DALI (Danish Audiophile Loudspeaker Industries) — датская компания, занимающаяся производством активной, пассивной, инсталляционной, портативной акустики и наушников.
Основана в ответ на потребности рынка
Компания DALI появилась в 1983 году. Ее основал Питер Лингдорф, до этого создавший бренды Lyngdorf Audio и Steinway Lyngdorf, а также владеющий скандинавской сетью аудиомагазинов HiFi Klubben.
В HiFi Klubben в 1983 году заметили, что покупатели часто требуют такой акустики, которой нет на рынке — с определенными требованиями к размерам, форме, стоимости и звучанию. И поэтому компания решила самостоятельно выпускать акустику, отвечающую запросам рынка и занимающую эту нишу — так и появился бренд DALI.
Поначалу акустику создавали инженеры, до того работавшие на производстве американского бренда Cerwin Vega, а роль фабрики на себя взял подвал дома Питера Лингдорфа. Спустя три года, в 1986 году, у компании появилась полноценная фабрика в отдельном здании в городе Норагер, который находится неподалеку от второго по величине города Дании — Орхуса. На этой фабрике, помимо акустики DALI, также собирались и модели Cerwin Vega для европейского рынка.
Поначалу компания продавала колонки под брендом NAD. Первой акустикой, выпущенной компанией под собственным именем, стала полочная модель DALI 2, представленная публике в 1985 году.
Это компактные колонки, в которых разработчики стремились воплотить все требования, которые предъявлял рынок: они должны были быть бюджетными, с широким динамическим диапазоном, повышенной четкостью звука и менее гулким басом. Кроме того, они должны были работать с широким спектром усилителей.
Дебютная двухполосная акустика получила 6,5-дюймовый СЧ/НЧ-динамик с диффузором из ламинированной древесной массы и поливинила, а также дюймовый твитер с мягким куполом, играющий до 20 кГц. В этой модели уже прослеживался принцип, которого DALI придерживается до сих пор — широкая дисперсия звучания, которая позволяет не разворачивать акустику на себя при прослушивании.
Вскоре после релиза DALI 2 компания представила более крупные модели в этой серии: полочные 3 и напольные 4, 6 и 8. Корпуса всех колонок оформлялись шпоном.
Подробный процесс разработки
Процесс разработки акустики в DALI тех времен начинался с определения размера корпуса и расчета его геометрии с учетом исключения стоячих волн. После этого компания подбирала соответствующий НЧ-динамик, просчитывала его параметры, разрабатывала подходящие к нему твитер и СЧ-излучатель и искала оптимальные варианты размещения динамиков на фронтальной панели корпуса, стремясь добиться широкой дисперсии и минимальных искажений.
После установки динамиков разработчики измеряли их искажения, частотный отклик и другие параметры, а уже с этими данными приступала к разработке кроссовера. От кроссовера компания стремилась получить ровный частотный отклик, правильный фазовый отклик, а также обращала внимание на другие важные измерения. Следующим этапом были прослушивания.
При разработке этой акустики в DALI ориентировались не только на измерения в идеальных условиях, но и на то, как колонки будут вести себя в реальных помещениях. Для этого компания построила три тестовых комнаты: у одной были толстые бетонные стены и никаких резонирующих поверхностей, что позволяет определить резонансы в самой акустике; вторая имитировала крупную гостиную с высоким временем реверберации; третья — небольшую гостиную с большим числом поглощающих материалов.
В тестовом прослушивании принимали участие слушатели с разными музыкальными предпочтениями, способные расслышать малейшие нюансы в воспроизведении звукозаписи. Испытуемые сравнивали звучание тестовых систем с референсной в слепом тестировании и после рассказывали свои впечатления организаторам тестирования — а DALI старалась выделить наиболее критически важные замечания, сопоставить результаты тестирования с лабораторными измерениями и решить поставленные задачи.
После внесения изменений та же самая группа вновь слушала акустику по тому же методу. Только после того, как все участники группы были удовлетворены акустикой, она попадала в серийное производство.
Первый High End
Первой моделью, которую компания причислила к высокому классу, стала DALI 40. Это крупногабаритная акустика массой в 68 кг, в которой каждая колонка получила по семь излучателей. Средне- и высокочастотные динамики оформлены по схеме Д'Апполито: твитер находился между двумя среднечастотниками.
За воспроизведение низкочастотного диапазона отвечало специальное акустические оформление, получившее название L. Два динамика были расположены на фронтальной панели, находились в общем объеме и работали на фазоинвертор, в то время как еще два динамика находились внутри корпуса и играли противоположно первым двум в отдельные камеры.
Такая система, комбинирующая фазоинверторы и закрытые ящики, позволяла низкочастотным динамикам эффективно гасить вибрации друг друга и играть от 25 Гц без искажений. В этом помогал и алюминий, использованный в качестве одного из материалов корпуса вместе с оформленными шпоном МДФ-панелями.
Спустя почти десять лет DALI выпустила специальную версию модели 40 — DALI 40 SE, которая использовала более современные технологии и материалы, в первую очередь — в кроссоверах и динамиках. Так, у средне- и низкочастотных динамиков вместо пылезащитных колпачков в центре установлена вентилируемая сетка, а используемые магниты генерировали линейное поле.
Среднечастотники получили небольшие катушки, так как работали с меньшими объемами воздуха, чем вуферы. В итоге, разработчики добились горизонтальной дисперсии звука в 180° и вертикальной в 30°, благодаря чему акустику можно было расположить практически в любой точке помещения.
Необычный дизайн и появление ленточных излучателей
Одной из знаковых моделей 90-х стала акустика Skyline, вышедшая в 1992 году. Она комбинировала в себе ставшие популярными в те годы подходы к созданию акустики: то есть была дипольной и ленточной.
Такой формат соответствовал принципам самой DALI, которая стремилась создавать акустику, практически не зависимую от формата помещения: открытое акустическое оформление позволяло модели распространять звук и вперед, и назад, благодаря чему сцена, как утверждают в компании, получалась трехмерной вне зависимости от размещения колонок.
Вместе с длинным ленточным твитером в системе использовались классические динамические излучатели на средних и низких частотах. В линейку вошли две модели: Skyline 1000 и 2000, которые отличались количеством среднечастотных динамиков и размером низкочастотников и твитеров.
В этот же период DALI начала активно выходить на рынки других стран. Компания ставила своей целью стать одним из крупнейших производителей и поставщиков акустики в мире — и именно в 90-х начала активное распространение на мировой сцене.
В 1996 году свет увидела акустика Megaline. Это крупная модель высотой 2,3 м, представлявшая собой линейный массив. Корпус ее был разделен на три секции, расположенных друг на друге — суммарно в них разместились двенадцать 6,5-дюймовых динамиков и три 30-дюймовых ленточных твитера. Такое решение позволило акустике создавать равномерное звуковое поле во всем объеме — от пола до потолка.
При этом массивная 260-кг акустика оказалась относительно легкой нагрузкой для усилителей. Изначально эту модель изготовили только для того, чтобы показывать на шоу, но внезапно она понравилась посетителям — и ее пришлось отправить в производство. Также за счет высоты акустики разработчикам удалось избавиться от отражений звука от пола и потолка.
Мировая экспансия
В 2001 году компания открыла свой первый зарубежный офис продаж — в Германии. Годом позже DALI представила акустику серии Euphonia — именно в ней появилась гибридная система твитеров, ставшая фирменной особенностью компании.
В ней за воспроизведение высоких частот отвечает модуль из классического твитера с мягким куполом и ленточного твитера. В этой же акустике появились фирменные коричневые динамики из древесного волокна: теперь этот материал компания использует для диффузоров динамиков всех своих линеек.
Euphonia стала топовой линейкой компании и также отличалась особым акустическим оформлением низкочастотного модуля, сочетающего в себе рупор с фазоинвертором. Акустику этой серии производили вручную.
После релиза топовой линейки DALI сосредоточилась на более доступных моделях и представила серию Сoncept. За счет выведенного на фронтальную панель фазоинвертора эта акустика могла стоять на небольшом расстоянии от стены. В этой серии вместо гибридного высокочастотного модуля в целях снижения стоимости использовали только купольный твитер.
В линейку вошли три напольные модели, две полочные, сабвуфер и акустика центрального канала, что позволяло собрать из колонок Concept домашний кинотеатр любого размера или же подобрать стереопару под помещение практически любой площади.
В 2004 году компания отметила свое двадцатилетие релизом серии Helicon, занявшей среднее положение в каталоге бренда. Многие технологические решения эта серия позаимствовала у старшей Euphonia, но есть и ряд отличий: использовался твитер с меньшим диаметром купола, вместо редкоземельных магнитов в нем устанавливались ферритовые, а накладку, оформляющую ВЧ-модуль, у Helicon вырезали из листа алюминия, а не отливали по форме.
Магниты в СЧ- и НЧ-динамиках стали меньше, корпус изготавливался из многослойных листов МДФ, а дополнительную устойчивость и виброзащиту акустике обеспечивала гранитная плита в основании. Эти изменения позволили воплотить принципы, представленные в Euphonia, в более доступном широкому покупателю ценовом сегменте.
В 2005 году компания открыла свой офис продаж в Великобритании, продолжая экспансию на мировой аудиосцене. К 2006 году акустика DALI уже продавалась в 50 странах.
Расширение производства
В 2007 году DALI потребовалось расширить производство — и компания открыла собственную фабрику в китайском Нинбо. С тех пор бюджетные линейки DALI, а также различные комплектующие, производятся на китайском заводе, в то время как топовые серии делают в Дании.
Это не сторонний завод и не OEM-линия, а предприятие, полностью принадлежащее компании. Оно имеет все необходимые мощности. Если верить представителям компании, максимум внимания DALI уделяет качеству продукции и тщательному обучению сотрудников — этих принципов бренд придерживается и на датском производстве, и на китайском.
Если ранее DALI заказывала динамики по собственным спецификациям у таких фирм, как ScanSpeak, то с 2010 года она производит их самостоятельно. Оборудованием для производства динамиков оснащен как китайский завод, так и датский.
Первая модель акустики, в которой использовались динамики от DALI — это Mentor 6 SE. В том же 2010 году компания также представила серию акустики Ikon MK2, которая совместила в себе преимущества датского и китайского производств: корпуса изготавливались в Дании, динамики и начинка — в Китае, за счет чего удалось сделать серию достаточно доступной.
В этой акустике разработчики сделали акцент на согласовании низких и высоких частот, стремясь добиться более «теплого и полновесного» звучания. Напольная модель Ikon 6 MK2 в итоге получила награду EISA как лучшая европейская акустика 2010–2011.
Годом позже DALI показала необычно выглядящую акустику Fazon F5. Формой корпуса она напоминает стоящий на ножке банан, чуть обрезанный сверху. Такая геометрия продиктована стремлением инженеров DALI избавиться от паразитных отражений и стоячих волн, а также отразить современную эстетику.
Корпуса акустики этой серии изготовлены из алюминия, фронтальная панель, как и на Ikon, двухслойная: за счет этого корпус становится жестким и работает с минимальным количеством отражений. Твитер изолирован от вибраций, создаваемых СЧ/НЧ-динамиками. Во многом, однако, эта модель основывалась на серии Mentor, представленной в 2006 году.
В том же году компания выпустила новую бюджетную серию Zensor. К этому моменту продукция DALI уже присутствовала в 65 странах.
Магнитная система SMC
Для новой топовой серии Epicon компания запатентовала новый материал магнитной системы — мягкий магнитный компаунд. Впервые он появился именно в серии Epicon и тогда стал частью линейной магнитной системы, снижающей уровень искажений СЧ/НЧ-динамиков.
Этот материал компания поначалу использовала только в топовых линейках, но сейчас такие магниты устанавливаются и в бюджетные модели. С момента релиза Epicon в динамиках DALI перестали использоваться железные магниты.
Средне- и низкочастотные динамики этой акустики изготавливаются на фабрике в Дании. Прочность корпусу обеспечивает многослойная конструкция, а изогнутая форма, по мнению разработчиков, положительно сказывается на звучании. Гибридный высокочастотный модуль, установленный в специальную алюминиевую пластину, обеспечивает широкую дисперсию звучания.
После выхода Epicon компания представила аудиоустройство совсем другого типа — активную беспроводную систему Kubik Free + Extra. Эту серию компания продолжила развивать, добавив годом позже модель Kubik One.
Материал SMC после Epicon впервые появился в серии Rubicon, следующей по старшинству и выпущенной в 2014 году. В то же время в серии Zensor появилась активная акустика 5AX, основанная на напольной модели Zensor 5.
Позже, в 2017 году, компания анонсировала новую бюджетную линейку Spektor. В ней главный упор был сделан на работу с самыми разными усилителями и ресиверами.
Наше время
В 2018 году на рынке появилась еще одна бюджетная линейка DALI — Oberon. В этой акустике используется только один твитер, а не фирменная гибридная система, но СЧ/НЧ-динамики получили магнитную систему на базе материала SMC, ранее использовавшегося только в топовых линейках.
В свое время компания утверждала, что ее основной фокус — это акустика, и заниматься другими типами устройств она не планирует. Однако в 2019 году DALI выпустила свои первые наушники — беспроводные модели iO6 и iO4. Они получили динамики с фирменными диффузорами из древесного волокна и фирменную же настройку звучания.
Сейчас на рынке доступно более десятка линеек акустики DALI: активной, пассивной, бюджетной, топовой, встраиваемой и беспроводной. Старшие модели, как и ранее, производятся на датской фабрике (это серии Opticon, Callisto, Epicon, напольные Oberon One). Младшие серии, а также комплектующие — на собственной фабрике бренда в Китае.
Датская фабрика разрослась и занимает 220 000 кв.м, китайская же имеет площадь в 5 500 кв.м. В 2018 году компания изготовила 250 000 колонок, большая часть которых вышла из дверей китайской фабрики. На датскую пришлось 40 000 экземпляров. По всему миру в компании работают более 250 человек, из которых 100 заняты в Дании.
Основное внимание DALI уделяет разработке новых технологий, позволяющих создать устройства, которые подойдут широкому спектру слушателей. Этот же момент имеет большое значение при тестировании техники: например, у DALI есть график, показывающий на большой выборке (7 500 композиций с 1963 по 2011 годы) то, как и когда обходились в среднем с компрессией динамического диапазона.
Также читайте наши репортажи с фабрики DALI:
https://stereo.ru/to/7fnlh-reportazh-s-fabriki-dali-nichego-lishnego-tolko-muzyka