Новая серия акустики Wharfedale EVO4 состоит из семи разнокалиберных моделей, которые могут использоваться как в домашнем кинотеатре, так и в стереосистемах. Побывавшие на тесте напольные колонки наиболее органичны во второй роли.
В фирменной иерархии новая «Эволюция» занимает особое положение, которое я бы охарактеризовал как «бюджетный топ», причем второе слово здесь главнее. К тому же, тут немало намеков на родство с флагманской линейкой Elysian — и внешних, и конструктивных — что подчеркивает и сам производитель.
Напольники EVO 4.4 занимают старшую позицию в своей линейке. Также в ней есть напольная модификация с индексом 4.3 — поменьше размером и «полегче» звучанием, а еще две полочные версии, пара центральных громкоговорителей и колонка окружающего звучания.
Начнем с того, что выглядят напольники солидно и благородно — в реальности, кстати, гораздо эффектнее, чем на фотографиях. В данном случае фраза «отделка под орех» неуместна — никаких «под», это и есть натуральный ореховый шпон, причем весьма приятный на ощупь. Также предлагаются черный и белый варианты, но мне они показались строгими и не столь «уютными» для глаз.
В дизайне корпуса преобладают плавные округлые линии. Изогнутые боковые стенки переходят в зауженную заднюю панель, отчего сверху колонка отчасти напоминает усеченную каплю. И визуально это выгодно отличает EVO4 от минималистичных параллелепипедов, которые нередко встречаются в данной ценовой категории.
Задняя стенка прямая и гладкая как спина английской гувернантки, лишь внизу ненавязчиво расположены две пары клемм bi-wiring подключения. Фазоинвертора «я не вижу, а он есть», как говорилось в известном фильме. Здесь мы имеем дело со знакомой фирменной конструкцией SLPP (Slot Loaded Profiled Port).
Раструб такой системы направлен вниз, но акустические волны устремляются не прямо в пол, а в чуть отстоящую от корпуса нижнюю плиту и выходят в боковые щелевые порты. Это позволяет избавиться от посторонних призвуков и увеличить скорость отклика на низах.
Прозрачная политика
С топовой линейкой Elysian рассматриваемую серию EVO4 роднят твиттеры, низкочастотные излучатели и упомянутый фазоинвертор SLPP — эти компоненты, по словам производителя, «взращены» из дорогих и престижных конструкторских решений.
В действительности, сами по себе эти технологии уже не новы и хорошо знакомы в мире акустики, вопрос лишь в качестве материалов и точности исполнения. Ленточный твиттер (30 х 60 мм) — это AMT (Air Motion Transformer) конструкция, известная также как излучатель Оскара Хейла. Напомним, что он представляет собой гофрированную мембрану с токопроводящими элементами, которые, притягиваясь друг к другу, создают акустические колебания.
Еще один схожий с Elysian элемент — это низкочастотные излучатели из плетеных арамидных (они же кевларовые) волокон с длинноходными резиновыми подвесами. Любопытно наблюдать, как на сильных ударах двойные 165-мм диффузоры словно выстреливают вам навстречу, а конические «пули» в центре только усиливают визуальный эффект.
Среднечастотник здесь достаточно необычный для напольного форм-фактора — 50-мм мягкий тканевый купольный излучатель, который знаком нам и по предыдущим сериям EVO. Он покрыт антирезонансным демпфирующим составом, позади динамика расположена особая камера, которая гасит паразитные колебания и повышает детальность звучания.
По замыслу производителя, все упомянутые технические решения призваны в сумме давать чистый и прозрачный звук без явного окраса. Два относительно крупных низкочастотника при этом не должны просто излучать массивные басы, а напротив, позволяют сосредоточиться на скорости, точности и передаче конкретных инструментов.
Кстати, такой демонстративный отход от басхэдной подачи я все чаще наблюдаю у производителей акустики и наушников. И это, представьте, происходит в эпоху рэпа и цифровых звуков. Видимо, компании почувствовали нарастающий внутренний протест у истинных меломанов и постарались разграничить натуральное и коммерческое «басовое» звучание.
Источником сигнала на прослушивании стал музыкальный сервер Naim Uniti Core. Он может хранить до 8 Тб музыки в распространенных форматах, а также конвертировать информацию с СD-дисков.
Изначально мы планировали возложить дальнейшую обработку сигнала на новый универсальный аппарат Quad Artera Solus Play, который объединяет в себе сетевой и CD-проигрыватели, ЦАП, предусилитель и усилитель мощности, выдающий по 75 Вт на канал при 8 Ом. Однако в процессе тестирования пришлось внести коррективы…
Поставить к стенке
Комната для прослушивания имела сложную для акустики квадратную форму, а мы еще нарочно усугубили ситуацию, поставив колонки ближе к середине и не забыв построить идеальный слушательский «треугольник». На недавнем тесте другой системы это расположение отлично себя оправдало, попробуем повторить результат.
Быстрые и четкие басы, говорите?… Тогда давайте начнем с «Thunderstruck» AC/DC. Такое ощущение, что у Криса Слэйда отобрали ударную установку и вручили пионерский барабан. Похожая ситуация и с различными композициями Judas Priest. А посему вернемся к классическому расположению колонок у стены.
Вот теперь чувствуются и удар, и драйв при четкой проработке средних частот, особенно вокала. Кажется, что Брайан Джонсон вырвался из жесткого массивного корпуса и пронзительно кричит тебе прямо в лицо. Пусть англичане сами указали, что из-за специфичного расположения фазоинвертора колонки не особо чувствительны к «фактору стены», однако и акустику комнаты никто не отменял. Так что первый вывод — EVO 4.4 требуют вдумчивой расстановки в конкретном помещении.
Но меня не покидает чувство, что колонки способны на большее. А в комнате как рояль в кустах обнаружилась пара моноблочных усилителей Quad Elite QMP, которые вместе стоят в два с лишним раза больше колонок, зато и выдают по 260 Вт на канал.
Вот сейчас обещанные отчетливость и скорость на низах ощущаются в должной мере. Скоростная бас-бочка и быстрые гитары в композиции «The Fire Still Burns» DragonForce выпуклы, натуральны, не давят массой, а подкупают детальностью и собранностью. Это же можно сказать и о вещах потяжелее, вроде «For Whom The Bell Tolls» от Metallica.
И теперь второй вывод — колонки «любят ток», как говорят меломаны. Так что не поленитесь подобрать соответствующий усилитель, сообразно запросам акустики и ценовому соответствию. Вот и наш Quad Artera Solus Play в другом сетапе вел себя безукоризненно, но сейчас вынужден ограничиться конвертацией сигнала и функцией предусилителя, передав усиление компонентам помощнее.
Однако не спешите вешать на EVO 4.4 ярлык «металлических» колонок. Они просто хорошо и добросовестно отыгрывают тяжелые жанры, но при этом несколько отстраненно, без огонька. Лично мне здесь не хватило ноток злости и агрессивности. Впрочем, это уже вопрос вкуса, может у вас сложится иное впечатление.
Зато хорошо записанный мелодичный рок, к которому я, в том числе, отношу Dire Straits, льется как бальзам на уши — звук чистый, прозрачный и сбалансированный. Не менее эффектно воспроизводится акустический прогрессив-рок. Однако и здесь найдется специфическое «но». Эта подача довольно нейтральная и бесстрастная, без явной красивости, которая свойствена, к примеру, неким «хорошим скандинавским колонкам».
Очень выигрышно EVO 4.4 подают джаз и свинг. В джазовом стандарте «Take Five» Dave Brubeck Quartet мне наконец удалось услышать обещанный производителем эффект, когда ты слушаешь не аппаратуру, а непосредственно инструменты.
Отлично согласованный дуэт купольного среднечастотника и ленточного твиттера позволяет рекомендовать колонки для композиций, где основной упор делается на вокал, как скажем, прозвучавшие на тесте госпел-группа The Fairfield Four или канадская джазовая певица и пианистка Diana Krall.
Большие симфонические произведения EVO 4.4 рисуют объемно и масштабно, а порой и с изюминкой. В Auf der Jagd, Polka Schnell (полька «На охоте») Иоганна Штрауса-младшего партитура включает настоящие пистолетные выстрелы, которые неожиданно прозвучали столь натурально, что захотелось нырнуть в укрытие и поправить несуществующую каску. А описанное выше «стреляющее» движение низкочастотников только добавило впечатлений.
Раз компания заявила о родственных технологиях у EVO 4.4 и дорогой серии Elysian, то накануне я не удержался от прослушивания той действительно незаурядной флагманской линейки. Надо признать, что рассматривать тестируемые напольники как «Elysian для экономных» не получится — слишком велик маркетинговый, конструктивный и ценовой разрыв.
Однако есть и общие черты. Это, прежде всего, подход к звуку, где упор сделан на точное воспроизведение низких частот и ровное натуральное звучание с минимумом окраса. Только флагманы делают это на два порядка лучше. Но и EVO словно пытаются перерасти свою ценовую категорию качеством изготовления, солидным дизайном и сбалансированной подачей.
Вывод
Напольные колонки EVO 4.4 могут стать интересным вариантом для ценителей ровной честной подачи без уклона в сухую аналитичность. Акустика демонстрирует универсальный характер и способна справиться с большинством музыкальных жанров от метала до классики. Однако перед покупкой рекомендуем тщательно прослушать колонки в схожих с вашими условиях использования — как говорится, «некоторые любят покрасивее».
Нейтральное неприукрашенное звучание, аккуратная обработка низких частот. Отличный дизайн и высокое качество изготовления.
Честный характер порой нравится не всем. Требуют тщательного подбора усилителя и вдумчивой расстановки в помещении.
123 739 рублей
Тип: напольные, трехполосные
Акустическое оформление: фазоинвертор SLPP
Частотный диапазон: 38 – 22 000 Гц (+/- 6 дБ)
Максимальное звуковое давление: 107 дБ
Частота кроссовера: 1400 Гц, 4700 Гц
Динамики: ВЧ – ленточный 30 х 60 мм, СЧ – 50-мм тканевый купол с демпфирующим покрытием, НЧ – 2 x 165-мм арамидное плетение
Чувствительность: 89 дБ
Сопротивление: 8 Ом
Размеры (ВхШхГ): 1060 х 250 х 350 мм
Вес: 25,6 кг (каждая)