Серия акустических систем Epicon от компании Dali занимает верхнюю позицию в ассортименте и демонстрирует максимально возможный уровень качества звучания, доступный на данный момент. Модель Epicon 2 — единственный полочник во флагманской линейке.
Принято считать, что именно полочная акустика является оптимальной с точки зрения точности воспроизведения, недаром мы так часто называем полочники мониторами, подразумевая схожесть звучания с мониторной студийной акустикой. Определенная доля истины в этом есть, особенно когда речь идет о недорогих и среднебюджетных акустических системах. Если же речь идет о High End, когда даже 3-, 4-полосные модели настраиваются с ювелирной точностью, это правило уже не столь актуально. Но не стоит забывать о еще одном неоспоримом преимуществе полочной акустики — способности работать в помещениях среднего и малого размера. Когда флагманские напольники в комнате просто не помещаются, полочник соответствующего класса становится единственным безальтернативным вариантом.
На фоне протестированной нами ранее напольной модели EPICON 6 полочная EPICON 2 выглядит более скромно, но перед нами лучшая среди полочных моделей DALI, а значит, подразумевается высшая степень совершенства как технического, так и звукового. Все основные технические решения аналогичны старшим моделям EPICON 6 и EPICON 8, только реализованы они в более простой конструкции с более компактным корпусом.
Долгое время компания DALI занималась самостоятельной разработкой динамиков, благодаря чему мы уже давно знакомы с фирменными бумажными СЧ/НЧ-диффузорами, армированными волокнами целлюлозы. Однако до недавнего времени все динамики DALI изготавливались на производственных мощностях другой известной датской компании — ScanSpeak. Теперь же у DALI есть собственное производство, и СЧ/ НЧ-динамик, установленный в акустике EPICON 2, не только разработан, но и изготовлен собственными силами. Очевидно, что в дальнейшем стоит ожидать новые оригинальные излучатели DALI, ведь теперь от разработки до производства в буквальном смысле один шаг.
Подвес СЧ/НЧ-динамика мягкий, ход свободный и достаточно большой. Наружное покрытие фланца динамика и подвес являются одним целым, что выглядит весьма необычно и снижает локальные дифракционные искажения. Диффузор предельно жесткий, на ощупь гладкий, без шероховатости и фактурности, присущей обычной бумаге. Закреплен драйвер с помощью семи шурупов, что делает фиксацию более надежной и минимизирует резонансы конструкции.
Особенно нужно отметить усовершенствованную магнитную систему с максимально линейным магнитным полем Linear Drive Magnet System. Суть технологии заключается в применении специального мягкого магнитного компаунда (CMS), который располагается в непосредственной близости от звуковой катушки и минимизирует флуктуации магнитного поля в данной области. Кроме того, данный материал обладает высокой линейностью магнитных свойств на разных частотах, что позволяет исключить возникновение фазовых искажений. С помощью алюминиевых колец выравнивается индукция катушки, которая также стремится к линейной вне зависимости от режима работы динамика. В целом это дает предельно точное преобразование электрической энергии в звуковые колебания, а значит, и звучание получается предельно чистым и точным.
Если обратить внимание на ВЧ-излучатель, то можно заметить, что перед нами далеко не стандартный дюймовый купол. Диаметр этого излучателя составляет 29 мм, что крайне положительно сказывается на полноте и естественности воспроизведения верхних частот. Фланец ВЧ-излучателя имеет небольшое углубление — волновод, регулирующий дисперсию, и рифленое резиновое кольцо, рассеивающее неизбежно возникающие отражения от передней панели.
Частота раздела кроссовера достаточно высокая — 3100 Гц, благодаря чему значительный спектр музыкальных инструментов и голосовой диапазон воспроизводятся одним СЧ/ НЧ-динамиком. Это позволяет акустике DALI EPICON 2 демонстрировать лучшие качества широкополосных динамиков — идеально ровное бесшовное звучание с неискаженной фазовой характеристикой. Вообще при разработке акустики фазовой характеристике было уделено немало внимания, равно как и минимизации искажений электрической схемы кроссовера в целом.
Корпуса — предмет особой гордости компании, и выполнены они действительно превосходно во всех смыслах. Конструкция прекрасно продумана и реализована с точки зрения минимизации искажений и резонансов. Параллельных стенок нет, половина поверхностей даже не является плоскостями. Боковые стенки изготовлены из шести слоев МДФ, склеенных друг с другом и образующих предельно жесткий массив толщиной 53 мм, а специальная двухслойная конструкция 33-мм передней стенки идеально поглощает отдачу динамиков, не передавая вибрации на корпус. Фазоинвертор установлен
на фрезерованной плоскости задней поверхности и закреплен с помощью пяти шурупов. Форма фазоинвертора и самого корпуса акустики обеспечивает равномерный выход воздуха без турбулентности и призвуков.
Подключение осуществляется посредством двух пар мощнейших и крайне удобных клемм. При однокабельной коммутации для замыкания соответствующих пар контактов предлагаются фирменные перемычки сложной формы, которые не только удобно и надежно устанавливаются, но еще и смотрятся очень эффектно.
С точки зрения качества изготовления и дизайна корпуса также выглядят весьма впечатляюще, стильные округлые формы придают акустике необычный и очень аккуратный вид, одновременно маскируя довольно солидные реальные габариты. Натуральный шпон скрыт под многослойным прозрачным лаком толщиной более миллиметра. Лак довольно плотный, устойчивый к появлению микроцарапин. Качество нанесения лака, как и качество исполнения акустики в целом, просто превосходное — невозможно обнаружить ни единого, даже самого малейшего изъяна.
В качестве дополнительной комплектации предлагаются фирменные стойки, прекрасно подходящие по дизайну и оптимизированные по своим звуковым свойствам. Акустика крепится на них надежно, формируя в итоге цельную механическую конструкцию.
Звучание DALI EPICON 2 очень красивое, возвышенное, прозрачное. Середина подается насыщенно, богато, с отличной передачей тембров и длинными послезвучиями. Верх аккуратный, чистый, без намека не резкость и какие-либо искажения. Очень реалистично передается звучание тарелок и перкуссии — прямая заслуга ВЧ-излучателя увеличенного размера. Низкие частоты идеально сфокусированы на среднем и верхнем басе, но на самых нижних частотах немного теряют в управляемости, становясь гулкими. Если заткнуть порты фазоинверторов, ситуация моментально исправляется, бас подбирается и при этом становится более четким, сфокусированным. Количество баса в обоих случаях достаточное для небольшого помещения, а в комнате среднего и большого размера, скорее всего, потребуется поддержка сабвуфера.
Одно из основных качеств данной акустики — невероятный уровень разрешения, сочетающийся с исключительной музыкальностью. Благодаря этому мельчайшие тонкости
и нюансы исполнения не просто хорошо слышно, они отлично ощущаются на эмоциональном уровне. При прослушивании классики и любых живых записей эффект присутствия просто потрясающий, каждая эмоция исполнителя очевидна, а звуковая картина абсолютно реалистична. В некоторые записи DALI EPICON 2 буквально вдыхает жизнь. То, что на акустических системах со студийным чисто мониторным саундом звучало суховато, начинает воспроизводиться полновесно, легко
и естественно.
Тональный баланс воспринимается как ровный, нельзя сказать, что у этой акустики есть какая-либо жанровость или окрашенность, однако свой характер все-таки присутствует.
В саунде есть ярко выраженное благородство — при высоком разрешении и отличной достоверности звучания акустика тяготеет к мягкости и комфортности подачи любого материала. В результате все спокойные композиции играют более выразительно, чем резкие и экспрессивные. Нельзя сказать, что Prodigy, White Stripes или Odnekoza в их исполнении прозвучат скучно, еще как прозвучат! Цыганский оркестр Горана Бреговича заставит пуститься в пляс, а Black Sabbath нагонят такого страха, что захочется спрятаться подальше. Любая музыка с яркими эмоциями в исполнении DALI EPICON 2 впечатляет.
Однако Фрэнка Синатру, Питера Гэбриэла или классические оперы слушать будет еще интереснее, и впечатлений будет еще больше.
Еще одна особенность DALI EPICON 2, которая говорит о многом, — абсолютно любую музыку можно слушать сколь угодно долго и на любой громкости. А вот слушать эту акустику фоном практически невозможно — затягивает, вовлекает, не дает переключить внимание с музыки на посторонние дела.
Модель EPICON 2 абсолютно достойно представляет флагманскую серию акустических систем DALI и, без сомнения, является высшей точкой текущего ассортимента фирменных полочников. В сегменте High End как-то не принято рассуждать о соотношении цена/качество, однако, слушая EPICON 2, почему-то хочется сказать, что звучат они на значительно большую сумму, чем стоят.
Результаты измерений и технические характеристики акустики Dali Epicon 2
АЧХ укладывается в узкий коридор значений, но имеет небольшой прогиб средней линии в середине. Искажения растут на низких частотах особенно при увеличении громкости. График импеданса имеет единственный значительный пик на частоте резонанса НЧдинамика, но гораздо важнее то, что его минимальное значение не опускается ниже 4 Ом, а значит, самый капризный усилитель не выйдет из комфортного режима работы.
Данные Stereo&Video
Измерено в лаборатории Stereo&Video. Январь, 2012.
Средний КНИ:
100—20 000 Гц, 82/88/94 дБ: 0,11/0,18/0,33%
40—100 Гц, 82/88/94 дБ: 0,73/0,62/0,88%
Чувствительность на 1 кГц: 83 дБ
Неравномерность АЧХ:
100 Гц — 20 кГц: +/–1,3 дБ
160—1300 Гц: +/–0,66 дБ
1300 Гц — 20 кГц: +/–1,26 дБ
300 Гц — 5 кГц: +/–0,97 дБ
Средняя неравномерность (угол 30°): +/–3,65 дБ
Импеданс:
Среднеквадратичное отклонение: 2,98 Ом
Среднее значение: 6,9 Ом
Максимальное значение: 19,56 Ом
Минимальное значение: 4,22 Ом
Частотный диапазон: 47—30 000 Гц
Конфигурация: 2-полосная
ВЧ-динамик: 29 мм, тканевый купол
НЧ-динамик: 165 мм, целлюлозно-бумажный диффузор
Частота раздела: 3100 Гц
Чувствительность: 87 дБ
Импеданс: 4 Ом
Рекомендуемая мощность: 30—200 Вт
Габариты: 386х214х366 мм
Вес: 10,3 кг