Дилемма жанровости настроек низких частот • Stereo.ru
Вопрос Aleksch 63

Дилемма жанровости настроек низких частот

Здравствуйте. Расскажите, кто и как справляется с нижеописанным явлением на своих стерео-системах 2.1. Интересно будет сравнить мнения.


Мой опыт говорит о том, что сухой, поджарый бас (тот самый аудиофильский) годится для интенсивных ударных партий, но с духовыми звучание низких частот выхолащивается, становится каким-то урезанным, более высокая настройка кроссовера на сабвуфере добавляет басовых послезвучий и звук становится более насыщенным, "богатым". Однако, при смене жанров ситуация повторяется в обратном порядке и снова приходится тянуться к настройкам.


Конечно, можно отрегулировать всё в какую-то золотую середину и я так делал, но на практике это скорее компромисс, а не оптимум.

Ответы

frad @Aleksch
Более 70гц в моем случае, это добавляет духовым инструментам "сочности"

Это добавляет МИД бас диапазон и говорит об ущер....сти ас. Сабвуферу там делать нечего. ИМХО.

Aleksch @frad

Это небольшая полочная акустика, откуда там взяться прокачанному мидбасу изза физических ограничений? Поэтому и сабвуфер. Понятно, если акустика позволяет, то и сабвуфер не нужен, однако я специально указал, что речь про 2.1 системы

frad

Я к тому, что саб не может одновременно одинаково хорошо играть и 40Гц и 80Гц. Если Ву пускает его дальше 70Гц то выигрываете в одном, но неизбежно проигрываете в другом.

Aleksch @frad

Почему саб не может хорошо играть 80 Гц? Даже в очень дорогих и хороших сабвуферах настройка кроссовера простирается вплоть до 150гц, для чего там верхний бас, для галочки? Сабвуфер это специальная "колонка" для низких частот, включая нижний бас, мидбас и верхний бас, какие проблемы?

frad @Aleksch
Почему саб не может хорошо играть 80 Гц? Даже в очень дорогих и хороших сабвуферах настройка кроссовера простирается вплоть до 150гц, для чего там верхний бас, для галочки? Сабвуфер это специальная "колонка" для низких частот, включая нижний бас, мидбас и верхний бас, какие проблемы?

Может и 150 (правда сабом это назвать язык не поворачивается), но одновременно одинаково хорошо и 40 и 80 (150) не может с сожалению. Проблем никаких.

Aleksch @frad
Может и 150 (правда сабом это назвать язык не поворачивается)

А что вы можете назвать сабом? Напишите, пожалуйста, модель сабвуфера, где кроссовер не захватывает мид и верхний бас.

frad @Aleksch
А что вы можете назвать сабом?


Вы меня не слышите. Ваш Саб с большой буквы надеюсь может играть и 40 и 150 в том случае когда одно не мешат другому и не перехлестывается с ас. Для диапазона 70-300 есть другие специализированные решения.

AnegiN @Aleksch

так! без паники!!! саб на самом деле реально не может качественно воспроизводить частоты выше 100гц... причина в его форме... кубик... самая плохая форма для линейности ачх в районе 100-500гц... при этом эта нелинейность жутко непредсказуема и зависит от амплитуды которую динамик качает... на тихой одна киривая на средней другая на выской третья... проблема там в отражении волн от стенок этого ящика... идеальный в этом плане говорят шар второй по идеальности цилиндр на третьем классическая форма напольных колонок а кубик аутсайдер...


есть еще перевернутый равнобедренный треугольник когда он острием вниз и там же внизу басовик... и вроде как он между первым и вторым местом обитает... но в силу некоторых габаритных причин жутко не популярен даже для конструирования полочников...


ну и главная фишка лимита саба на 80гц... это длинна волны идентифицируемый человеком фазовый сдвиг которой становится несколько больше чем расстояние между ушами... т.е. проще говоря звуки с частотой ниже 80гц не локализуются в пространстве на слух... хотя другие части организма фиксируют откуда вибрация приходит... но это уже не так критично...

Aleksch @AnegiN

Если больше 100 не может, тогда почему кроссовер не ограничивают 80 герцами? Говорим про дорогие сабвуферы традиционной кубической формы, напомню.

frad @Aleksch
Если больше 100 не может, тогда почему кроссовер не ограничивают 80 герцами?

Да может, но это ему не свойственно, не для этого он и не так хорошо как 50 ) и не одновременно )

AnegiN @Aleksch

не поверите... дело в том что переменные резисторы которые регулируют кроссовер производятся массово или на 10кОм или на 50 кОм...вот нету их на 35... вот так и выходит что диапазон регулировки кроссовера на сабе шире чем правильный... :)


а вообще если уж на то пошло то стандарт ТНХ подразумевает что сабвуферный канал качает до 200гц... там это обусловлено тем что некоторые басовые звуки должны отрабатываться этим каналом целиком отдельно от других клонок... причина в алгоритме сжатия долби диджитал у которого применяется компрессия динамического диапазона и громкие звуки во фронтальных каналах могут приглушать громкость остальных звуков... поэтому например стрельба в глушителе автомобиля должна быть полностью воспроизведена сабом чтобы громкость зашипевшего от кипения антифриза не просела... но при таких звуках очевидно что искажения ачх не так уж и принципиальны... на практике конечно редко когда сабвуфер так используют... видимо ранние алгоритмы сжатия себя вели гораздо хуже тех что в домашний 5.1 попали... дд в кино появился на 4 года раньше чем его в первый раз еще на Лазер Диск записали...


Aleksch @Aleksch

Про резистор версия интересная, но не верится, поскольку все сабвуферы имеют такой диапазон, а это массовые изделия, значит и резисторы должны быть под стать

AnegiN @Aleksch

но резисторы то еще массовее... усилителей то да полочников делается гораздо больше чем сабов... с чего вдруг резисторам подстраиваться под потребности кроссоверов в сабвуферах? мало того там ведь еще и регулировка уровня громкости имеет диапазон гораздо шире чем требуется... если так вдуматься то... на самом минимуме ее тоже никто не использует... зачем сделали???

Serg_E

Эта тема обсуждалась уже не раз. Очень многие воспринимают сабвуфер как механизм для регулировки НЧ, а не дополнения в звук тех низких частот, с которыми не справляются АС, что более правильно. Настроив сабвуфер так, что низкие частоты от ваших АС плавно и без особых горбов на ачх передаются сабвуферу, мы получаем ровный, но более глубокий звук. Если же исходить из записей, которые бывают очень разными, то ничего настроить не получится. Каждый раз вы будете подстраивать звук под запись. Лучше уж воспользоваться тембром, если он имеется, чем крутить саб. Именно по причине сложности настройки многие отказываются от 2.1.


Aleksch @Serg_E
Очень многие воспринимают сабвуфер как механизм для регулировки НЧ, а не дополнения в звук тех низких частот, с которыми не справляются АС

Сабвуфер воспринимаю, как дополнение НЧ там, где в явной форме не справляются АС. Но это не отменяет вышесказанного. У небольших полочных АС (мой вариант) завал начинается как раз где-то в районе 70 Гц:




Alex @Aleksch

Все дело в том, что чем вше частота сраза, которую вы устанавливаете на сабвуфере, тем заметнее будет "отрыв" сабвуфера от общего звучания АС + саб. Чем выше частота среза. тем заметнее становится "слышен" саб. Уже на частоте среза выше 80Гц саб легко "локализуется" , как источник звука в комнате прослушивания.

В многоканальной системе, когда вокруг сплошные АС окружающего звука "отрыв" саба от АС и его лакализация не так заметны...))) А, вообще, задача саба состоит не в воспроизедении частот выше 80Гц, а в качественном воспроизведении самого нижнего диапазона, инфрабаса, который не в стостоянии адекватно отыграть даже веьма крупные напольные громкоговорители...

И если Ваша АС не в состоянии адкватно отыграть диапазон 80-150гц, то. на мой взгляд, этим колонкам не место в вашей звуковоспроизводящей системе, им место у компа или телевизора...

А самое важное, что вы должны осознавать, что большой и относительно тяжелый диффузор большого нч динамика сабвуфера не в состоянии хорошо отыгрывать бас выше 80Гц... По этой причине не стоит уповать на саб, как качественный НЧ излучатель во всем заявленном производителем диапазоне звуковых частот... Его основная рабта от 18Гц и максимуи до 60-80Гц. Тут, куда сложнее и важнее получить качество НЧ...

Aleksch @Alex
И если Ваша АС не в состоянии адкватно отыграть диапазон 80-150гц,

Вы неправильно поняли вектор дискуссии. Играет нормально, но не идеально. Об этом и речь

Aleksch @Serg_E
Лучше уж воспользоваться тембром, если он имеется, чем крутить саб.

Тембры в усилителе регулируют все, что идет на выходной каскад, а регулятор активного сабвуфера регулирует сабвуфер отдельно, тут больше гибкости в настройке. Да и кроме того, тембр добавляет или убавляет горб только на какой-то фиксированной частоте, обычно 100Гц и 10кГц

Serg_E @Aleksch

Знаете, с вами не очень получается диалог. Вы спросили мнение, но по моему, уже все решили для себя. К тому же вы, на мой взгляд, не очень хорошо разбираетесь в этой теме. Сам уже несколько лет занимаюсь настройкой и не перестаю открывать для себя новые нюансы. Вы пробовали мерять АЧХ своей системы с теми настройками, про которые говорите? 70 гц это очень высоко. Либо у вас сателитты, которые не играют ниже 100 Гц, либо вы не совсем верно настраиваете свой трифоник. График, который вы привели приводит производитель или это из замеров в тесте? Про какой конкретно саб мы говорим? С какими АС? Размер помещения? Место установки? Расстояние до слушателя? Это те вопросы, на которые стоит знать ответы, чтобы понять о чем речь в конкретном случае.

тембр добавляет или убавляет горб только на какой-то фиксированной частоте, обычно 100Гц и 10кГц

Вы графики АЧХ усилителей видели? Как работают тембры? Там не узкая полоса регулировки, это же не эквалайзер.

Aleksch @Serg_E

А как работают тембры в усилителе, по-вашему, разве они не создают горб на указанных у инструкции частотах? 70-80 Гц - реальное начало спада у большинства небольших полочников, эта цифра часто расходится с паспортными значениями, потому что в маркетологических целях намерять могут 45Гц и вписать в характеристики, только вот при какой неравномерности АЧХ? И при какой мощности? На малых значениях можно измерить офигенную АЧХ, для красоты.


График это пользовательский замер, при каких условиях сделан точно не скажу, полагаю, микрофоном на штативе с расстояния 1м.


Про какой конкретно саб мы говорим? С какими АС?

Не хочу озвучивать модель, потому что это влияет на объективность суждений

Serg_E @Aleksch
реальное начало спада у большинства небольших полочников, эта цифра часто расходится с паспортными значениями, потому что в маркетологических целях намерять могут 45Гц и вписать в характеристики, только вот при какой неравномерности АЧХ?

Неравномерность обычно 3 дБ, но бывает и меньше. Что касается реального спада, так он сильно зависит от помещения и места установки АС. В связи с чем даже если указано 45 или 50 дБ, то звук НЧ может быть и ниже этих цифр. Нужно мерить и смотреть. Часто на частотах 50-80 Гц сильно играет помещение, а если на этой частоте ещё и саб вносит вклад, то нужно быть вдвойне аккуратнее. Хотя с помощью того же саба можно и убрать гудение на проблемной частоте, если найти место, где эти частоты будут в противофазе нивелировать проблему.

AnegiN

ну что тут сказать... это как раз то ради чего консультант в салоне первым делом спрашивает "какую музыку слушаете?"


тут какая ситуация... на роке где бас это и барабан на компрессоре и бас гитара с кучей грелок умеренный завал по мид басу делает восприятие баса более артикулированным более выраженным более плотным и тд... но когда например на джазе в ход идут и барабаны с меньшей компрессией и бас акустический из контрабаса то тембральный окрас баса другой... и ему этот провал на мид басе уже вреден... и даже вполне вероятно что подъем на мид басе полезен... вот так у вас и получается что вы крутя настройку среза управляете в суммарном деле(колонки плюс саб) эквализацией данного диапазона...

Aleksch @AnegiN
это как раз то ради чего консультант в салоне первым делом спрашивает "какую музыку слушаете?"

Если брать жанрово-зависимую акустику, будет еще хуже)

AnegiN @Aleksch

тут уже все зависит от того что вы хотите... попасть в первый ряд на уличном концерте или на вип места в помещении предназначенном для того стиля музыки на который вы пришли? данная зависимость она еще с консерваторий началась... в одной акустика для джаза в другой для симфонической деятельности в третьей для хора в четвертой для камерных масштабов в пятой для вокала с оркестром...


в колонках та же ситуация... звукорежиссер сводит на записи первый ряд(микрофоны впритик к инструментам на сцене и прочие дела по определению не фиксируют того что в центре зала творится)... а вип места это на совести колонок... они формируют все недостающие акустические эффекты помещения...


вопрос куда вы хотите? универсально но в первый ряд или более сложно но в вип ложу?

salvador_arana @Aleksch

Сложность настройки трифоника, как правило, в большинстве случаев вызвана личными предпочтениями в звуке. Свести трифоник воедино можно почти всегда, но не всегда результат "бесшовной" стыковки нравится слушателю - на этом этапе и вмешиваются личные предпочтения.

В моем случае звезды сошлись: полочники в помещении нормально играют до 45Гц (по паспорту эта цифра указана при -6дб, по факту комната очень помогает). Используемый саб имеет минимальный срез 40Гц. "Сращивание" проходило регулятором громкости саба.

Но и здесь есть нюанс. Когда хочется послушать современную электронную музыку, громкость саба приходится уменьшать, т.к. КПД превращается в заниженную приору с тонированными стеклами и дребезжащим багажником) Для остальных жанров положение регулятора громкости найдено, и не доставляет хлопот

Aleksch @salvador_arana

Полочники 45, а саб настроен на 40? Должен же быть перехлест примерно 10 герц относительно АС, то есть 55. У меня кстати по паспорту тоже полочники 45, но я не верю этим цифрам и у меня сабвуфер настроен как настроен, больше доверяю графику выше

PS на электронике ваших проблем не испытываю, а вот разница в звучании ударных и духовых есть

salvador_arana @Aleksch

При срезе 40Гц максимум отдачи моего саба приходится на 50Гц. Поэтому проблем никаких не испытываю. По поводу разницы паспортных и фактических цифр - я проводил измерения, подручными средствами. Поэтому опираюсь на них, а не на цифры в паспорте. Замеры саба не мои, взяты из инета.

У меня тот случай, когда личные предпочтения совпали с хорошей стыковкой, саб аккуратно дополняет нижний диапазон. Если срез делать выше - начинается неприятный для меня бубнеж, я не люблю, когда 90-120Гц явно выражены

Aleksch @Aleksch
При срезе 40Гц максимум отдачи моего саба приходится на 50Гц

Как это возможно? Если срез на 40, значит выше него идет спад, откуда максимум в 50 взялся?

Serg_E @Aleksch

Вам вроде график привели, а вы снова спрашиваете :) Поймите настройка частоты среза - это не граница после которой сабвуфер не звучит, а лишь ориентир, означающий, что после этой частоты должен начаться спад. На практике же бывает и другие особенности конкретного сабвуфера.

Serg_E @Aleksch

Вот АЧХ сабвуфера известного бренда. Посмотрите на поведение частоты в зависимости от настроек.

seaglance

В том числе, чтобы избежать вот этих плясок с бубном (сабом) перешел на хорошие напольники. Иногда включаю саб в диапазоне 20-40 Гц, но и без него все хорошо.

Я на самом деле прекрасно понял вашу мысль потому что сталкивался с теми же нюансами в трифонике с полочниками. Да я думаю многие сталкивались. В каких-то треках бас хочется прибавить, в каких-то убавить. Проблема меньше себя проявляет, когда частота среза не высокая и не перекрывает низкочастотный диапазон колонок. Но я понимаю ваше желание поднять частоту среза и добавить основательности звука маленьким полочникам на 80, 100 или даже 150 Гц. Но тогда вы однозначно получаете проблемы в виде постоянных скачек вокруг саба из-за перекоса АЧХ.

Т.е. вы по сути меняете звучание песни, музыки на свой лад в низкочастотном диапазоне, а не слышите так как ее задумал звукорежиссер. А это уже не High-Fidelity)

Aleksch @seaglance
В том числе, чтобы избежать вот этих плясок с бубном (сабом) перешел на хорошие напольники.

Неужели на напольниках нет тех же проблем? Не верю. Что за модель, кстати

seaglance @Aleksch

Таких как с трифоником нет. Какие проблемы? Все что есть в дорожке они вам сыграют. Они дают как раз то, что вы пытаетесь компенсировать сабом. Хотя да, в некоторых помещениях, особенно маленьких бывают проблемы с подгуживанием на определенных частотах (лечится регулировкой фазоинвертора и правильным расположением). У меня напольники Dynaudio такие:

Хотя вот в кино у меня стоит режим Sub Plus, т.е. саб играет примерно до 150 Гц (при этом, совершенно не локализуется в пространстве). Но там ситуацию контролирует ресивер и точная калибровка.

frad
Хотя вот в кино у меня стоит режим Sub Plus, т.е. саб играет примерно до 150 Гц

Для чего Саб плюс и зачем до 150?

Но там ситуацию контролирует ресивер

Каким образом ресивер контролирует саб?

Картинка красивая!

seaglance @frad
Для чего Саб плюс и зачем до 150?

Звук в нижнем регистре (выстрелы, взрывы, удары и проч.) получается более основательным.

Каким образом ресивер контролирует саб?

Немного не понял вопроса. Вы не пользуетесь ресивером? Как любой а/в процессор управляет звучанием акустической системы, в том числе сабвуфера. Там есть функция автокалибровки ачх, громкости, среза, фазы, стоячих волн. Если все сделать правильно ничего потом крутить не надо. Звук в любых фильмах получается качественным.

frad @seaglance

150Гц не сабовая частота, сабу делать там нечего от слова совсем. Ресивером пользуюсь в ДК который лишь оптимизирует несовершенство акустической системы в конкретных условиях.

seaglance @frad

Да мы все уже поняли вашу точку зрения. Вы только других, почему-то не слышите. Еще раз, я сабом для музыки вообще не пользуюсь, а в кино мне на слух больше нравится режим Plus, звук получается более основательным, киношным в нижнем регистре. При этом никакого перекоса или преобладания басов нет.

Кстати смотрим на АЧХ саба. Батюшки, да вроде играет на 150 Гц.

seaglance @seaglance

Хорошо не буду) Я тут, кстати, слушал полочные двухполосные Confidence 20. Не звук, а шляпа какая-то, каша сплошная. Потом глянул, а там один н.ч. с.ч. динамик и 42 и 150 и даже 2300 Гц играет в единицу времени, а оказывается так нельзя. Ну теперь буду знать!

frad @seaglance
а там один н.ч. с.ч. динамик и 42 и 150 и даже 2300 Гц играет в единицу времени, а оказывается так нельзя.

Снова все в кучу смешали нч-сч динамик к басовому приравняли. (

И правда ведь, они похожи )

french_alex

Выставил один раз настройки Саба, больше их не кручу. Понимаю, что все записи разные, и даже разные релизы одного и того же материала отличаются.

Rim555

Напишу свое мнение. Слышал разные системы 2.1 по классу, дома было несколько сабов от 600 до 1500$, вывод сделал для себя однозначный, будет вечный геморрой с подстройкой и для стерео это сомнительный компромисс, к подаче звука тоже были претензии. Люди покупают саб к полочникам (сейчас речь про полочники), в надежде сэкономить и компенсировать особенности звучания последних, но часто альтернативный вариант выходит заметно дороже, качественная система трифоник выйдет дороже покупки хороших напольников.

ТС, в данном случае не понимаю, чего скрывать систему и другие исходные, Вам же не смогут помочь. Если система не высокого класса, хоть с ног на голову переверни, качественного баса не будет.

IMHO

Aleksch @Rim555

Думаю, дело еще в психологии. Когда у вас напольные колонки, это подсознательно успокаивает, типа, у меня все как производитель задумал, значит, хорошо. Но трифоник дает больше гибкости в размещении, вы можете двигать сабвуфер отдельно от полочников, да и сами полочники можно перемещать в нескольких плоскостях и разными способами (на полке, на столе, на стойке, на кронштейне) выбирая оптимальное место звучания в КДП, с напольниками это не пройдет.

Serg_E

ТС, интересно, а вы реально хотите что-то узнать новое по этой теме? Просто, вы так отвечаете... Информации в интернете по этой теме море: и тесты с графиками, и рекомендации по настройке, и здесь обсуждали не раз, а вы как-будто игнорируете информацию. Свой опыт он, конечно, бесценен, но знания к нему точно не помешают. И без информации о вашем оборудовании очень трудно понять, что у вас происходит.

У моих сабвуферов максимальная частота среза 100 Гц со спадом 12 дБ на октаву, хотя реально картина будет отличаться и такой красивый график, как приведен выше редкость.

Radiolyubitel

Я уже давно избавился от привычки крутить тембры, добавлять уровень саба или что-то менять в АЧХ под каждую конкретную запись или CD по принципу: так лучше вставляет. Все диски записаны по разному, бывает на CD сборниках разные песни записаны по разному. Спокойно к этому отношусь: значит таков авторский или звукорежиссерский замысел, даже если на старых записях нравящейся мне группы например явно не хватает высоких частот: это не вина аппарата. Звук у меня настроен автокалибровкой ресивера по его микрофону и незначительно скорректирован после этого вручную и звучание системы меня устраивает. Никому ничего не навязываю - это мое личное мнение.

"звучание низких частот выхолащивается, становится каким-то урезанным,
более высокая настройка кроссовера на сабвуфере добавляет басовых
послезвучий и звук становится более насыщенным, "богатым"." - ничего этого не происходит, ведь настройки вашей системы не меняются. Меняется только ваше субьективное восприятие, вам необходим более "красивый", более "приятный" как кажется звук, а на самом деле вы начинаете портить звучание под ваши сиюминутные запросы, а затем возвращаете все к нормальному звуку. По этой же причине не стоит пользоваться эквалайзером без средств обьективного контроля и измерения: на слух можно накрутить черт знает что, вообразив себя великим звукорежиссером.

frad
что сухой, поджарый бас (тот самый аудиофильский) годится для интенсивных ударных партий

Это как раз тот самый диапазон 70-250(300) в грудь! С сабом такого эффекта не добиться.

salvador_arana @frad

А с парой полочников этот эффект есть?)))

Саб как раз таки и дает телу слушателя те самые ощущения, которых от пары полочников никогда не добиться.

frad @salvador_arana
Саб как раз таки и дает телу слушателя те самые ощущения, которых от пары полочников никогда не добиться.

Саб дает не те эффекты, объем, массаж пресса можно добиться, грудь - это другая тема. Мухи отдельно, котлеты отдельно.

А с парой полочников этот эффект есть?)))

Не про полочники речь.


Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.