителя.
Слушал и постановил
Поскольку фирма утверждает, что UFPD-модуль способен мгновенно отдавать в нагрузку очень большую мощность, т.е. реалистично отрабатывать сигнал с практически отвесным фронтом, усилитель был подключен к гигантским напольникам KEF Reference 207, а тестирование началось с очень сложного для воспроизведения трека «Поэма китайских барабанов» Йим Хок-Мана. Бас порадовал меня своей собранностью, управляемостью и практически полным отсутствием паразитных послезвучий. Образно выражаясь, усилитель держал акустику в ежовых рукавицах.
Затем я решил испытать способность Primare передавать музыкальные произведения, отличающиеся широким динамическим диапазоном. В качестве тестового материала была выбрана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского в исполнении Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика». И вновь Primare не подвел: громкость и напор звучания нарастали подобно приливной волне, но усилитель передавал масштаб симфонического полотна без малейших искажений и даже с легкостью: мне показалось, будто он подключен к неиссякаемому источнику энергии.
Стоит ли говорить, что испытания на локализацию и достоверность передачи высоких частот, проведенные посредством нескольких джазовых и хард-роковых композиций, Primare, по-моему, прошел безукоризненно. Тем, кто все еще сомневается в способности усилителя класса D составить достойную конкуренцию классической АВ-схеме, предлагаю прослушать этот аппарат. Уверен, ваше мнение изменится.
Достоинства: способность раскачать самую требовательную акустику, четко управляемый бас
Недостатки: цена
Официальная страница продукта: Primare 34.2
Цена: 190 000 рублей
Паспортные данные
Выходная мощность (8 Ом; 0,1 % КНИ):
режим стерео — 2х150 Вт
мостовой режим — 1х550 Вт
Входы аналогового сигнала: несимметричный 2хRCA, балансный 2хXLR
Служебные порты: вход/выход релейного сигнала 12 В 2х3,5 мм, порт RS-232C
Диапазон рабочих частот (–0,5 дБ): 20 Гц — 20 кГц
Соотношение сигнал/шум (20 Гц — 20 кГц, невзвешенный): 105 дБ
КНИ (стереорежим):
1 кГц, 100 Вт, 8 Ом — 0,005%
20 Гц — 20 кГц, 10 Вт, 8 Ом — 0,02%
Потребление/Standby: 500 Вт/0,3 Вт
Габариты: 430x385x105
Масса: 10,5 кг