Сегодня немецкую компанию Inakustik большинство знает как производителя всевозможной кабельной продукции от бюджетной до аудиофильской. И как-то позабылись и отошли на задний план аксессуары, однако по-настоящему фирма не только не позабыла о них, но напротив — расширила модельный ряд.
Аксессуары на аудиофильском рынке появились не вчера. Например, сегмент опций для виброразвязки у японских производителей вертушек возник несколько десятилетий назад. А сейчас это очень перегретый рынок, достигший разнообразия на уровне рынка кабелей. Есть решения на любой вкус и кошелек: подчас набор ножек-конусов или подставок обойдется покупателю как приличный усилитель или пара колонок. И нередки случаи, когда цена не имеет ничего общего с функционалом. Впрочем, и среди дорогих вариантов встречаются интересные решения, не только имеющие право на существование, но и заслуживающие внимания владельцев техники.
Но есть несколько моментов, о которых стоит помнить всегда, во всех случаях, будь то подбор простых шипов или сложных дорогостоящих ножек к акустике.
Во-первых, виброразвязке почти всегда стоит уделить внимание. В какой-то мере о ней думают сами производители, но насколько серьезно — всегда вопрос. Бывает так, что у недорогой акустики или компонента в базовом варианте виброразвязка реализована хорошо. Но случается, что и у дорогой, хорошо сконструированной техники этому аспекту не уделено вообще никакого внимания.
Во-вторых, невзирая на цену, среди виброразвязок есть как невзрачные, но рабочие конструкции, так и в большей степени декоративные, чем полезные. То есть внешность и цена могут никак не соотноситься с качеством и результатом.
Отсюда третий пункт: далеко не все аксессуары стоят своих денег и далеко не все они сделаны качественно.
И наконец, если говорить о тонкой настройке звука в системе, о поиске сочетаний, нужно учитывать, что все взаимосвязано. Конкретный набор компонентов — стойки, материал полок, свойств пола и прочего — может хорошо подойти под одно решение виброразвязки, но совершенно не сработаться с другим.
Заполучив на тест семь коробочек со всевозможными аксессуарами Inakustik, мне интересно было не только изучить их свойства, но и немного рассказать о принципах обращения с такими (и подобными) вещами, обратить внимание на те нюансы, которые заслуживают внимания при выборе. И в этом ключе привязка как таковая к конкретным моделям уже вторична, они (модели) служат лишь примером.
Конусы и подставки к ним Inakustik Pic Absorber
Первое и самое ходовое, на мой взгляд, в тестируемом наборе — конусы и подставки к ним. (1571 и 1550) Называются они Inakustik Pic Absorber, компания выпускает их много лет, и мне они хорошо знакомы. Недавно поменялась только упаковка, а сами конусы остались такими же, какими были раньше. Точеные металлические конусы диаметром 36 мм с минимальной высотой 30 мм. С минимальной, поскольку вершина конуса регулируемая — это в свою очередь миниатюрный конус с резьбой, вкручивающийся в основание. У регулируемой опорной части, изготовленной из твердого сплава, есть отверстие, позволяющее регулировать высоту, когда конус находится под нагрузкой.
Для регулировки в комплекте идет небольшой металлический штифт, который мог бы быть и чуть-чуть длиннее для удобства. Штатное крепление у конусов при помощи самоклеящейся поверхности, при приклеивании к чему-либо между клеевым слоем и металлом остается еще и прослойка вспененного пластика. В целом это достаточно удобная система, простая в использовании и совершенно точно работоспособная.
Я использовал такие конусы и в качестве временных подставок под компоненты (приклеивать не обязательно, можно и просто подставить), и в конструкции временных стоек под аппаратуру, которые были у меня в те периоды, когда система менялась и был неясен точный состав, количество компонентов и их вес, а значит, тратиться на хорошую аппаратную стойку было рано. В качестве системы развязки работают эти конусы очень неплохо.
Принцип работы у всех конусов и шипов одинаковый, но влезать в истории с дорогими сплавами и керамикой не всегда имеет смысл. На практике однажды точно таких же Pic Absorber мне хватило, чтобы утихомирить микрофонный эффект лампового фонокорректора, не связываясь с демпферами на лампы (когда-то это была большая редкость) или более дорогими системами развязки.
Самоклейка и прослойка вспененного пластика хороши, а при необходимости этот слой можно как срезать, так и сделать заново (в каталоге есть подходящий для этого материал 3M).
Нашлись у Pic Absorber и некоторые конструктивные странности: тело конуса просверлено насквозь, в отверстии частично нарезана резьба диаметром 7 мм для обеспечения хода регулируемого шипа. Логичнее сделать резьбу насквозь и придерживаться ходового диаметра 6 или 8 мм, но производитель по каким-то причинам решил поступить иначе.
Конусов в комплекте поставки четыре, использовать все или только три — лучше решать по месту и по ситуации. Цвета на выбор — черный матовый или золотистый. И замечу, при моей стойкой нелюбви к любой позолоте, эти конусы не выглядели вычурно.
Подставок под шипы в комплекте нет, их компания предлагает опционально. Inakustik Protection Plates представляют собой аккуратные фрезерованные подставки диаметром 30 и высотой 5 мм. В комплекте их четыре, доступны те же цвета отделки, что и у конусов. На поверхности-основании тоже имеется тонкий слой вспененного пластика и самоклейка. Не уверен, что в случае с подставками под шипы она нужна, но мало ли, вдруг кто-то захочет прикрепить подставку к компоненту или полке, а конус расположить под ней? Возможность выбора лишней не будет.
Этот комплект — базовый элемент, с которого можно начать, и в ряде случаев его будет достаточно. Способов и мест применения множество — это акустика, компоненты, элементы стойки и дополнительные полки-плиты. Вес конусы могут выдержать очень большой, и совсем не беда, если прослойки из пластика спрессуются: на основной принцип развязки при помощи шипа это никак не повлияет, а если что — конструкцию всегда можно дополнить, например, кружочком из пробки.
При установке (и это справедливо почти для всех систем развязки) стоит учитывать место контакта. Если с акустикой, полкой или подставкой все более-менее очевидно, то с усилителем стоит прикинуть, где же расположен наибольший вес (обычно это трансформатор), и какова примерная жесткость конструкции корпуса. Подбирать точки следует индивидуально, в том числе и на слух.
Сложности могут возникнуть в тот момент, когда нужно развязать небольшой легкий компонент. Иногда оказывается, что небольшой фонокорректор или даже блок питания излишне чувствительны к отсутствию развязки и к ее применению (советую проверить на имеющихся компонентах — свой личный опыт всегда ценен), но установка на шипы или конусы затрудняется небольшим весом или/и жесткостью кабелей.
В таких случаях эффективным оказывается, например, кусочек камня, установленный на верхнюю крышку. В своем арсенале я держу несколько брусочков и пластин из камня или из металла, иногда они очень полезны. Только не забудьте подложить что-нибудь под груз, чтобы не поцарапать крышку — кожа или пробка вполне подойдут. Если захочется продолжения экспериментов — всевозможные составные грузы для техники тоже в природе встречаются. Или придумайте что-то свое, запретов нет.
Столь подробное описание всего лишь одного конуса и подставки — это не внимание, уделенное конкретной модели, это внимание к одному из самых распространенных и эффективных принципов виброразвязки. Но идем дальше — следующая конструкция и следующий принцип.
Абсорберы Inakustik Mini Absorber и Absorber Doubletten
Небольшие легкие «таблетки» Inakustik Mini Absorber изготовлены по большей части из вспененной резины. Четыре сантиметра в диаметре и немногим больше полутора в высоту. На самом деле вспененная резина представлена двумя слоями, один толще другого примерно вдвое. Между ними — тонкая металлическая пластина. Снаружи надето и приклеено металлическое кольцо. Принцип функционирования такой конструкции — рассеивание и гашение, это практически обратное от того, что делает шип из твердого сплава. Но эти два принципа совершенно не противоречат друг другу, скорее дополняют.
Если вдумчиво рассмотреть конструкцию, она окажется интереснее, чем на первый взгляд. Ведь почти такого же эффекта при использовании можно добиться просто при помощи куска вспененной резины или пластика (кстати, экспериментаторам на заметку). Но здесь два слоя резины с прослойкой и внешним кольцом. Зачем? Прежде всего, раздел разных по свойствам материалов — это дополнительное гашение. Но здесь еще вся конструкция сделана таким образом, чтобы под нагрузкой она не расплывалась от времени, держала форму и внешний вид. Рекомендуемая допустимая производителем нагрузка на эти подставки — 8 кг, не так мало, как может показаться.
Спектр применения очень широк: развязка отдельных компонентов (особенно когда они установлены на стойке со стеклянными полками) и развязка небольшой активной или полочной акустики. Даже «бумбокс», бубнящий на комоде в спальне, можно сильно подлечить при помощи подобных подставок. Не менее эффективны подобные вещи бывают, если нужно отвязать, например, ЛАТР в системах с техникой с нештатным для нас вольтажом.
Следующая модель абсорбера, использующая схожий принцип, — Inakustik Absorber Doubletten. (1559) Они крупнее по размеру — диаметр 5,5 см. и немного по-другому устроены. Три слоя вспененной резины сверху и снизу тонкие, посередине слой толще, и между слоями — металлические диски толщиной чуть больше миллиметра. Допустимая нагрузка — 20 кг. Внешность может различаться: торцы пластин делаются серебристыми или золотыми (у младшей модели только серебристая отделка). Эти подставки предназначены для акустики, но никто не запрещает использовать их для дополнительной развязки компонентов, например, проигрывателя винила, если под ним расположена еще одна полка.
На практике я проверил, как работают Inakustik Mini Absorber и Inakustik Absorber Doubletten в системе с активными мониторами. Казалось бы, хороший стол со столешницей из клееного дерева твердой породы, да и корпуса мониторов сделаны совсем не по бытовым стандартам, однако разница между просто установкой и установкой с абсорберами заметна. Лучше структурирован бас и нижняя середина, за счет этого не смазывается детальность в средне-верхнем диапазоне, да и по ощущениям сцена выстраивается лучше. Плюс ко всему — ощущение большей воздушности и прозрачности. И для этого результата хватило младших абсорберов (старшие работают не хуже и не лучше, просто подходят для большей нагрузки). В обычной жизни мониторы у меня установлены на более сложных и дорогих системах развязки, с ними эффект еще отчетливее, но и цена несопоставима. Единственное, чего абсорберы в данном конкретном случае обеспечить не могут — так это регулируемого угла наклона мониторов, но такую возможность имеют только специализированные подставки.
Заканчивается эволюция этого типа подставок в каталоге Inakustik моделью Bolide Absorber. (1472, 1470) Конструкции напоминают шляпу или изображения летающих тарелок. В основе конструкции цельное резиновое основание с ребрами по внешней поверхности и поперечными ребрами внутри. Сверху на эту конструкцию надет металлический колпачок серебристого и золотого цвета, оклеенный слоем уже знакомой нам вспененной резиной. Его предназначение — распределять нагрузку в пределах допустимых 50 кг. И этим во многом определяется специфика применения.
В первую очередь — акустика. В ряде случаев акустика с шипами не уживается с напольным покрытием. Можно положить каменные плиты (или что-то подобное) и на них ставить колонки, но это не всегда самый доступный и самый лучший вариант. Как альтернативу ему стоит попробовать подобные демпфирующие конструкции. Основной вариант использования — сабвуфер и небольшие стойки, которые тоже иногда нужно развязать. Эффект может сказаться не только на качестве звука: они улучшат и в некоторой степени звукоизоляцию комнаты , и звуковая волна не пойдет по перекрытиям на полу.
Абсорбер Inakustik Gel Absorber
Дальше рассмотрим компоненты, работающие, в моем понимании, не столько на развязку как таковую, сколько на подстройку резонансных свойств. Материя это сложная, подчас сомнительная, но на практике все это имеет место быть. И не столь важно почему, сколько то, каким образом это можно использовать.
Модель помладше называется Inakustik Gel Absorber. (1520, 1510) Это уже целый комплект деталей, в поставке сопровождаемый книжкой-инструкцией. В основе конструкции — точеная круглая основание-опора из стали и гелевая вставка. Материал вставки похож на силикон, но интересней — пружинистый и мягкий одновременно он покрывается узором, похожим на отпечаток пальца, стоит только его сжать. Суть устройства понятна: металлическое основание распределяет равномерно давление на гелевую вставку, а та, в свою очередь, является развязывающим элементом.
Компания предлагает два варианта установки Gel Absorber. В комплекте есть кружки из двусторонней самоклейки, с ними абсорбер закрепляется вместо штатной ножки компонента. Второй вариант — фетровые тонкие наклейки, которые приклеиваются к металлическому основанию, и тогда абсорберы служит подставкой. Что выбрать — решайте по ситуации. Узкоспециализированного применения производитель не навязывает, стоит только учитывать ограничение в 20 кг по нагрузке.
Как повели себя Inakustik Gel Absorber на практике? По-разному. С имеющейся в моем распоряжении ламповой техникой эффект, как ни странно, был минимальный. Чуть-чуть более структурный звук, не более. С одним из проигрывателей виниловых пластинок (прямоприводный аппарат, приехавший на ремонт вообще без ножек в комплекте), наоборот, эффект ощутим сильнее, чем я ожидал — звук стал ровнее, как будто чуть мягче, из него ушла излишняя звонкость и металлические нотки.
Но лучше всего эти гелевые абсорберы проявили себя с акустикой. Тестировал в основном на тех же активных мониторах: эффект воздушности выражен не так, как с абсорберами из вспененной резины, но звук чистый, стройный, как будто появилась некая строгость.
Самая старшая модель в линейке гелевых абсорберов — Inakustik Hightech Gel Absorber. (1487, 1507) Здесь в конструкции уже не одно металлическое основание для гелевой вставки, а две детали ножки-опоры, между которыми гелевая вставка и располагается. Варианты крепления по принципу примерно такие же, как и в предыдущем случае. Опоры, точнее, их ответные части можно приклеить на самоклейке к корпусу компонента. А можно обе поверхности опоры — верхнюю и нижнюю — оклеить фетровыми прокладками и использовать как подставку. Оба варианта возможны, и в комплекте есть все необходимое для любой схемы установки.
Гелевых вставок в поставке три комплекта (вставки различаются по цветам). И рассчитаны они на разный вес. От 1,25 до 10 кг на одну опору, или от 5 до 40 кг в зависимости от устанавливаемого компонента. Скорее компонента, поскольку в моем понимании эти подставки в первую очередь рассчитаны на использование с компонентами, а не с акустикой (но никаких запретов, понятно, не существует). В целом система установки и использования удобная, смутило только одно — суммарная высота подставок «гелевой» серии очень не велика, почти всегда они тоньше штатных ножек. На качество виброразвязки это никак не влияет, но вот в плане специфики охлаждения конкретных компонентов изредка встречаются аппараты, для которых уменьшение высоты ножек оказывается критично для пассивного охлаждения.
По характеру и поведению Inakustik Hightech Gel Absorber в чем-то похожи на модель помладше, хотя, конечно, подбор вставок в зависимости от веса и по две металлические детали на опору — совсем не лишние. Это, скорее всего, скажется не только на работе, но и на долговечности используемых вставок. Кстати, с рекомендациями производителя по градации нагрузки я соглашусь, но ведь на практике имеет смысл поэкспериментировать — исключения бывают всегда. Что касается применения — я изначально предположил, что эти абсорберы скорее для компонентов. Оказалось, нет: они одинаково неплохо работают и с техникой, и с акустикой, просто всегда стоит учитывать индивидуальные особенности и место.
Итого
Надеюсь, факт того, что виброразвязкой стоит заниматься, для наших читателей очевиден. Но то, насколько глубоко и серьезно об этом думать — каждый должен решать для себя сам. Выбор средств и методов огромен — от подручных материалов до промышленных изделий с очень высокой ценой.
Относительно же компонентов Inakustik скажу, что по качеству ни один экземпляр у меня нареканий не вызвал, а что еще важнее — ни один из тестируемых аксессуаров не показался бессмысленным или бесполезным. Все работает, есть понятная градация конструкций и моделей, и также логичное развитие от младших моделей к старшим.