Этому проекту во многом повезло: он попал к инсталляторам на стадии дизайнерской визуализации, и дальше началась практическая и, что важно, крайне согласованная работа. А опыт показывает — без согласованной, взаимно-понятной позиции дизайнеров и инженеров, хорошего результата не выйдет.
Первоначальный визуальный проект достаточно сильно отличался от того, что получилось в итоге. Точнее, стиль, придуманный дизайнером, был полностью сохранен, но некоторые элементы (например, бар в кинотеатре) вычеркнули из проекта, потому что они не слишком гармонировали с критериями хорошего звука и изображения. Также и материалы, нарисованные в эскизе, схожи внешне, но существенно различаются по сути. Кинотеатр расположен в подвальном помещении загородного дома, ранее там была бетонная коробка с подведенными базовыми коммуникациями.
Модульность
Основа кинотеатра, каркас всей конструкции и одновременно звуковая обработка сделаны за счет так называемой акустической оболочки. Главная идея в том, что 80% каркаса, охватывающего помещение по периметру, собрано из базовых элементов заводского изготовления, и только 20% подогнаны под конкретное помещение.

В использованном наборе есть стандартные и угловые акустические модули, модули, рассчитанные на установку акустики или техники, а также цокольные модули, позволяющие размещать технику и прокладывать коммуникации. Помимо всего прочего, в списке есть и элементы пола (в нашем случае — для построения сцены перед экраном), и декоративные грили.
Отдельной частью проекта стала звукоизолирующая дверь толщиной 16 сантиметров, снабженная специальной фурнитурой и коробкой сложного профиля с несколькими контурами уплотнителя.
Модульная система спроектирована таким образом, чтобы за счет базовых конструкций собрать основную часть акустического каркаса. Это и технически проще, и удешевляет сам процесс без потери качества, скорее даже наоборот. Оставшийся процент «кастомных» модулей с высокой точностью подогнан под помещение и справляется с необходимой коррекцией свойств конкретной комнаты. Вдобавок модули предусматривают систему креплений, дополненную виброразвязкой.

Для отделки каркаса использовали акустическую ткань, натянутую на грили. Некоторые грили украшены принтами по эскизам дизайнера помещения. Другая часть оболочки покрыта акустическими перфорированными МДФ-панелями с отделкой натуральным шпоном. Потолок кинозала также акустически обработан и затянут тканью под замшу.
За элементами акустической оболочки спрятана и приточная вентиляция, без которой в замкнутом пространстве не обойтись. Выведены воздуховоды по углам помещения со стороны экрана и их совершенно не видно.
Два театра
Никаких специфических технических требований к устройству кинотеатра заказчик не высказал, пожелания были традиционными: универсальность, удобство, качественный звук и картинка, включая 3D. Тем не менее, в самом помещение есть один необычный нюанс — перед экраном сооружена небольшая сцена с подсветкой и занавесом. В результате кинозал легко превращается в импровизированный детский театр. Эта функция не мешает основному предназначению: оба занавеса (передний и закрывающий экран) автоматизированы, подсветка отключается, и только ковровое покрытие, лежащее обычно на сцене, необходимо убирать перед детским выступлением.
Во время презентации руководитель проекта Антон Заднепрянный отметил, что это был интересный опыт и теперь сценический подиум он рекомендует устанавливать в любой проект, даже если театральных постановок и не планируется: «Его наличие создает у зрителя впечатление, будто он находится в настоящем кинозале. Чувство вовлеченности в происходящее на экране становится намного полнее».

Для озвучивания зала выбрали профессиональную инсталляционную акустику Procella Audio и сабвуферы SVS. На фронтальных и центральном канале стоят три двухполосных акустических системы Procella Audio P8. В этих колонках работают 1-дюймовый компрессионный драйвер в рупорном оформлении и 8-дюймовый среднечастотник в закрытом ящике. Для боковых и тыловых каналов использована акустика Procella Audio P6 — тоже двухполосная и тоже с рупорной верхнечастотной секцией, но с меньшим среднечастотником и конструкцией, более подходящей именно для тылов.
В качестве усиления установлены профессиональные встраиваемые двухканальные усилители Hypex PCS2.700 и Hypex PCS2.400. Усилители работают в классе D и применяют DSP-обработку для каждого канала. Небольшие по размеру и весу, они почти не нагреваются и рассчитаны на самые разные типы установки, в том числе могут быть прикрепленными на стену. Четыре усилителя разместили как можно ближе к акустике, поскольку провести на большое расстояние балансный сигнал значительно проще и лучше для качества звука, чем проложить линии акустического кабеля на такое же расстояние до акустики.

Четыре сабвуфера SVS SB-2000 — обычные корпусные модели, рассчитанные на установку на пол. Однако в этой комнате они помещены в специально подготовленные ниши в акустическом каркасе. Таким образом, вся акустика, сабы и усилители спрятаны за съемными грилями с акустически прозрачной тканью.
Изображение на экран Screen Research FS3-150-240-C со звукопрозрачным полотном (диагональ более 4-х метров) выводит проектор Sony VLP-VW500ES. Универсальным источником служит OPPO BDP-103D, а за обработку сигнала и коммутацию отвечает процессор Onkyo PR-SC 5509. Вся техника в системе соединяется кабелями Canare: балансными от процессора к усилителям, акустическими и HDMI. Проигрыватель, процессор и проектор размещены во встроенном прямо в акустическую оболочку шкафу. В нем также есть полки для хранения дисков и другой мелочи, отмечу, что каждая полка подсвечивается. Отделан шкаф тем же шпоном, что и стеновые панели и дверь. Для защиты видеопроектора стоит источник бесперебойного питания APC.

Для управления можно воспользоваться планшетом iPad или универсальным пультом на базе контроллера ProControl. Последний управляет и двумя занавесами и светом — для них задействована система Lutron Grafik Eye, в нашем случае рассчитанная как раз на две моторизованные шторы (занавеса) и три световых зоны. Все зоны диммируются по специальным сценариям, заложенным в систему управления. Дополнительно работают «светлячки» дежурного света, помогающие ориентироваться в полной темноте.
В зале стоят кресла российского производства Cinemacomfort. Спинка и подушка для ног имеют независимые моторизованные регулировки. Отделку для кресел подбирали вместе с дизайнером интерьера — из широкого спектра материалов выбор сделали в пользу алькантары.

В целом, если обобщить впечатления от кинозала — аккуратный проект, по-домашнему уютный дизайн, хорошая звуковая обработка помещения, и конечно же звук с изображением — ровно то, что хотелось и понравилось владельцам дома.
Проект выполнен инсталляционной компанией Cinemalounge (cinemalounge.ru). Руководитель проекта — Антон Заднепрянный, дизайнер — Мария Ватолина (vatolina.ru), акустическое проектирование и материалы — компания Acoustic Solutions, ГИП — Валерий Лысюк.