DALI (Danish Audiophile Loudspeaker Industries) — датская компания, занимающаяся производством активной, пассивной, инсталляционной, портативной акустики и наушников.
Основана в ответ на потребности рынка
Компания DALI появилась в 1983 году. Ее основал Питер Лингдорф, до этого создавший бренды Lyngdorf Audio и Steinway Lyngdorf, а также владеющий скандинавской сетью аудиомагазинов HiFi Klubben.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/ce/e06d7b6-0c4e-468b-95df-0aa68404825b.jpeg)
В HiFi Klubben в 1983 году заметили, что покупатели часто требуют такой акустики, которой нет на рынке — с определенными требованиями к размерам, форме, стоимости и звучанию. И поэтому компания решила самостоятельно выпускать акустику, отвечающую запросам рынка и занимающую эту нишу — так и появился бренд DALI.
Поначалу акустику создавали инженеры, до того работавшие на производстве американского бренда Cerwin Vega, а роль фабрики на себя взял подвал дома Питера Лингдорфа. Спустя три года, в 1986 году, у компании появилась полноценная фабрика в отдельном здании в городе Норагер, который находится неподалеку от второго по величине города Дании — Орхуса. На этой фабрике, помимо акустики DALI, также собирались и модели Cerwin Vega для европейского рынка.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/ef/f531312-86c5-4f02-bc97-5b958cc79c89.jpg)
Поначалу компания продавала колонки под брендом NAD. Первой акустикой, выпущенной компанией под собственным именем, стала полочная модель DALI 2, представленная публике в 1985 году.
Это компактные колонки, в которых разработчики стремились воплотить все требования, которые предъявлял рынок: они должны были быть бюджетными, с широким динамическим диапазоном, повышенной четкостью звука и менее гулким басом. Кроме того, они должны были работать с широким спектром усилителей.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/bd/d5a102d-8453-4768-b4fc-06c5a3966a65.jpg)
Дебютная двухполосная акустика получила 6,5-дюймовый СЧ/НЧ-динамик с диффузором из ламинированной древесной массы и поливинила, а также дюймовый твитер с мягким куполом, играющий до 20 кГц. В этой модели уже прослеживался принцип, которого DALI придерживается до сих пор — широкая дисперсия звучания, которая позволяет не разворачивать акустику на себя при прослушивании.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/86/6b7c835-20a8-488e-b484-c703fef283c4.jpg)
Вскоре после релиза DALI 2 компания представила более крупные модели в этой серии: полочные 3 и напольные 4, 6 и 8. Корпуса всех колонок оформлялись шпоном.
Подробный процесс разработки
Процесс разработки акустики в DALI тех времен начинался с определения размера корпуса и расчета его геометрии с учетом исключения стоячих волн. После этого компания подбирала соответствующий НЧ-динамик, просчитывала его параметры, разрабатывала подходящие к нему твитер и СЧ-излучатель и искала оптимальные варианты размещения динамиков на фронтальной панели корпуса, стремясь добиться широкой дисперсии и минимальных искажений.
После установки динамиков разработчики измеряли их искажения, частотный отклик и другие параметры, а уже с этими данными приступала к разработке кроссовера. От кроссовера компания стремилась получить ровный частотный отклик, правильный фазовый отклик, а также обращала внимание на другие важные измерения. Следующим этапом были прослушивания.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/63/3f39cd9-65c8-450f-91a4-56d9983a1810.jpg)
При разработке этой акустики в DALI ориентировались не только на измерения в идеальных условиях, но и на то, как колонки будут вести себя в реальных помещениях. Для этого компания построила три тестовых комнаты: у одной были толстые бетонные стены и никаких резонирующих поверхностей, что позволяет определить резонансы в самой акустике; вторая имитировала крупную гостиную с высоким временем реверберации; третья — небольшую гостиную с большим числом поглощающих материалов.
В тестовом прослушивании принимали участие слушатели с разными музыкальными предпочтениями, способные расслышать малейшие нюансы в воспроизведении звукозаписи. Испытуемые сравнивали звучание тестовых систем с референсной в слепом тестировании и после рассказывали свои впечатления организаторам тестирования — а DALI старалась выделить наиболее критически важные замечания, сопоставить результаты тестирования с лабораторными измерениями и решить поставленные задачи.
После внесения изменений та же самая группа вновь слушала акустику по тому же методу. Только после того, как все участники группы были удовлетворены акустикой, она попадала в серийное производство.
Первый High End
Первой моделью, которую компания причислила к высокому классу, стала DALI 40. Это крупногабаритная акустика массой в 68 кг, в которой каждая колонка получила по семь излучателей. Средне- и высокочастотные динамики оформлены по схеме Д'Апполито: твитер находился между двумя среднечастотниками.
За воспроизведение низкочастотного диапазона отвечало специальное акустические оформление, получившее название L. Два динамика были расположены на фронтальной панели, находились в общем объеме и работали на фазоинвертор, в то время как еще два динамика находились внутри корпуса и играли противоположно первым двум в отдельные камеры.
Такая система, комбинирующая фазоинверторы и закрытые ящики, позволяла низкочастотным динамикам эффективно гасить вибрации друг друга и играть от 25 Гц без искажений. В этом помогал и алюминий, использованный в качестве одного из материалов корпуса вместе с оформленными шпоном МДФ-панелями.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/20/0fe80dd-4222-4ec2-839e-c4bb335f216b.jpg)
Спустя почти десять лет DALI выпустила специальную версию модели 40 — DALI 40 SE, которая использовала более современные технологии и материалы, в первую очередь — в кроссоверах и динамиках. Так, у средне- и низкочастотных динамиков вместо пылезащитных колпачков в центре установлена вентилируемая сетка, а используемые магниты генерировали линейное поле.
Среднечастотники получили небольшие катушки, так как работали с меньшими объемами воздуха, чем вуферы. В итоге, разработчики добились горизонтальной дисперсии звука в 180° и вертикальной в 30°, благодаря чему акустику можно было расположить практически в любой точке помещения.
Необычный дизайн и появление ленточных излучателей
Одной из знаковых моделей 90-х стала акустика Skyline, вышедшая в 1992 году. Она комбинировала в себе ставшие популярными в те годы подходы к созданию акустики: то есть была дипольной и ленточной.
Такой формат соответствовал принципам самой DALI, которая стремилась создавать акустику, практически не зависимую от формата помещения: открытое акустическое оформление позволяло модели распространять звук и вперед, и назад, благодаря чему сцена, как утверждают в компании, получалась трехмерной вне зависимости от размещения колонок.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/02/21c39a7-e568-4af8-826f-ff1bd82abaa9.jpg)
Вместе с длинным ленточным твитером в системе использовались классические динамические излучатели на средних и низких частотах. В линейку вошли две модели: Skyline 1000 и 2000, которые отличались количеством среднечастотных динамиков и размером низкочастотников и твитеров.
В этот же период DALI начала активно выходить на рынки других стран. Компания ставила своей целью стать одним из крупнейших производителей и поставщиков акустики в мире — и именно в 90-х начала активное распространение на мировой сцене.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/e6/616ac8c-737b-43d9-b061-906b22b1749b.jpg)
В 1996 году свет увидела акустика Megaline. Это крупная модель высотой 2,3 м, представлявшая собой линейный массив. Корпус ее был разделен на три секции, расположенных друг на друге — суммарно в них разместились двенадцать 6,5-дюймовых динамиков и три 30-дюймовых ленточных твитера. Такое решение позволило акустике создавать равномерное звуковое поле во всем объеме — от пола до потолка.
При этом массивная 260-кг акустика оказалась относительно легкой нагрузкой для усилителей. Изначально эту модель изготовили только для того, чтобы показывать на шоу, но внезапно она понравилась посетителям — и ее пришлось отправить в производство. Также за счет высоты акустики разработчикам удалось избавиться от отражений звука от пола и потолка.
Мировая экспансия
В 2001 году компания открыла свой первый зарубежный офис продаж — в Германии. Годом позже DALI представила акустику серии Euphonia — именно в ней появилась гибридная система твитеров, ставшая фирменной особенностью компании.
В ней за воспроизведение высоких частот отвечает модуль из классического твитера с мягким куполом и ленточного твитера. В этой же акустике появились фирменные коричневые динамики из древесного волокна: теперь этот материал компания использует для диффузоров динамиков всех своих линеек.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/98/86af3aa-1d91-4488-9ca7-ebcaaae276c2.jpg)
Euphonia стала топовой линейкой компании и также отличалась особым акустическим оформлением низкочастотного модуля, сочетающего в себе рупор с фазоинвертором. Акустику этой серии производили вручную.
После релиза топовой линейки DALI сосредоточилась на более доступных моделях и представила серию Сoncept. За счет выведенного на фронтальную панель фазоинвертора эта акустика могла стоять на небольшом расстоянии от стены. В этой серии вместо гибридного высокочастотного модуля в целях снижения стоимости использовали только купольный твитер.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/2d/d30bf20-8ec9-4b52-834a-96467ec77f6e.jpg)
В линейку вошли три напольные модели, две полочные, сабвуфер и акустика центрального канала, что позволяло собрать из колонок Concept домашний кинотеатр любого размера или же подобрать стереопару под помещение практически любой площади.
В 2004 году компания отметила свое двадцатилетие релизом серии Helicon, занявшей среднее положение в каталоге бренда. Многие технологические решения эта серия позаимствовала у старшей Euphonia, но есть и ряд отличий: использовался твитер с меньшим диаметром купола, вместо редкоземельных магнитов в нем устанавливались ферритовые, а накладку, оформляющую ВЧ-модуль, у Helicon вырезали из листа алюминия, а не отливали по форме.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/83/30cc5df-27c5-437e-9e50-730437e7a288.png)
Магниты в СЧ- и НЧ-динамиках стали меньше, корпус изготавливался из многослойных листов МДФ, а дополнительную устойчивость и виброзащиту акустике обеспечивала гранитная плита в основании. Эти изменения позволили воплотить принципы, представленные в Euphonia, в более доступном широкому покупателю ценовом сегменте.
В 2005 году компания открыла свой офис продаж в Великобритании, продолжая экспансию на мировой аудиосцене. К 2006 году акустика DALI уже продавалась в 50 странах.
Расширение производства
В 2007 году DALI потребовалось расширить производство — и компания открыла собственную фабрику в китайском Нинбо. С тех пор бюджетные линейки DALI, а также различные комплектующие, производятся на китайском заводе, в то время как топовые серии делают в Дании.
Это не сторонний завод и не OEM-линия, а предприятие, полностью принадлежащее компании. Оно имеет все необходимые мощности. Если верить представителям компании, максимум внимания DALI уделяет качеству продукции и тщательному обучению сотрудников — этих принципов бренд придерживается и на датском производстве, и на китайском.
Если ранее DALI заказывала динамики по собственным спецификациям у таких фирм, как ScanSpeak, то с 2010 года она производит их самостоятельно. Оборудованием для производства динамиков оснащен как китайский завод, так и датский.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/3f/f611fb2-3502-4e6f-8cfe-57810ecf5e61.png)
Первая модель акустики, в которой использовались динамики от DALI — это Mentor 6 SE. В том же 2010 году компания также представила серию акустики Ikon MK2, которая совместила в себе преимущества датского и китайского производств: корпуса изготавливались в Дании, динамики и начинка — в Китае, за счет чего удалось сделать серию достаточно доступной.
В этой акустике разработчики сделали акцент на согласовании низких и высоких частот, стремясь добиться более «теплого и полновесного» звучания. Напольная модель Ikon 6 MK2 в итоге получила награду EISA как лучшая европейская акустика 2010–2011.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/70/07c997e-62b3-42ff-acfc-53ebbdb092bd.png)
Годом позже DALI показала необычно выглядящую акустику Fazon F5. Формой корпуса она напоминает стоящий на ножке банан, чуть обрезанный сверху. Такая геометрия продиктована стремлением инженеров DALI избавиться от паразитных отражений и стоячих волн, а также отразить современную эстетику.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/06/6ce50b2-4822-4eab-b02a-de85e7aca342.png)
Корпуса акустики этой серии изготовлены из алюминия, фронтальная панель, как и на Ikon, двухслойная: за счет этого корпус становится жестким и работает с минимальным количеством отражений. Твитер изолирован от вибраций, создаваемых СЧ/НЧ-динамиками. Во многом, однако, эта модель основывалась на серии Mentor, представленной в 2006 году.
В том же году компания выпустила новую бюджетную серию Zensor. К этому моменту продукция DALI уже присутствовала в 65 странах.
Магнитная система SMC
Для новой топовой серии Epicon компания запатентовала новый материал магнитной системы — мягкий магнитный компаунд. Впервые он появился именно в серии Epicon и тогда стал частью линейной магнитной системы, снижающей уровень искажений СЧ/НЧ-динамиков.
Этот материал компания поначалу использовала только в топовых линейках, но сейчас такие магниты устанавливаются и в бюджетные модели. С момента релиза Epicon в динамиках DALI перестали использоваться железные магниты.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/d4/41b1bea-7583-4b13-9480-1ffc2cca48b2.png)
Средне- и низкочастотные динамики этой акустики изготавливаются на фабрике в Дании. Прочность корпусу обеспечивает многослойная конструкция, а изогнутая форма, по мнению разработчиков, положительно сказывается на звучании. Гибридный высокочастотный модуль, установленный в специальную алюминиевую пластину, обеспечивает широкую дисперсию звучания.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/76/67b7c74-8e6a-4be4-803c-7872078c36f6.png)
После выхода Epicon компания представила аудиоустройство совсем другого типа — активную беспроводную систему Kubik Free + Extra. Эту серию компания продолжила развивать, добавив годом позже модель Kubik One.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/4d/dc5cf6b-69e7-4a6c-a019-fb6b97912dd0.png)
Материал SMC после Epicon впервые появился в серии Rubicon, следующей по старшинству и выпущенной в 2014 году. В то же время в серии Zensor появилась активная акустика 5AX, основанная на напольной модели Zensor 5.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/94/4676ce7-7ae4-4101-bd58-288e9d54a87e.png)
Позже, в 2017 году, компания анонсировала новую бюджетную линейку Spektor. В ней главный упор был сделан на работу с самыми разными усилителями и ресиверами.
Наше время
В 2018 году на рынке появилась еще одна бюджетная линейка DALI — Oberon. В этой акустике используется только один твитер, а не фирменная гибридная система, но СЧ/НЧ-динамики получили магнитную систему на базе материала SMC, ранее использовавшегося только в топовых линейках.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/f0/0dd3962-eb88-462a-88a3-1d5dbb9cda65.jpg)
В свое время компания утверждала, что ее основной фокус — это акустика, и заниматься другими типами устройств она не планирует. Однако в 2019 году DALI выпустила свои первые наушники — беспроводные модели iO6 и iO4. Они получили динамики с фирменными диффузорами из древесного волокна и фирменную же настройку звучания.
![](https://img2.stereo.ru/v3/images/aa/a4b9cb2-7cb5-4bfd-a3e2-1ca735a892d9.jpg)
Сейчас на рынке доступно более десятка линеек акустики DALI: активной, пассивной, бюджетной, топовой, встраиваемой и беспроводной. Старшие модели, как и ранее, производятся на датской фабрике (это серии Opticon, Callisto, Epicon, напольные Oberon One). Младшие серии, а также комплектующие — на собственной фабрике бренда в Китае.
Датская фабрика разрослась и занимает 220 000 кв.м, китайская же имеет площадь в 5 500 кв.м. В 2018 году компания изготовила 250 000 колонок, большая часть которых вышла из дверей китайской фабрики. На датскую пришлось 40 000 экземпляров. По всему миру в компании работают более 250 человек, из которых 100 заняты в Дании.
Основное внимание DALI уделяет разработке новых технологий, позволяющих создать устройства, которые подойдут широкому спектру слушателей. Этот же момент имеет большое значение при тестировании техники: например, у DALI есть график, показывающий на большой выборке (7 500 композиций с 1963 по 2011 годы) то, как и когда обходились в среднем с компрессией динамического диапазона.
Также читайте наши репортажи с фабрики DALI:
https://stereo.ru/to/7fnlh-reportazh-s-fabriki-dali-nichego-lishnego-tolko-muzyka